Медийная мифология социального в современном обществе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена мифологизации медийного конструирования социального: медиа создают репрезентации мира как площадки борьбы за власть и предлагают разные версии социальности, которые легитимируются в мифических нарративах. Научные дискуссии фиксируют сложность социального, необходимость его теоретизирования, дереификации с учетом цифрового контекста. Изучение диалектики медийного и социального выявляет корпус мифических верований и убеждений. В статье представлен дискурс о трех мифологических конструктах: естественной коллективности, медиатизированном центре и больших данных. Миф о медиатизированном центре - двойной конструкт: нарратив о наличии в обществе центра знаний, ценностей, смысла, нормативной/объяснительной истины; мифическое повествование о том, что медиа, репрезентирующие общество для его членов, являются привилегированной точкой доступа к центру социальной реальности. Миф легитимирует символическую власть медиа и поддерживается ритуалами. Миф «о нас» призван «натурализовать» сетевую социальность, убедить пользователей в естественности контактов, взаимодействий, сообществ на социальных платформах, обеспечивает чувство сплоченности и конструирует цифровую идентичность. Миф о «нас» - это нарратив о коллективности, возникающей в ходе совместных усилий пользователей и разработчиков социальных платформ. Этот миф маскирует распад социального в цифровой реальности и обозначает его медийно-мифическую компенсацию. Большие данные репрезентируют новые ландшафты объектов, методы познания и дефиниции социальности; это не только источник знаний, инноваций и изменений, но и мифология, которую следует критически изучать. В статье описаны разные подходы к анализу мифологии больших данных, возникающей в ходе интерпретации цифровых артефактов как отражения социального контекста и наилучшей формы социального знания. Миф предлагает свою версию социологической дисциплины - с новой эпистемологией, этикой и методологией, затеняя иные возможности получения знания о социальности в цифровых медиа (мифологизируются сюжеты о политике (агентности), экономике, этике и эпистемологии).

Об авторах

Наталья Викторовна Плотичкина

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: oochronos@mail.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления

ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040, Россия

Список литературы

  1. Lovink G. Kriticheskaja teorija interneta [Critical Internet Theory]. Moscow; 2019 (In Russ.).
  2. Alaimo C., Kallinikos J. Computing the everyday: Social media as data platforms. Information Society. 2017; 33 (4).
  3. Boellstorff T. Making big data, in theory. First Monday. 2013; 18 (10).
  4. Boyd D., Crawford K. Critical questions for big data: Provocations for a cultural, technological, and scholarly phenomenon. Information, Communication & Society. 2012; 15 (5).
  5. Clough P., Gregory K., Haber B., Scannell R.J. The Datalogical Turn. Non-Representational Methodologies: Re-Envisioning Research. London–New York; 2015.
  6. Couldry N. A necessary disenchantment: Myth, agency and injustice in a digital world. Sociological Review. 2014; 62 (4).
  7. Couldry N. Illusions of immediacy: Rediscovering Hall’s early work on media. Media, Culture and Society. 2015; 37 (4).
  8. Couldry N. Media Rituals: A Critical Approach. London; 2003.
  9. Couldry N. The myth of “us”: Digital networks, political change and the production of collectivity. Information, Communication & Society. 2015; 18 (6).
  10. Couldry N. The Myth of Big Data. The Datafied Society. Studying Culture through Data. Amsterdam; 2017.
  11. Couldry N., Mejias U. Data colonialism: Rethinking big data’s relation to the contemporary subject. Television & New Media. 2019; 20 (4).
  12. Couldry N., van Dijck J. Researching social media as if the social mattered. Social Media + Society. 2015; 1 (2).
  13. Couldry N., Yu J. Deconstructing datafication’s brave new world. New Media & Society. 2018; 20 (12).
  14. Crawford K. The hidden biases in big data. http://blogs.hbr.org/2013/04/the-hidden-biases-in-big-data.
  15. Crawford K., Miltner K.M., Gray M.L. Critiquing big data: Politics, ethics, epistemology. International Journal of Communication. 2014; 8.
  16. Hall S. Culture, the media and the “ideological effect”. Mass Communication and Society. London; 1977.
  17. Kitchin R. Big data, new epistemologies and paradigm shifts. Big Data & Society. 2014; 1 (1).
  18. Knorr-Cetina K. Post-social relations: Theorizing sociality in a post-social environment. Handbook of Social Theory. Londonl; 2001.
  19. Markham A.N. Ethnography in the digital era: From fields to flow, descriptions to interventions. Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks; 2017.
  20. Marres N., Gerlitz C. Social Media as Experiments in Sociality. Inventing the Social. Manchester; 2018.
  21. Ossewaarde M. Digital transformation and the renewal of social theory: Unpacking the new fraudulent myths and misplaced metaphors. Technological Forecasting and Social Change. 2019; 146.
  22. Sewell W. Logics of History: Social Theory and Social Transformation. Chicago; 2005.
  23. Thatcher J., O’Sullivan D., Mahmoudi D. Data colonialism through accumulation by dispossession: New metaphors for daily data. Environment and Planning D: Society and Space. 2016; 34 (6).
  24. Treem J.W., Dailey S.L., Pierce C.S., Biffl D. What we are talking about when we talk about social media: A framework for study. Sociology Compass. 2016; 10 (9).
  25. Van Dijck J. Datafication, dataism and dataveillance: Big data between scientific paradigm and ideology. Surveillance & Society. 2014; 12 (2).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».