Медийная мифология социального в современном обществе
- Авторы: Плотичкина Н.В.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 2 (2020)
- Страницы: 239-251
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2272/article/view/322796
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-2-239-251
- ID: 322796
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена мифологизации медийного конструирования социального: медиа создают репрезентации мира как площадки борьбы за власть и предлагают разные версии социальности, которые легитимируются в мифических нарративах. Научные дискуссии фиксируют сложность социального, необходимость его теоретизирования, дереификации с учетом цифрового контекста. Изучение диалектики медийного и социального выявляет корпус мифических верований и убеждений. В статье представлен дискурс о трех мифологических конструктах: естественной коллективности, медиатизированном центре и больших данных. Миф о медиатизированном центре - двойной конструкт: нарратив о наличии в обществе центра знаний, ценностей, смысла, нормативной/объяснительной истины; мифическое повествование о том, что медиа, репрезентирующие общество для его членов, являются привилегированной точкой доступа к центру социальной реальности. Миф легитимирует символическую власть медиа и поддерживается ритуалами. Миф «о нас» призван «натурализовать» сетевую социальность, убедить пользователей в естественности контактов, взаимодействий, сообществ на социальных платформах, обеспечивает чувство сплоченности и конструирует цифровую идентичность. Миф о «нас» - это нарратив о коллективности, возникающей в ходе совместных усилий пользователей и разработчиков социальных платформ. Этот миф маскирует распад социального в цифровой реальности и обозначает его медийно-мифическую компенсацию. Большие данные репрезентируют новые ландшафты объектов, методы познания и дефиниции социальности; это не только источник знаний, инноваций и изменений, но и мифология, которую следует критически изучать. В статье описаны разные подходы к анализу мифологии больших данных, возникающей в ходе интерпретации цифровых артефактов как отражения социального контекста и наилучшей формы социального знания. Миф предлагает свою версию социологической дисциплины - с новой эпистемологией, этикой и методологией, затеняя иные возможности получения знания о социальности в цифровых медиа (мифологизируются сюжеты о политике (агентности), экономике, этике и эпистемологии).
Об авторах
Наталья Викторовна Плотичкина
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: oochronos@mail.ru
кандидат политических наук, доцент кафедры государственной политики и государственного управления
ул. Ставропольская, 149, Краснодар, 350040, РоссияСписок литературы
- Lovink G. Kriticheskaja teorija interneta [Critical Internet Theory]. Moscow; 2019 (In Russ.).
- Alaimo C., Kallinikos J. Computing the everyday: Social media as data platforms. Information Society. 2017; 33 (4).
- Boellstorff T. Making big data, in theory. First Monday. 2013; 18 (10).
- Boyd D., Crawford K. Critical questions for big data: Provocations for a cultural, technological, and scholarly phenomenon. Information, Communication & Society. 2012; 15 (5).
- Clough P., Gregory K., Haber B., Scannell R.J. The Datalogical Turn. Non-Representational Methodologies: Re-Envisioning Research. London–New York; 2015.
- Couldry N. A necessary disenchantment: Myth, agency and injustice in a digital world. Sociological Review. 2014; 62 (4).
- Couldry N. Illusions of immediacy: Rediscovering Hall’s early work on media. Media, Culture and Society. 2015; 37 (4).
- Couldry N. Media Rituals: A Critical Approach. London; 2003.
- Couldry N. The myth of “us”: Digital networks, political change and the production of collectivity. Information, Communication & Society. 2015; 18 (6).
- Couldry N. The Myth of Big Data. The Datafied Society. Studying Culture through Data. Amsterdam; 2017.
- Couldry N., Mejias U. Data colonialism: Rethinking big data’s relation to the contemporary subject. Television & New Media. 2019; 20 (4).
- Couldry N., van Dijck J. Researching social media as if the social mattered. Social Media + Society. 2015; 1 (2).
- Couldry N., Yu J. Deconstructing datafication’s brave new world. New Media & Society. 2018; 20 (12).
- Crawford K. The hidden biases in big data. http://blogs.hbr.org/2013/04/the-hidden-biases-in-big-data.
- Crawford K., Miltner K.M., Gray M.L. Critiquing big data: Politics, ethics, epistemology. International Journal of Communication. 2014; 8.
- Hall S. Culture, the media and the “ideological effect”. Mass Communication and Society. London; 1977.
- Kitchin R. Big data, new epistemologies and paradigm shifts. Big Data & Society. 2014; 1 (1).
- Knorr-Cetina K. Post-social relations: Theorizing sociality in a post-social environment. Handbook of Social Theory. Londonl; 2001.
- Markham A.N. Ethnography in the digital era: From fields to flow, descriptions to interventions. Sage Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks; 2017.
- Marres N., Gerlitz C. Social Media as Experiments in Sociality. Inventing the Social. Manchester; 2018.
- Ossewaarde M. Digital transformation and the renewal of social theory: Unpacking the new fraudulent myths and misplaced metaphors. Technological Forecasting and Social Change. 2019; 146.
- Sewell W. Logics of History: Social Theory and Social Transformation. Chicago; 2005.
- Thatcher J., O’Sullivan D., Mahmoudi D. Data colonialism through accumulation by dispossession: New metaphors for daily data. Environment and Planning D: Society and Space. 2016; 34 (6).
- Treem J.W., Dailey S.L., Pierce C.S., Biffl D. What we are talking about when we talk about social media: A framework for study. Sociology Compass. 2016; 10 (9).
- Van Dijck J. Datafication, dataism and dataveillance: Big data between scientific paradigm and ideology. Surveillance & Society. 2014; 12 (2).
Дополнительные файлы

