NEET-молодежь: потребительское поведение в новой реальности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена особенностям потребительского поведения NEET-молодежи. Оформившись в рамках поколения Z, эта группа отличается нежеланием работать и учиться, искать формы трудоустройства или обучающие практики. Европейская статистика с 2020 года показывает неравномерное распределение NEET-молодежи по странам, сводя ее среднюю долю к 14%. Согласно российским источникам, в последние годы наблюдается резкое увеличение числа NEET-молодежи (до 28%) в связи с нестабильностью трудового и образовательного рынков в условиях эпидемии коронавируса. Если в составе европейских NEET основная часть относится к неработающей (безработной) молодежи, то специфика российских NEET состоит в преобладании экономически неактивной молодежи, получившей образование ненадлежащего уровня и качества. Несмотря на некоторую разницу в структуре европейских и российских NEET-групп, их потребительское поведение имеет общие черты, связанные с принадлежностью к поколению Z, стиль жизни которого связан с задержкой процесса взросления и освоением цифрового пространства и новых технологий. В отличие от других групп молодежи NEET не снижают потребление алкоголя, не демонстрируют приверженности здоровому образу жизни, им не свойственно ощущение субъективного благополучия. В статье названы основные стратегии потребительского поведения NEET-молодежи, среди которых наиболее распространены стратегия выживания, демонстративное и символическое потребление. В реализации данных стратегий основную роль играет помощь родителей, государства и благотворительных организаций. Представляя группу социального иждивенчества, NEET-молодежь отличается нестабильным потребительским поведением с использованием прекарных (зависимых, неустойчивых) форм. В период пандемии попытка NEET-молодежи сохранить привычные формы жизнедеятельности и потребления оказалась недостаточно успешной в связи с изменением вектора семейной и общественной поддержки. В результате группа NEET была вынуждена покинуть освоенную «социальную нишу», что позволило ей частично восстановить социальные связи.

Об авторах

Марина Борисовна Буланова

Российский государственный гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina_bulanova@inbox.ru

доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории социологии

Миусская пл., 6, Москва, Россия, 125993

Екатерина Александровна Артамонова

Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет)

Email: catalina.artamonova@gmail.com

кандидат искусствоведения, старший преподаватель департамента иностранных языков

Институтский пер., 9, Московская область, Долгопрудный, Россия, 141701

Список литературы

  1. Bochaver A.A., Zhilinskaya A.V., Khlomov K.D. Perspektivy sovremennykh podrostkov v kontekste zhiznennoy traektorii [Prospects of today’s teenagers in the context of the life trajectory]. Sovremennaya Zarubezhnaya Psikhologiya. 2016; 5 (2). (In Russ.).
  2. Bulanova M.B., Artamonova E.A. NEET-molodezh: evropeysky kontekst i rossiyskie realii [NEET-youth: European context and Russian realities]. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (1). (In Russ.).
  3. Bulanova M.B. NEET-molodezh: novaya spetsificheskaya sotsialnaya obshchnost? [NEET youth: A new specific social community?]. Prekariat: stanovlenie novogo klassa. Pod red. Zh.T. Toshchenko. Moscow; 2020. (In Russ.).
  4. Varshavskaya E.Ya. Rossiyskaya NEET-molodezh: kharakteristiki i tipologiya [Russian NEET-youth: Characteristics and typology]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2016; 9. (In Russ.).
  5. Vishnevskaya N.T., Zudina A.A. Ekonomicheski uyazvimye gruppy molodezhi v stranakh OESR i Rossii [Economically vulnerable youth groups in the OECD and Russia]. Mirovaya Ekonomika i Mezhdunarodnye Otnosheniya. 2018; 62 (11). (In Russ.).
  6. Demidenko S.Yu. Raznye puti v NEET: o zhiznennykh vyborakh molodezhi [Different paths in NEET: On the life choices of the youth]. Transformatsiya truda v (de)globaliziruyushchemsya obshchestve. Saint Petersburg; 2021. (In Russ.).
  7. Vliyanie covid-19 na blagotvoritelnost i kommerchesky sektor. Analitichesky doklad [Impact of the covid-19 on the charity and business sector. Analytical report]. Yekaterinburg; 2020. URL: https://gsem.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/ news/2021/01/blago_ehkspert.pdf. (In Russ.).
  8. Zudina A.A. “Ne rabotayut i ne uchatsya”: NEET-molodezh na rynke truda v Rossii [“Do Not Work and Do Not Study”: NEET Youth in the Russian Labor Market]. Moscow; 2017. (In Russ.).
  9. Lopatina E.A. Potrebitelskoe povedenie podrostkov v kontekste sotsializatsii (na materialakh Rostovskoy oblasti) [Consumer Behavior of Teenagers During Socialization (on Materials from the Rostov Region)]. Diss. k.s.n. Rostov-on-Don; 2016. (In Russ.).
  10. Manylov D. Forpost poschital kolichestvo “poteryannoy” molodezhi v Rossii [Forpost counted the number of the ‘lost’ youth in Russia]. URL: https://forpost-sz.ru/a/2021-09-06/forpost-poschital-kolichestvo-poteryannoj-molodyozhi-v-rossii. (In Russ.).
  11. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Zhiznennye plany rossiyskoy studencheskoy molodezhi: gendernye i inye razlichiya v otsenkakh sobstvennykh perspektiv na rynke truda [Russian students’ life plans: Gender and other differences in the estimates of prospects in the labor market]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 14 (3). (In Russ.).
  12. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Sotsialnoe samochuvstvie molodezhi postsotsialisticheskikh stran (na primere Rossii, Kazakhstana i Chekhii): sravnitelny analiz tsennostnykh oriyentatsiy (Chast 1) [The social well-being of the post-socialist countries’ youth (on the example of Russia, Kazakhstan and Czech Republic): Comparative analysis of value orientations (Part 1)]. RUDN Journal of Sociology. 2014; 18 (1). (In Russ.).
  13. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Tsennostnye oriyentatsii i sotsialnoe samochuvstvie studenchestva (rezultaty issledovatelskogo proekta) [Value Orientations and Social Well-Being of Students (Results of the Research Project)]. (In Russ.).
  14. Prutskova E.V. Svyaz religioznosti i tsennostno-normativnykh pokazateley: faktor religioznoy sotsializatsii [Relationship between religiosity and value-normative indicators: The factor of religious socialization]. Vestnik PSTGU. Seriya Bogoslovie. Filosofiya. 2015; 3. (In Russ.).
  15. Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuyushchikh pokoleniy: empirichesky analiz [Millennials vs previous generations: An empirical analysis]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2018; 3. (In Russ.).
  16. Rodionova L.A. Vozrastnye osobennosti schastlivoy zhizni v Rossii i v Evrope: ekonometrichesky podkhod [Age features of the happy life in Russia and Europe: An econometric approach]. Prikladnaya Ekonometrika. 2015; 4. (In Russ.).
  17. Skvortsov N.G., Bezrukova O.N., Shilkina N.E. Molodezh XXI veka: obraz budushchego [Youth of the XXI century: An image of the future]. Sotsiologicheskie Issledovaniya. 2020; 3. (In Russ.).
  18. Skolko “karmannykh” deneg i na chto tratyat podrostki [How much ‘pocket’ money and on what teenagers spend]. 2013. URL: http://chelny-izvest.ru/news/top5/19026-issledovanie-skolko-karmannykh-deneg-i-na-chto-tratyat-podrostki. (In Russ.).
  19. Toshchenko Zh.T. Prekariat. Ot protoklassa k novomu klassu [Precariat. From the Protoclass to a New Class]. Moscow; 2018. (In Russ.).
  20. Arnett J.J. Emerging adulthood. A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist. 2000; 55 (5).
  21. Bennett S., Maton K. Kervin L. The ‘digital natives’ debate: A critical review of the evidence. British Journal of Educational Technology. 2008; 39 (5).
  22. Dikcius V., Urbonavicius S., Pakalniskiene V. Children’s influence on parental purchase decisions: Scale development and validation. International Journal of Market Research. 2019; 36.
  23. Eurostat: Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status. 02.06.2021 (15-29). URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do? dataset=lfsi_neet_a&lang=en.
  24. Eurostat: Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status. 02.06.2021 (15-34). URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do? dataset=edat_lfse_20&lang=en.
  25. Foxman E., Tansuhaj P., Ekstrom K. Family members’ perceptions of adolescents’ influence in family decision making. Journal of Consumer Research. 1989; March.
  26. Kariková S., Krystoň M., Michalovič V., Neupauer Z., Pavlov I., Vaněk B. Literacy of Adults as a Problem of Inclusion and Equality in Lifelong Learning. How to Work with NEETs. Recommendations for Policy and Practice. Kraków; 2018.
  27. Kerrane B., Hogg M.K. Shared or non-shared? Children’s different consumer socialization experiences within the family environment. European Journal of Marketing. 2013; 47.
  28. Kim C., Yang Z., Lee H. Cultural differences in consumer socialization: A comparison of Chinese-Canadian and Caucasian-Canadian children. Journal of Business Research. 2009; 62.
  29. Kraus L., Eriksson Tinghog M., Lindell A., Pabst A., Piontek D., Room R. Age, period and cohort effects on time trends in alcohol consumption in the Swedish adult population 1979-2011. Alcohol and Alcoholism. 2015; 50 (3).
  30. Kurennoy V. Consumption strategies. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y-QpB0I_x5E.
  31. Lapierre M.A., Rozeldaal E. Cross-national differences in consumer socialization, development and behavior: A comparison in the United States and the Netherlands. Journal of Children and Media. 2018; 14 (12).
  32. Quirmbach D., Gerry C.J. Gender, education, and Russia’s tobacco epidemic: A life-course approach. Social Science and Medicine. 2016; 160.
  33. Ogawa А. Hikikomori in contemporary Japan. URL: http://su.diva-portal.org/smash/get/ diva2:568035/FULLTEXT01.
  34. Rodríguez-Modroño P. Youth unemployment, NEETs and structural inequality in Spain. URL: https://www.researchgate.net/publication/330434800_Youth_unemployment_NEETs_ and_structural_inequality_in_Spain.
  35. Saczyńska-Sokół S. Supporting NEETs - challenges facing labor market institutions in Poland. URL: https://www.researchgate.net/publication/324496870_Supporting_NEETs_-challenges_facing_labor_market_institutions_in_Poland.
  36. Serracant P. A brute indicator for a NEET case: Genesis and evolution of a problematic concept and results from an alternative indicator. Social Indicators Research. 2014; 117 (2).
  37. Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge; 1997.
  38. Shim S. Adolescent consumer decision-making styles: The consumer socialization perspective. Psychology & Marketing. 1996; 13 (6).
  39. Valkenburg P.M., Cantor J. The development of a child into a consumer. Applied Developmental Psychology. 2001; 22.
  40. Williams A. Move over, millennials, here comes generation Z. URL: https://www.nytimes.com/ 2015/09/20/fashion/move-over-millennials-here-comes-generation-z.html.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».