Методика прогнозирования востребованности выпускников вузов с применением интеллектуального анализа данных
- Авторы: Преснецова В.Ю.1, Константинов И.С.1
-
Учреждения:
- МИРЭА – Российский технологический университет
- Выпуск: Том 12, № 5 (2025)
- Страницы: 67-79
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-223X/article/view/358386
- DOI: https://doi.org/10.33693/2313-223X-2025-12-5-67-79
- EDN: https://elibrary.ru/EKMOPL
- ID: 358386
Цитировать
Аннотация
Целью настоящего исследования является разработка и экспериментальная проверка комплексной методики прогнозирования востребованности выпускников высших учебных заведений на региональном рынке труда с применением технологий интеллектуального анализа данных (Data Mining). В качестве эмпирической базы использованы годовые отчеты мониторинга трудоустройства выпускников Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева за 2022–2024 гг., включающие сведения о численности выпускников, статусах занятости и динамике спроса по 76 укрупненным направлениям подготовки. Методика объединяет регрессионную модель случайного леса, прогнозирующую уровень трудоустройства на горизонте трех лет, и алгоритм K-means, сегментирующий образовательные программы по степени востребованности. Полученные результаты позволили классифицировать направления подготовки на кластеры «высокий», «средний» и «низкий» спрос, а также выявить тренды роста в областях информационных технологий, энергетики и машиностроения, и потенциальный спад в ряде гуманитарных специальностей. Модель продемонстрировала высокую точность (MAE = 13,33%, RMSE = 17,24%, R2 = 0,78) и устойчивость к мультиколлинеарности признаков (VIF ≈ 1), что подтверждает надежность прогнозов. Предлагаемая методика рекомендована для регулярного использования вузами и региональными органами управления образованием при планировании приемной кампании, корректировке учебных планов и разработке цифровых панелей мониторинга кадровых потребностей.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Юрьевна Преснецова
МИРЭА – Российский технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: presnetsova@mirea.ru
ORCID iD: 0000-0003-4714-4151
SPIN-код: 8462-7056
Scopus Author ID: 56743251000
ResearcherId: R-3326-2016
кандидат технических наук, доцент, доцент, кафедра индустриального программирования, Институт перспективных технологий и индустриального программирования
Россия, МоскваИгорь Сергеевич Константинов
МИРЭА – Российский технологический университет
Email: konstantinovi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8903-4690
SPIN-код: 6666-1523
Scopus Author ID: 56426832100
ResearcherId: ABI-6473-2020
доктор технических наук, профессор, профессор, кафедра индустриального программирования, Институт перспективных технологий и индустриального программирования
Россия, МоскваСписок литературы
- Абашин В.Г., Преснецова В.Ю., Пресняков В.М. Влияние цифровизации на устойчивое сбалансированное развитие региональных социально-экономических систем // Инновации и инвестиции. 2024. № 4. С. 265–267.
- Астратова Г.В., Бедрина Е.Б., Ларионова В.А. и др. Высшее образование и рынок труда в цифровой экономике: развитие математических методов и средств исследования сложных экономических систем / под общ. ред. Г.В. Астратовой М.: Перо, 2021 330 с. ISBN: 978-5-00189-423-0.
- Гудфеллоу И., Бенджио Й., Курвил А. Глубокое обучение / пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2018. 656 с.
- Кутузов А.А., Петров М.С. Методы оценки качества моделей машинного обучения // Журнал вычислительной математики и математической физики. 2020. Т. 60. № 3. С. 456–470.
- Митяков Е.С., Куликова Н.Н., Горина Т.В. Концептуальная модель формирования и реализации инновационной политики технического вуза // Развитие и безопасность. 2024. № 1 (21). С. 58–71.
- Петрова Е.В. Визуализация данных в Python: от Matplotlib до Seaborn // Программирование и компьютерные технологии. 2021. № 2. С. 112–125.
- Сафронов А.Н. Анализ остатков в регрессионных моделях: теория и практика // Прикладная эконометрика. 2019. № 4. С. 25–38.
- Степусь И.С., Аверьянов А.О., Гуртов В.А. Индикаторы взаимосвязи системы образования и рынка труда: разработка и апробация // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 4 (109). С. 594–612.
- Фальков В.Н. Новая система высшего образования должна быть адаптирована к потребностям рынка труда // Пензенский государственный университет. 2023. URL: https://www.pnzgu.ru/news/2023/03/14/16481531 (дата обращения: 10.04.2025).
- Хасти Т., Тибширани Р., Фридман Дж. Элементы статистического обучения: обработка данных, вывод и прогнозирование / пер. с англ. М.: Вильямс, 2006. 736 с.
- Breiman L. Random forests // Machine Learning. 2001. Vol. 45. Issue 1. Pp. 5–32.
- Dawson N., Rizoiu M.-A., Johnston B., Williams M.-A. Predicting skill shortages in labor markets: A machine learning approach // arXiv. 2020. URL: https://arxiv.org/abs/2004.01311 (data of accesses: 10.04.2025).
- Douaioui K., Oucheikh R., Benmoussa O., Mabrouki C. Machine learning and deep learning models for demand forecasting in supply chain management: A critical review // Applied System Innovation. 2024. Vol. 7. № 5. Art. 93. doi: 10.3390/asi7050093.
- Kim K. Forecasting labor demand: Predicting JOLT job openings using deep learning model // arXiv, 2025. URL: https://arxiv.org/abs/2503.19048 (data of accesses: 10.04.2025).
Дополнительные файлы







