Анализ и оценка алгоритмов персонализации взаимодействия с пользователем для разработки социальной сети

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Целью данной работы является анализ различных подходов к персонализации, таких как рекомендательные системы и алгоритмы машинного обучения, а также оценка точности данных алгоритмов. Описаны подходы к персонализации на основе рекомендательных систем и методов машинного обучения, а также рассматривается применение искусственного интеллекта для повышения точности рекомендаций. Представлены три основных алгоритма рекомендательных систем: коллаборативная фильтрация, контентная фильтрация и гибридные модели. Основным методом персонализации выбрана коллаборативная фильтрация с использованием Python-библиотеки Surprise, включающей алгоритмы Singular Value Decomposition, Slope One и K-Nearest Neighbors. После сравнительного анализа метрик Root Mean Squared Error и Mean Absolute Error было установлено, что алгоритм k-ближайших соседей показал лучшие результаты, что сделало его предпочтительным для дальнейшей реализации. Итоговая модель, обученная на полном наборе данных, показала хорошие показатели точности и имеет потенциал для практического использования в реальных продуктах. Представленные результаты могут быть полезны разработчикам социальных сетей при выборе оптимальных алгоритмов для улучшения пользовательского опыта, а также для дальнейших исследований в области персонализации и рекомендательных систем.

Об авторах

Руслан Радикович Мингалеев

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: neoch56@mail.ru

аспирант, кафедра интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами

Россия, Казань, Республика Татарстан

Алина Раисовна Мангушева

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Email: alinamr@mail.ru
Scopus Author ID: 57442238900

доцент, кафедра интеллектуальных систем и управления информационными ресурсами

Россия, Казань, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Monastyrev V.V., Drobintsev P.D. Recommendation system based on user actions in the social network // Proceedings of the Institute for System Programming of the RAS. 2020. Vol. 32. No. 3. Pp. 101–108. doi: 10.15514/ISPRAS-2020-32(3)-9.
  2. Кукитз П.В. Применение машинного обучения для персонализации рекомендаций в фудтех индустрии // Journal of Advanced Research in Technical Science. 2024. № 42. С. 31–41. doi: 10.26160/2474-5901-2024-42-31-41.
  3. Круглик А.С., Лакман И.А. Гибридный подход усиленной контентом коллаборативной фильтрации в области рекомендательных систем // Информационные технологии. 2020. Т. 26. № 9. С. 523–528. doi: 10.17587/it.26.523-528.
  4. Ляликова В.Г., Безрялин М.М. Построение гибридной рекомендательной системы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2021. № 4. С. 121–129.
  5. Третьяков Д.А. Разработка рекомендательной системы на основе метода коллаборативной фильтрации с возможностью использования пользовательских модификаторов // Научное творчество молодежи. Математика. Информатика: матер. XIХ Всерос. науч.-практ. конф. (Анжеро-Судженск, 15–16 мая 2015 г.). Анжеро-Судженск: Филиал Кемеровского гос. ун-та, 2015. С. 54–57.
  6. Макаров М.П., Новиков А.М. Моделирование и прогнозирование контента в социальных сетях с применением алгоритмов машинного обучения // Вестник Московского университета. Серия 15: Вычислительная математика и кибернетика. 2020. Т. 2. С. 45–63.
  7. Алгоритм k-ближайших соседей. URL: http://datascientist.one/k-nearest-neighbors-algorithm (дата обращения: 18.11.2024).
  8. Мангушева А.Р., Кварацхелия А.Г., Рахимов Д.Ф., Григорян К.А. Сервис по автоматической классификации обращений граждан // Матер. XXII Междунар. конф. по вычислительной механике и современным прикладным программным системам (ВМСППС’2021) (Алушта, 4–13 сентября 2021 г.). М.: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2021. С. 131–133.
  9. Гибадуллин Р.Ф., Максимов А.А., Новиков А.А., Перухин М.Ю. Реконструкция томографических снимков с применением многопроцессорных систем // Вестник Технологического университета. 2017. Т. 20. № 12. С. 87–89.
  10. Gibadullin R.F., Mullayanov B.I., Perukhin M.Yu. Optimization of water supply by the method with model predictive // International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies FarEastCon 2020 (Vladivostok, October 6–9, 2020). Vladivostok, 2020. P. 9271134. doi: 10.1109/FarEastCon50210.2020.9271134.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Пример коллаборативной фильтрации

Скачать (155KB)
3. Рис. 2. Пример фильтрации, основанной на контенте

Скачать (102KB)
4. Рис. 3. Входные данные взаимодействий пользователей

Скачать (57KB)
5. Рис. 4. Результат группировки

Скачать (35KB)
6. Рис. 5. Результаты k-блочной перекрестной проверки

Скачать (38KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».