Том 21, № 2 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 16
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/issue/view/22046
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-2
Весь выпуск
ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ
353-359
ИДЕНТИЧНОСТЬ, МИГРАЦИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Воспринимаемая культурная дистанция и психологическое благополучие русских в разных контекстах постсоветских стран: медиативная роль аккультурационных стратегий
Аннотация
Данное исследование посвящено поиску универсальных и культурно-специфических взаимосвязей воспринимаемой культурной дистанции, аккультурационных стратегий и психологического благополучия русских в трех постсоветских странах (Казахстане, Армении и Эстонии). В исследовании мы опирались на теорию воспринимаемой культурной дистанции и теорию аккультурации. Выборка включала 660 русских (179 - в Казахстане, 358 - в Эстонии, 123 - в Армении). Использовали моделирование структурными уравнениями, мультигрупповой и медиационный анализ. Результаты показали, что высокая воспринимаемая культурная дистанция способствует снижению психологического благополучия русских в постсоветских странах, где они имеют значительную численность (Казахстан и Эстония). Кроме того, высокая воспринимаемая культурная дистанция снижает ориентацию на интеграцию во всех странах, повышает установки на сепарацию в благоприятных контекстах (Казахстане и Армении) и понижает - в неблагоприятном (Эстония). Медиационный анализ показал, что в странах, где численность русских достаточно большая, важным фактором выступает воспринимаемая культурная близость, именно она повышает значимость стратегии интеграции (в Эстонии), снижает значимость стратегии сепарации (в Казахстане), что приводит к психологическому благополучию русских. В Армении, где русских очень мало, они выработали механизм адаптации как в ситуации высокой, так и низкой воспринимаемой культурной дистанции: в первом случае высокая культурная дистанция повышает установки на сепарацию, и они приводят к психологическому благополучию, в ситуации низкой культурной дистанции медиатором выступает стратегия интеграции, она опосредует положительную связь воспринимаемой культурной близости и психологического благополучия русских в Армении. Данное исследование показывает, что актуализация в дискурсе стран информации о близости культур, о наличии общей истории, традиций и др., может быть стимулом для снижения воспринимаемой культурной дистанции у представителей этнических меньшинств и способствовать их психологическому благополучию.
360-384
Идеальный и реальный мультикультурализм в постсоветских странах: связь со взаимной аккультурацией и психологическим благополучием этнического большинства и меньшинства
Аннотация
В статье раскрывается социально-психологический взгляд на мультикультурализм как субъективное отражение социокультурного контекста на уровне установок и восприятия. Разграничиваются понятия идеального (ожидаемого) и реального (воспринимаемого) мультикультурализма и исследуется их связь с аккультурационными предпочтениями и психологическим благополучием представителей этнического меньшинства и большинства. Исследование проведено на представителях русского этнического меньшинства ( N = 746) и этнического большинства ( N = 754) Казахстана, Кыргызстана и Эстонии. Общий объем выборки составил 1500 респондентов. Методологию исследования составили прескриптивная и дескриптивная версии шкалы мультикультурной идеологии, шкалы для измерения аккультурационных стратегий этнического меньшинства и аккультурационных ожиданий этнического большинства, а также шкалы для измерения уровня удовлетворенности жизнью и самоуважения. В результате анализа выяснилось, что универсальной основой удовлетворенности жизнью представителей русского этнического меньшинства и этнического большинства всех исследуемых постсоветских стран является реальный (воспринимаемый) мультикультурализм, а не абстрактные установки в отношении принятия мультикультурной идеологии. Более того, реальный, воспринимаемый русскими, мультикультрализм проявил себя и как универсальная основа выбора ими стратегии интеграции. У представителей этнического большинства реальный, воспринимаемый ими, мультикультурализм проявил себя основой интеграции или ассимиляции русских в зависимости от контекста. У казахов и киргизов он лег в основу интеграции русских, тогда как у эстонцев - в основу ассимиляции русских. Эти и другие результаты исследования обсуждаются через призму социокультурных контекстов Казахстана, Кыргызстана и Эстонии, а также через призму принципиальных различий между идеальным и реальным мультикультурализмом. Завершается статья объяснением практической ценности тестируемой модели для диагностики межкультурных отношений в поликультурных обществах.
385-407
Проницаемость социальных границ для русских на постсоветском пространстве: роль социальных идентичностей и воспринимаемой безопасности
Аннотация
Русские являются одним из самых многочисленных этнокультурных меньшинств на постсоветском пространстве, вопрос их инклюзии в общество принимающих стран не теряет свой актуальности. Поэтому в фокусе данного исследования находится взаимосвязь воспринимаемой безопасности и социальных идентичностей (гражданской, этнической и европейской) с воспринимаемой проницаемостью социальных границ для русских в Армении, Казахстане, Эстонии и Кыргызстане. Исследование имеет кросс-секционный дизайн. Сбор данных был проведен онлайн на выборках русских данных стран (общее количество N = 765: 145 русских в Армении, 133 русских в Казахстане, 186 русских в Эстонии, 300 русских в Кыргызстане) при помощи шкал этнической идентичности, гражданской идентичности и воспринимаемой безопасности из опросника международного проекта MIRIPS, шкалы европейской идентичности, разработанной К. Велковой, и шкалы проницаемости социальных границ М. Рамоса и соавторов. Чтобы проверить гипотезу и найти ответ на исследовательский вопрос были построены путевые модели. Анализ регрессионных коэффициентов, а также прямых и непрямых эффектов в путевых моделях продемонстрировал универсальную позитивную взаимосвязь между воспринимаемой безопасностью и воспринимаемой проницаемостью социальных границ для русских. Инклюзивность или эксклюзивность конкретной идентичности является культурно-специфической. Гражданская идентичность способствует воспринимаемой проницаемости границ в Армении, Казахстане и Кыргызстане. Европейская идентичность препятствует воспринимаемой проницаемости границ в Казахстане. Этническая идентичность способствует воспринимаемой проницаемости границ в Казахстане и препятствует в Эстонии (на уровне тенденции). В ряде стран были обнаружены значимые медиационные эффекты этнической (Эстония), гражданской (Казахстан и Армения) и европейской (Казахстан) идентичностей. Результаты обсуждаются в связи со структурными характеристиками социокультурных контекстов изучаемых стран. Делается вывод о том, что воспринимаемая безопасность сказывается на инклюзивности контекста в комплексе с социальными идентичностями, в зависимости от особенностей социокультурного контекста.
408-426
Взаимосвязь между мультикультурной идеологией, социальной идентичностью и воспринимаемой проницаемостью социальных границ для россиян на постсоветском пространстве: на примере Эстонии
Аннотация
Межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это количество русских в той или иной стране; внутренняя политика страны в отношении русской культуры и языка, которая определяет характер межкультурных контактов. Также важна культурная дистанция и степень сходства между группами. В данном исследовании представлена взаимосвязь между мультикультурной идеологией, социальной идентичностью и проницаемостью социальных границ для русских в Эстонии. Для проведения социально-психологического исследования бумажные версии опросника были распространены среди русских и эстонцев. В выборку этнического большинства в Эстонии вошли 233 эстонца в возрасте от 18 до 70 лет, средний возраст - 33 года. В выборку русского меньшинства вошли 186 респондентов, идентифицирующих себя как русские, в возрасте от 18 до 75 лет. Анализ проводился с помощью метода модерационного анализа с использованием Macro Process. Мы пришли к выводу, что среди как эстонцев, так и русских поддержка мультикультурной идеологии не оказывает существенного влияния на проницаемость социальных границ для русских. Однако идентичность места способствует проницаемости социальных границ для русских в обеих группах. Ярко выраженная этническая идентичность русских в эстонском контексте препятствует восприятию русскими проницаемости социальных границ.
427-444
Роль самоэффективности, воспринимаемой угрозы и воспринимаемой дискриминации как факторов адаптации русских в Эстонии и Казахстане
Аннотация
Данное исследование имеет целью анализ самоэффективности, воспринимаемой угрозы и дискриминации как факторов, влияющих на адаптацию русского этнического меньшинства в Эстонии и Казахстане. В соответствии с теорией Стефана рассматриваются три вида воспринимаемой угрозы: экономическая, культурная и физическая. Выборка включает 272 русских, проживающих в Эстонии, и 200 русских из Казахстана. Для исследования данных использовался множественный регрессионный анализ при помощи программы SPSS v.27. Результаты показали, что культурная угроза у русских в Эстонии имеет негативную связь с удовлетворенностью жизнью и самооценкой. Также была выявлена отрицательная взаимосвязь между культурной угрозой и интеграцией, ассимиляцией, а положительная - с сепарацией среди русских в Эстонии. Экономическая угроза положительно связана со стратегией сепарации и отрицательно - со стратегией интеграции среди русских в Казахстане. Самоэффективность, в свою очередь, положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также является фактором, способствующим выбору стратегии интеграции и адаптации среди русских в Казахстане. Результаты данного исследования показывают важность такого личностного фактора, как самоэффективность наряду с воспринимаемыми угрозами в контексте адаптации этнического меньшинства в принимающем обществе.
445-465
Контекстуальные и индивидуально-личностные факторы психологической адаптации этнического большинства в Эстонии и Кыргызстане
Аннотация
Индивидуально-личностные и контекстуальные факторы в процессе аккультурации действуют не независимо друг от друга, а совокупно, демонстрируя тесные взаимосвязи. В связи с этим важное значение приобретает изучение личностных и контекстуальных факторов адаптации в рамках единого комплексного подхода. Настоящее поисковое эмпирическое исследование направлено на изучение комплексных личностно-контекстуальных факторов психологической адаптации представителей этнического большинства в Эстонии и Кыргызстане. В социально-психологическом опросе приняли участие 300 эстонцев (Mвозраст = 37,09, SD = 17,34; 46,4 % - женщины) и 300 кыргызов (Mвозраст = 35,83, SD = 16,47; 68,0 % - женщины). Для диагностики применялись шкалы из опросника MIRIPS, шкала локальной идентичности О. Дроселтис и В.Л. Вигнолес, а также методики для измерения идентичностей и межкультурных установок, разработанные в ЦСКИ НИУ ВШЭ. В качестве индикаторов психологической адаптации выступали показатели психологического благополучия - удовлетворенность жизнью (шкала Э. Динера) и самоуважение (шкала М. Розенберга). С помощью поискового моделирования структурными уравнениями в обеих странах были выделены три комплексных фактора адаптации: этнокультурная самобытность, ориентация на мультикультурализм и воспринимаемая инклюзивность контекста. И в Эстонии, и в Кыргызстане этнокультурная самобытность положительно связана с эксклюзивными аккультурационными ожиданиями, ориентация на мультикультурализм положительно связана с ожиданием интеграции и отрицательно ¾ с ожиданием ассимиляции, воспринимаемая инклюзивность контекста отрицательно связана с ожиданием сепарации русских. Культурно-универсальными являются также положительные взаимосвязи воспринимаемой инклюзивности контекста с показателями психологического благополучия.
466-489
Навигация по гражданской инклюзии: ключевые антецеденты социальных маркеров принятия иммигрантов в России
Аннотация
В статье рассматриваются связи между четырьмя ключевыми антецедентами (депровинциализмом, воспринимаемыми нормами многообразия, верой в автохтонность, относительной депривацией) и социальными маркерами принятия иммигрантов в России (этническим, гражданским, социоэкономическим, социокультурным). В условиях демографического ландшафта, который все чаще характеризуется иммиграцией, крайне важно тщательно изучить отношения между этими антецедентами и социальными маркерами принятия, которые имеют важные последствия для адаптации иммигрантов. Целью данного исследования является определение степени, в которой эти переменные связаны с социальными маркерами принятия иммигрантов в российском контексте. В опросе участвовали 1009 человек, большинство из которых идентифицировали себя как этнические русские. Онлайн-опросник был составлен из новых, авторских методик. Результаты исследования показывают, что депровинциализм и воспринимаемые нормы многообразия в непосредственном окружении человека играют важную роль в социальном принятии иммигрантов как прямо, так и косвенно. В частности, вера в автохтонность и относительная депривация, показывая также опосредствующие эффекты в этих связях, имеют значение для важности всех социальных маркеров принятия. Эти результаты углубляют наше понимание сложного процесса социального принятия иммигрантов, подчеркивая важность как индивидуальных различий, так и социального влияния. Они также свидетельствуют, что социальное принятие иммигрантов выходит за рамки простой открытости и позитивного отношения к культурному многообразию, а предполагают такую форму инклюзии этнокультурных групп в более широкое общество, которая решает проблему групповой иерархии и неравенства приемлемым для принимающего общества образом. Благодаря детальному изучению этих взаимоотношений результаты исследования могут стать основой для инициатив, направленных на повышение социальной инклюзии и содействие межкультурной гармонии в России.
490-510
Роль межличностных и межгрупповых установок в выборе стратегий взаимодействия в поликультурных классах в Таджикистане
Аннотация
Данное исследование направлено на изучение роли межличностных и межгрупповых установок в выборе стратегий взаимодействия школьников в поликультурных классах Таджикистана. Стратегии взаимодействия рассматриваются с точки зрения поведенческих стратегий сотрудничества, соперничества, используемых школьниками русской и таджикской групп. Исследование проводилось в русскоязычной школе Таджикистана с участием как русских, так и таджикских школьников. Выборка состояла из русских (N = 51, мужчин ¾ 51 %) и таджиков (N = 74, мужчин ¾ 60 %) с 9 по 11 класс. Средний возраст выборки составил 16,20 лет (SD = 0,86). Для таджикских школьников, как представителей этнического большинства, межгрупповые установки были выявлены как важные факторы выбора стратегий взаимодействия. Высокий воспринимаемый школьный статус и меньшая культурная дистанция с русскими способствовали конкуренции. Для русских студентов, как представителей этнического меньшинства, в свою очередь, межличностные установки оказались значимыми предикторами стратегий взаимодействия. Так, высокий индекс антипатии и межличностного доверия, высокий воспринимаемый школьный статус способствовали сотрудничеству с одноклассниками. Результаты исследования обсуждаются.
511-531
Современный кризис этнической и гражданской идентичности и стратегии совладания с ним (по материалам интервью россиян, «оставшихся» и «уехавших» в 2022 году)
Аннотация
В период нестабильности, трансформации и неопределенности в российском обществе обостряется кризис этнической и гражданской идентичностей. Предметом данного качественного исследования стали проблемы, связанные с угрозами и кризисом гражданской и этнической идентичностей у россиян, а также стратегии совладания с ним. Сбор данных производился с февраля по июнь 2023 года. Выборка (n = 41) качественного исследования состоит из двух подвыборок: россияне, проживающие в России (n = 21), и россияне, эмигрировавшие из России после февраля 2022 года (n = 20). Сбор данных осуществлялся посредством полуструктурированных интервью. Данные были проанализированы методом тематического анализа с использованием программы Dedoose. Результаты показали, что основными угрозами позитивной российской идентичности являются: зависимость от внешней оценки со стороны референтных групп (в основном граждан других стран), поляризация, расслоение общества и внутренний конфликт. Кризис идентичности проявляется в двух противоположных процессах: дезидентификации с обесцениваемой группой и, наоборот, в усилении идентификации с ней и сопровождается сильными эмоциональными реакциями. Пережить кризис идентичности помогают стратегии избегания и защиты от травмирующей информации (дезидентификация, отдаление) и стратегии совладания (переосмысление, реаффирмация). Переживание кризиса идентичности - долговременный процесс и нуждается во внимании специалистов, дополнительных исследованиях и разработке целевых социальных и образовательных программ, помогающих справляться с источниками угрозы позитивной социальной идентичности, и выработке продуктивных стратегий совладания с кризисом идентичности.
532-555
Образы России и Русского мира у представителей русской диаспоры в Казахстане и Кыргызстане
Аннотация
В настоящее время Русский мир потенциально выступает новым объединяющим, коммуникационным и цивилизационным фактором не только внутри России, но и за ее пределами, на постсоветском пространстве. Русская диаспора является частью Русского мира и может выступать его преемником и транслятором, поэтому данное исследование посвящено изучению образов Русского мира и России (как страны, откуда Русский мир берет свои истоки) у русских на постсоветском пространстве (на примере таких стран, как Казахстан и Кыргызстан). В выборку исследования вошел 71 представитель русской диаспоры, проживающий в Кыргызстане (41 человек) и Казахстане (30 человек). Были использованы следующие методы: метод открытых вопросов, ассоциативный метод и шкалирование. Было выявлено, что принадлежность к Русскому миру ощущают в той или иной степени большинство респондентов; в целом они оценивают его позитивно; наблюдается преобладание положительных чувств по отношению к Русскому миру, однако присутствует и тревога. Субъективные границы Русского мира у подавляющего большинства респондентов проходят либо по постсоветскому пространству, либо в принципе отсутствуют. Наблюдаются специфичные различия: в хронологической цепи «Древняя Русь - царская Россия - Российская империя - СССР - Россия» вытесняются разные звенья в зависимости от исторических отношений с Россией тех стран, в которых живет русская диаспора. По сравнению с русскими из Казахстана, русские из Кыргызстана отмечают, что во временной перспективе Русского мира есть не только прошлое и настоящее, но и будущее; также у них присутствуют такие категории, как «время», «объединение», «религия», что свидетельствует о потенциале Русского мира как объединяющего фактора между Россией и, соответственно, Кыргызстаном. У некоторых представителей русской диаспоры не было ответов на тот или иной вопрос о Русском мире, что может говорить о безразличии или отсутствии представления о нем, а значит, о необходимости грамотного развития идеи Русского мира со стороны социальных и политических институтов.
556-586
РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
Осознанная саморегуляция и удовлетворенность жизнью как ресурсы профессиональной вовлеченности и предупреждения выгорания у современного учителя
Аннотация
Актуальность поиска психологических ресурсов поддержания профессиональной вовлеченности и предупреждения эмоционального выгорания определяется высокими нагрузками и стрессовыми условиями работы современных учителей. Цель исследования - выявить регуляторные ресурсы вовлеченности учителей, рассмотреть их как способ защиты от выгорания в зависимости от удовлетворенности жизнью и стажа работы. Выборку исследования составили учителя средних школ Москвы, Московской области и Калуги (n = 142 человека, возраст 44,61 ± 12,29; средний стаж педагогической деятельности - 19,62 ± 12,73), которые были разделены на три группы: стаж 0-5 лет (n = 21, возраст 27,5 ± 6,64), стаж 5-20 лет (n = 52, возраст 38,35 ± 8,23), 20 лет и старше (n = 69, возраст 54,7 ± 6,7). Для диагностики использовались: Утрехтская шкала увлеченности работой (UWES); Опросник профессионального выгорания Маслач (MBI/ПВ), Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Э. Динера и др.; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ-2020) В.И. Моросановой. В результате выявлены положительные взаимосвязи вовлеченности с осознанной саморегуляцией достижения целей, удовлетворенностью и профессиональными достижениями, и отрицательные - с симптомами выгорания. Показано, что уровень вовлеченности и удовлетворенности от стажа работы не зависят, в отличие от проявлений выгорания и регуляторных ресурсов, которые различаются у учителей с разным стажем. Впервые продемонстрирована метаресурсная роль саморегуляции, развитие которой вносит значимый вклад во все компоненты вовлеченности. Учителя с разным стажем работы используют специальные регуляторные ресурсы для ее поддержания. Наличие ресурсов зависит от содержательных задач профессиональной деятельности. Удовлетворенность жизнью особенно важна на начальном этапе работы в школе, в то время как низкое выгорание является условием высокой вовлеченности для учителей со средним и большим стажем. Полученные результаты обсуждаются в контексте ресурсного подхода, а также практических технологий поддержания вовлеченности и снижения выгорания у учителей.
587-607
Субъективная оценка факторов психологического благополучия русскими и армянскими студентами
Аннотация
Вызовы и социальная нестабильность современности актуализируют роль психологического благополучия как особенно значимой составляющей личности, направленной на сохранение и поддержание ее жизнеспособности, самоэффективности, стрессоустойчивости и ресурсности. Психологическое благополучие авторами рассматривается как интегральная характеристика состояний человека, обеспечивающая согласованность психических функций и процессов, достижение внутреннего равновесия и субъектной целостности. Целью исследования является определение субъективно-значимых факторов, которые, по мнению русских и армянских студентов, связаны с ощущением психологического благополучия. Совокупная выборка включала 234 респондента, обучающихся в провинциальных вузах России (130 человек, 58 % выборки девушки, 42 % - юноши) и Армении (104 человека, 61 % выборки девушки, 39 % - юноши), в возрасте от 18 лет до 25 лет. Диагностический инструментарий представлен методикой «Психологическое благополучие личности» А.Г. Самохваловой и др. и авторской анкетой, выявляющей субъективную оценку факторов психологического благополучия в современном социокультурном контексте. Установлено, что субъективно-значимыми факторами психологического благополучия студенческой молодежи обеих стран являются личностные особенности, актуальное психоэмоциональное состояние, социальная поддержка и отношения с близкими людьми. Кроме того, армянские студенты связывают собственное психологическое благополучие с обстановкой в мире, уровнем жизни в стране, принятыми в национальной культуре нормами и требованиями, религиозными взглядами, тогда как для русских студентов наиболее значимыми являются факторы, связанные с ощущением состояния физического здоровья, финансового благополучия, степени успешности в значимой деятельности, удовлетворенности отношениями с близкими людьми и с учебной группой.
608-632
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ
Обзор методов анализа социальной идентичности: проблемы и перспективы их разрешения
Аннотация
Интерес к проблеме эмпирического анализа социальной идентичности обусловлен разработкой модели оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде, как следствие, необходимостью инструмента для выявления особенностей социальной идентичности, что и определяет цель представленного в статье аналитического обзора. С одной стороны, сама модель оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде опирается на постулаты подхода социальной идентичности в целом и положения модели неопределенности-идентичности М. Хогга, в частности. Это объясняет преимущественный интерес к методам анализа социальной идентичности, существующим в этом теоретическом поле. С другой стороны, насколько позволяют судить монографические исследования социальной идентичности, а также методические работы, то представляется возможным расширять рамки анализа, уделяя внимание инструментам, используемым и в других теоретических рамках. Интеграция этих двух линий позволила определить три основных типа инструментов анализа социальной идентичности (инструменты, основанные на ассоциативной методике; шкалы; картографирование социальной идентичности) и предпринять их критический анализ. Делаются выводы по преимуществам каждого инструмента измерения социальной идентичности. Отмечается, что в рамках модели оценки риска наиболее адекватной является разработка сложной методологической стратегии, включающей модифицированный вариант «Теста двадцати утверждений» с последующим картографированием социальной идентичности, которая позволит получить оценку социальных идентичностей индивида как ресурса, противостоящего радикализации.
633-656
Этические аспекты измерения интеллекта: навстречу компетентности и справедливости
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме измерения интеллекта с акцентом на этический аспект разработки и применения тестов. История психодиагностики интеллекта дает разнообразные примеры, проблемные с точки зрения этики, которые не раз приводили к негативным последствиям как на уровне отдельных индивидов, так и для целых сообществ. Цель данной статьи - описать актуальные этические проблемы в сфере измерения интеллекта, их предпосылки и исторические примеры. Мы обсуждаем этические проблемы, касающиеся: 1) глобальных подходов к операционализации интеллекта; 2) возможных нарушений прав человека в результате применения тестов интеллектов; 3) справедливости тестов интеллекта для различных групп респондентов; 4) оценки качества и выбора тестового инструментария. Данные вопросы мы рассматриваем через призму этических принципов психолога, таких как уважение, честность, компетентность и ответственность. Несмотря на богатую историю измерения интеллекта и исследований в этой области, этические проблемы, поднятые десятилетия назад, не потеряли свою актуальность. Так как этические вопросы часто не имеют однозначно верного ответа, важным является само существование такой дискуссии и обсуждение истоков этических проблем тестирования интеллекта, широкого контекста, в которых они существуют, и предлагаемых сообществом решений. Материалы и выводы данной статьи могут быть полезны как исследователям, так и практикам для принятия информированных решений в контексте измерения интеллекта.
657-682
НАУЧНАЯ ХРОНИКА
«Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие» - итоги Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию профессора А.И. Крупнова
Аннотация
26 апреля 2024 г. в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялась Международная научно-практическая конференция «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие», посвященная 85-летию доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного профессора РУДН им. П. Лумумбы Александра Ивановича Крупнова. Цель мероприятия - поиск решений актуальных проблем развития личности и индивидуальности в современном обществе, обсуждение результатов актуальных научных исследований, инновационных психотерапевтических, образовательных и социальных технологий, обмен опытом, установление контактов между учеными и практиками из разных стран. Конференция объединила более 500 научно-педагогических работников, практикующих психологов, аспирантов, студентов из 17 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Вьетнам, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Малайзия, Россия, Сербия, США, Узбекистан, Хорватия, Черногория) и 19 регионов Российской Федерации. В статье кратко представлены основные мероприятия конференции: пленарное и секционные заседания, научно-методический семинар, конкурс студенческих стендовых докладов, а также круглый стол.
683-697

