Том 21, № 2 (2024)

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Идентичность, миграция и межкультурные отношения на постсоветском пространстве

Лебедева Н.М.

Аннотация

-

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):353-359
pages 353-359 views

ИДЕНТИЧНОСТЬ, МИГРАЦИЯ И МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Воспринимаемая культурная дистанция и психологическое благополучие русских в разных контекстах постсоветских стран: медиативная роль аккультурационных стратегий

Галяпина В.Н., Умуркулова М.М., Тучина О.Р.

Аннотация

Данное исследование посвящено поиску универсальных и культурно-специфических взаимосвязей воспринимаемой культурной дистанции, аккультурационных стратегий и психологического благополучия русских в трех постсоветских странах (Казахстане, Армении и Эстонии). В исследовании мы опирались на теорию воспринимаемой культурной дистанции и теорию аккультурации. Выборка включала 660 русских (179 - в Казахстане, 358 - в Эстонии, 123 - в Армении). Использовали моделирование структурными уравнениями, мультигрупповой и медиационный анализ. Результаты показали, что высокая воспринимаемая культурная дистанция способствует снижению психологического благополучия русских в постсоветских странах, где они имеют значительную численность (Казахстан и Эстония). Кроме того, высокая воспринимаемая культурная дистанция снижает ориентацию на интеграцию во всех странах, повышает установки на сепарацию в благоприятных контекстах (Казахстане и Армении) и понижает - в неблагоприятном (Эстония). Медиационный анализ показал, что в странах, где численность русских достаточно большая, важным фактором выступает воспринимаемая культурная близость, именно она повышает значимость стратегии интеграции (в Эстонии), снижает значимость стратегии сепарации (в Казахстане), что приводит к психологическому благополучию русских. В Армении, где русских очень мало, они выработали механизм адаптации как в ситуации высокой, так и низкой воспринимаемой культурной дистанции: в первом случае высокая культурная дистанция повышает установки на сепарацию, и они приводят к психологическому благополучию, в ситуации низкой культурной дистанции медиатором выступает стратегия интеграции, она опосредует положительную связь воспринимаемой культурной близости и психологического благополучия русских в Армении. Данное исследование показывает, что актуализация в дискурсе стран информации о близости культур, о наличии общей истории, традиций и др., может быть стимулом для снижения воспринимаемой культурной дистанции у представителей этнических меньшинств и способствовать их психологическому благополучию.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):360-384
pages 360-384 views

Идеальный и реальный мультикультурализм в постсоветских странах: связь со взаимной аккультурацией и психологическим благополучием этнического большинства и меньшинства

Лепшокова З.Х., Джукич Е., Черная А.В.

Аннотация

В статье раскрывается социально-психологический взгляд на мультикультурализм как субъективное отражение социокультурного контекста на уровне установок и восприятия. Разграничиваются понятия идеального (ожидаемого) и реального (воспринимаемого) мультикультурализма и исследуется их связь с аккультурационными предпочтениями и психологическим благополучием представителей этнического меньшинства и большинства. Исследование проведено на представителях русского этнического меньшинства ( N = 746) и этнического большинства ( N = 754) Казахстана, Кыргызстана и Эстонии. Общий объем выборки составил 1500 респондентов. Методологию исследования составили прескриптивная и дескриптивная версии шкалы мультикультурной идеологии, шкалы для измерения аккультурационных стратегий этнического меньшинства и аккультурационных ожиданий этнического большинства, а также шкалы для измерения уровня удовлетворенности жизнью и самоуважения. В результате анализа выяснилось, что универсальной основой удовлетворенности жизнью представителей русского этнического меньшинства и этнического большинства всех исследуемых постсоветских стран является реальный (воспринимаемый) мультикультурализм, а не абстрактные установки в отношении принятия мультикультурной идеологии. Более того, реальный, воспринимаемый русскими, мультикультрализм проявил себя и как универсальная основа выбора ими стратегии интеграции. У представителей этнического большинства реальный, воспринимаемый ими, мультикультурализм проявил себя основой интеграции или ассимиляции русских в зависимости от контекста. У казахов и киргизов он лег в основу интеграции русских, тогда как у эстонцев - в основу ассимиляции русских. Эти и другие результаты исследования обсуждаются через призму социокультурных контекстов Казахстана, Кыргызстана и Эстонии, а также через призму принципиальных различий между идеальным и реальным мультикультурализмом. Завершается статья объяснением практической ценности тестируемой модели для диагностики межкультурных отношений в поликультурных обществах.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):385-407
pages 385-407 views

Проницаемость социальных границ для русских на постсоветском пространстве: роль социальных идентичностей и воспринимаемой безопасности

Бульцева М.А., Берберян А.С., Берриос Кальехас С.А.

Аннотация

Русские являются одним из самых многочисленных этнокультурных меньшинств на постсоветском пространстве, вопрос их инклюзии в общество принимающих стран не теряет свой актуальности. Поэтому в фокусе данного исследования находится взаимосвязь воспринимаемой безопасности и социальных идентичностей (гражданской, этнической и европейской) с воспринимаемой проницаемостью социальных границ для русских в Армении, Казахстане, Эстонии и Кыргызстане. Исследование имеет кросс-секционный дизайн. Сбор данных был проведен онлайн на выборках русских данных стран (общее количество N = 765: 145 русских в Армении, 133 русских в Казахстане, 186 русских в Эстонии, 300 русских в Кыргызстане) при помощи шкал этнической идентичности, гражданской идентичности и воспринимаемой безопасности из опросника международного проекта MIRIPS, шкалы европейской идентичности, разработанной К. Велковой, и шкалы проницаемости социальных границ М. Рамоса и соавторов. Чтобы проверить гипотезу и найти ответ на исследовательский вопрос были построены путевые модели. Анализ регрессионных коэффициентов, а также прямых и непрямых эффектов в путевых моделях продемонстрировал универсальную позитивную взаимосвязь между воспринимаемой безопасностью и воспринимаемой проницаемостью социальных границ для русских. Инклюзивность или эксклюзивность конкретной идентичности является культурно-специфической. Гражданская идентичность способствует воспринимаемой проницаемости границ в Армении, Казахстане и Кыргызстане. Европейская идентичность препятствует воспринимаемой проницаемости границ в Казахстане. Этническая идентичность способствует воспринимаемой проницаемости границ в Казахстане и препятствует в Эстонии (на уровне тенденции). В ряде стран были обнаружены значимые медиационные эффекты этнической (Эстония), гражданской (Казахстан и Армения) и европейской (Казахстан) идентичностей. Результаты обсуждаются в связи со структурными характеристиками социокультурных контекстов изучаемых стран. Делается вывод о том, что воспринимаемая безопасность сказывается на инклюзивности контекста в комплексе с социальными идентичностями, в зависимости от особенностей социокультурного контекста.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):408-426
pages 408-426 views

Взаимосвязь между мультикультурной идеологией, социальной идентичностью и воспринимаемой проницаемостью социальных границ для россиян на постсоветском пространстве: на примере Эстонии

Бушина Е.В., Корнилова О.А., Ковалева Н.В.

Аннотация

Межкультурное взаимодействие на постсоветском пространстве обусловлено несколькими факторами. Прежде всего, это количество русских в той или иной стране; внутренняя политика страны в отношении русской культуры и языка, которая определяет характер межкультурных контактов. Также важна культурная дистанция и степень сходства между группами. В данном исследовании представлена взаимосвязь между мультикультурной идеологией, социальной идентичностью и проницаемостью социальных границ для русских в Эстонии. Для проведения социально-психологического исследования бумажные версии опросника были распространены среди русских и эстонцев. В выборку этнического большинства в Эстонии вошли 233 эстонца в возрасте от 18 до 70 лет, средний возраст - 33 года. В выборку русского меньшинства вошли 186 респондентов, идентифицирующих себя как русские, в возрасте от 18 до 75 лет. Анализ проводился с помощью метода модерационного анализа с использованием Macro Process. Мы пришли к выводу, что среди как эстонцев, так и русских поддержка мультикультурной идеологии не оказывает существенного влияния на проницаемость социальных границ для русских. Однако идентичность места способствует проницаемости социальных границ для русских в обеих группах. Ярко выраженная этническая идентичность русских в эстонском контексте препятствует восприятию русскими проницаемости социальных границ.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):427-444
pages 427-444 views

Роль самоэффективности, воспринимаемой угрозы и воспринимаемой дискриминации как факторов адаптации русских в Эстонии и Казахстане

Родионов Г.Я.

Аннотация

Данное исследование имеет целью анализ самоэффективности, воспринимаемой угрозы и дискриминации как факторов, влияющих на адаптацию русского этнического меньшинства в Эстонии и Казахстане. В соответствии с теорией Стефана рассматриваются три вида воспринимаемой угрозы: экономическая, культурная и физическая. Выборка включает 272 русских, проживающих в Эстонии, и 200 русских из Казахстана. Для исследования данных использовался множественный регрессионный анализ при помощи программы SPSS v.27. Результаты показали, что культурная угроза у русских в Эстонии имеет негативную связь с удовлетворенностью жизнью и самооценкой. Также была выявлена отрицательная взаимосвязь между культурной угрозой и интеграцией, ассимиляцией, а положительная - с сепарацией среди русских в Эстонии. Экономическая угроза положительно связана со стратегией сепарации и отрицательно - со стратегией интеграции среди русских в Казахстане. Самоэффективность, в свою очередь, положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также является фактором, способствующим выбору стратегии интеграции и адаптации среди русских в Казахстане. Результаты данного исследования показывают важность такого личностного фактора, как самоэффективность наряду с воспринимаемыми угрозами в контексте адаптации этнического меньшинства в принимающем обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):445-465
pages 445-465 views

Контекстуальные и индивидуально-личностные факторы психологической адаптации этнического большинства в Эстонии и Кыргызстане

Трифонова А.В., Лебедева Н.М.

Аннотация

Индивидуально-личностные и контекстуальные факторы в процессе аккультурации действуют не независимо друг от друга, а совокупно, демонстрируя тесные взаимосвязи. В связи с этим важное значение приобретает изучение личностных и контекстуальных факторов адаптации в рамках единого комплексного подхода. Настоящее поисковое эмпирическое исследование направлено на изучение комплексных личностно-контекстуальных факторов психологической адаптации представителей этнического большинства в Эстонии и Кыргызстане. В социально-психологическом опросе приняли участие 300 эстонцев (Mвозраст = 37,09, SD = 17,34; 46,4 % - женщины) и 300 кыргызов (Mвозраст = 35,83, SD = 16,47; 68,0 % - женщины). Для диагностики применялись шкалы из опросника MIRIPS, шкала локальной идентичности О. Дроселтис и В.Л. Вигнолес, а также методики для измерения идентичностей и межкультурных установок, разработанные в ЦСКИ НИУ ВШЭ. В качестве индикаторов психологической адаптации выступали показатели психологического благополучия - удовлетворенность жизнью (шкала Э. Динера) и самоуважение (шкала М. Розенберга). С помощью поискового моделирования структурными уравнениями в обеих странах были выделены три комплексных фактора адаптации: этнокультурная самобытность, ориентация на мультикультурализм и воспринимаемая инклюзивность контекста. И в Эстонии, и в Кыргызстане этнокультурная самобытность положительно связана с эксклюзивными аккультурационными ожиданиями, ориентация на мультикультурализм положительно связана с ожиданием интеграции и отрицательно ¾ с ожиданием ассимиляции, воспринимаемая инклюзивность контекста отрицательно связана с ожиданием сепарации русских. Культурно-универсальными являются также положительные взаимосвязи воспринимаемой инклюзивности контекста с показателями психологического благополучия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):466-489
pages 466-489 views

Навигация по гражданской инклюзии: ключевые антецеденты социальных маркеров принятия иммигрантов в России

Григорьев Д.С., Галлямова А.А., Комягинская Е.Ш.

Аннотация

В статье рассматриваются связи между четырьмя ключевыми антецедентами (депровинциализмом, воспринимаемыми нормами многообразия, верой в автохтонность, относительной депривацией) и социальными маркерами принятия иммигрантов в России (этническим, гражданским, социоэкономическим, социокультурным). В условиях демографического ландшафта, который все чаще характеризуется иммиграцией, крайне важно тщательно изучить отношения между этими антецедентами и социальными маркерами принятия, которые имеют важные последствия для адаптации иммигрантов. Целью данного исследования является определение степени, в которой эти переменные связаны с социальными маркерами принятия иммигрантов в российском контексте. В опросе участвовали 1009 человек, большинство из которых идентифицировали себя как этнические русские. Онлайн-опросник был составлен из новых, авторских методик. Результаты исследования показывают, что депровинциализм и воспринимаемые нормы многообразия в непосредственном окружении человека играют важную роль в социальном принятии иммигрантов как прямо, так и косвенно. В частности, вера в автохтонность и относительная депривация, показывая также опосредствующие эффекты в этих связях, имеют значение для важности всех социальных маркеров принятия. Эти результаты углубляют наше понимание сложного процесса социального принятия иммигрантов, подчеркивая важность как индивидуальных различий, так и социального влияния. Они также свидетельствуют, что социальное принятие иммигрантов выходит за рамки простой открытости и позитивного отношения к культурному многообразию, а предполагают такую форму инклюзии этнокультурных групп в более широкое общество, которая решает проблему групповой иерархии и неравенства приемлемым для принимающего общества образом. Благодаря детальному изучению этих взаимоотношений результаты исследования могут стать основой для инициатив, направленных на повышение социальной инклюзии и содействие межкультурной гармонии в России.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):490-510
pages 490-510 views

Роль межличностных и межгрупповых установок в выборе стратегий взаимодействия в поликультурных классах в Таджикистане

Бушина Е.В., Каримова А.М.

Аннотация

Данное исследование направлено на изучение роли межличностных и межгрупповых установок в выборе стратегий взаимодействия школьников в поликультурных классах Таджикистана. Стратегии взаимодействия рассматриваются с точки зрения поведенческих стратегий сотрудничества, соперничества, используемых школьниками русской и таджикской групп. Исследование проводилось в русскоязычной школе Таджикистана с участием как русских, так и таджикских школьников. Выборка состояла из русских (N = 51, мужчин ¾ 51 %) и таджиков (N = 74, мужчин ¾ 60 %) с 9 по 11 класс. Средний возраст выборки составил 16,20 лет (SD = 0,86). Для таджикских школьников, как представителей этнического большинства, межгрупповые установки были выявлены как важные факторы выбора стратегий взаимодействия. Высокий воспринимаемый школьный статус и меньшая культурная дистанция с русскими способствовали конкуренции. Для русских студентов, как представителей этнического меньшинства, в свою очередь, межличностные установки оказались значимыми предикторами стратегий взаимодействия. Так, высокий индекс антипатии и межличностного доверия, высокий воспринимаемый школьный статус способствовали сотрудничеству с одноклассниками. Результаты исследования обсуждаются.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):511-531
pages 511-531 views

Современный кризис этнической и гражданской идентичности и стратегии совладания с ним (по материалам интервью россиян, «оставшихся» и «уехавших» в 2022 году)

Васильева Е.Д., Трифонова А.В., Лебедева Н.М.

Аннотация

В период нестабильности, трансформации и неопределенности в российском обществе обостряется кризис этнической и гражданской идентичностей. Предметом данного качественного исследования стали проблемы, связанные с угрозами и кризисом гражданской и этнической идентичностей у россиян, а также стратегии совладания с ним. Сбор данных производился с февраля по июнь 2023 года. Выборка (n = 41) качественного исследования состоит из двух подвыборок: россияне, проживающие в России (n = 21), и россияне, эмигрировавшие из России после февраля 2022 года (n = 20). Сбор данных осуществлялся посредством полуструктурированных интервью. Данные были проанализированы методом тематического анализа с использованием программы Dedoose. Результаты показали, что основными угрозами позитивной российской идентичности являются: зависимость от внешней оценки со стороны референтных групп (в основном граждан других стран), поляризация, расслоение общества и внутренний конфликт. Кризис идентичности проявляется в двух противоположных процессах: дезидентификации с обесцениваемой группой и, наоборот, в усилении идентификации с ней и сопровождается сильными эмоциональными реакциями. Пережить кризис идентичности помогают стратегии избегания и защиты от травмирующей информации (дезидентификация, отдаление) и стратегии совладания (переосмысление, реаффирмация). Переживание кризиса идентичности - долговременный процесс и нуждается во внимании специалистов, дополнительных исследованиях и разработке целевых социальных и образовательных программ, помогающих справляться с источниками угрозы позитивной социальной идентичности, и выработке продуктивных стратегий совладания с кризисом идентичности.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):532-555
pages 532-555 views

Образы России и Русского мира у представителей русской диаспоры в Казахстане и Кыргызстане

Кузнецова Ю.С.

Аннотация

В настоящее время Русский мир потенциально выступает новым объединяющим, коммуникационным и цивилизационным фактором не только внутри России, но и за ее пределами, на постсоветском пространстве. Русская диаспора является частью Русского мира и может выступать его преемником и транслятором, поэтому данное исследование посвящено изучению образов Русского мира и России (как страны, откуда Русский мир берет свои истоки) у русских на постсоветском пространстве (на примере таких стран, как Казахстан и Кыргызстан). В выборку исследования вошел 71 представитель русской диаспоры, проживающий в Кыргызстане (41 человек) и Казахстане (30 человек). Были использованы следующие методы: метод открытых вопросов, ассоциативный метод и шкалирование. Было выявлено, что принадлежность к Русскому миру ощущают в той или иной степени большинство респондентов; в целом они оценивают его позитивно; наблюдается преобладание положительных чувств по отношению к Русскому миру, однако присутствует и тревога. Субъективные границы Русского мира у подавляющего большинства респондентов проходят либо по постсоветскому пространству, либо в принципе отсутствуют. Наблюдаются специфичные различия: в хронологической цепи «Древняя Русь - царская Россия - Российская империя - СССР - Россия» вытесняются разные звенья в зависимости от исторических отношений с Россией тех стран, в которых живет русская диаспора. По сравнению с русскими из Казахстана, русские из Кыргызстана отмечают, что во временной перспективе Русского мира есть не только прошлое и настоящее, но и будущее; также у них присутствуют такие категории, как «время», «объединение», «религия», что свидетельствует о потенциале Русского мира как объединяющего фактора между Россией и, соответственно, Кыргызстаном. У некоторых представителей русской диаспоры не было ответов на тот или иной вопрос о Русском мире, что может говорить о безразличии или отсутствии представления о нем, а значит, о необходимости грамотного развития идеи Русского мира со стороны социальных и политических институтов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):556-586
pages 556-586 views

РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

Осознанная саморегуляция и удовлетворенность жизнью как ресурсы профессиональной вовлеченности и предупреждения выгорания у современного учителя

Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г., Моросанова В.И.

Аннотация

Актуальность поиска психологических ресурсов поддержания профессиональной вовлеченности и предупреждения эмоционального выгорания определяется высокими нагрузками и стрессовыми условиями работы современных учителей. Цель исследования - выявить регуляторные ресурсы вовлеченности учителей, рассмотреть их как способ защиты от выгорания в зависимости от удовлетворенности жизнью и стажа работы. Выборку исследования составили учителя средних школ Москвы, Московской области и Калуги (n = 142 человека, возраст 44,61 ± 12,29; средний стаж педагогической деятельности - 19,62 ± 12,73), которые были разделены на три группы: стаж 0-5 лет (n = 21, возраст 27,5 ± 6,64), стаж 5-20 лет (n = 52, возраст 38,35 ± 8,23), 20 лет и старше (n = 69, возраст 54,7 ± 6,7). Для диагностики использовались: Утрехтская шкала увлеченности работой (UWES); Опросник профессионального выгорания Маслач (MBI/ПВ), Шкала удовлетворенности жизнью (SWLS) Э. Динера и др.; Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ-2020) В.И. Моросановой. В результате выявлены положительные взаимосвязи вовлеченности с осознанной саморегуляцией достижения целей, удовлетворенностью и профессиональными достижениями, и отрицательные - с симптомами выгорания. Показано, что уровень вовлеченности и удовлетворенности от стажа работы не зависят, в отличие от проявлений выгорания и регуляторных ресурсов, которые различаются у учителей с разным стажем. Впервые продемонстрирована метаресурсная роль саморегуляции, развитие которой вносит значимый вклад во все компоненты вовлеченности. Учителя с разным стажем работы используют специальные регуляторные ресурсы для ее поддержания. Наличие ресурсов зависит от содержательных задач профессиональной деятельности. Удовлетворенность жизнью особенно важна на начальном этапе работы в школе, в то время как низкое выгорание является условием высокой вовлеченности для учителей со средним и большим стажем. Полученные результаты обсуждаются в контексте ресурсного подхода, а также практических технологий поддержания вовлеченности и снижения выгорания у учителей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):587-607
pages 587-607 views

Субъективная оценка факторов психологического благополучия русскими и армянскими студентами

Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Вишневская О.Н., Тихомирова Е.В.

Аннотация

Вызовы и социальная нестабильность современности актуализируют роль психологического благополучия как особенно значимой составляющей личности, направленной на сохранение и поддержание ее жизнеспособности, самоэффективности, стрессоустойчивости и ресурсности. Психологическое благополучие авторами рассматривается как интегральная характеристика состояний человека, обеспечивающая согласованность психических функций и процессов, достижение внутреннего равновесия и субъектной целостности. Целью исследования является определение субъективно-значимых факторов, которые, по мнению русских и армянских студентов, связаны с ощущением психологического благополучия. Совокупная выборка включала 234 респондента, обучающихся в провинциальных вузах России (130 человек, 58 % выборки девушки, 42 % - юноши) и Армении (104 человека, 61 % выборки девушки, 39 % - юноши), в возрасте от 18 лет до 25 лет. Диагностический инструментарий представлен методикой «Психологическое благополучие личности» А.Г. Самохваловой и др. и авторской анкетой, выявляющей субъективную оценку факторов психологического благополучия в современном социокультурном контексте. Установлено, что субъективно-значимыми факторами психологического благополучия студенческой молодежи обеих стран являются личностные особенности, актуальное психоэмоциональное состояние, социальная поддержка и отношения с близкими людьми. Кроме того, армянские студенты связывают собственное психологическое благополучие с обстановкой в мире, уровнем жизни в стране, принятыми в национальной культуре нормами и требованиями, религиозными взглядами, тогда как для русских студентов наиболее значимыми являются факторы, связанные с ощущением состояния физического здоровья, финансового благополучия, степени успешности в значимой деятельности, удовлетворенности отношениями с близкими людьми и с учебной группой.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):608-632
pages 608-632 views

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Обзор методов анализа социальной идентичности: проблемы и перспективы их разрешения

Бовина И.Б., Бовин Б.Г.

Аннотация

Интерес к проблеме эмпирического анализа социальной идентичности обусловлен разработкой модели оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде, как следствие, необходимостью инструмента для выявления особенностей социальной идентичности, что и определяет цель представленного в статье аналитического обзора. С одной стороны, сама модель оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде опирается на постулаты подхода социальной идентичности в целом и положения модели неопределенности-идентичности М. Хогга, в частности. Это объясняет преимущественный интерес к методам анализа социальной идентичности, существующим в этом теоретическом поле. С другой стороны, насколько позволяют судить монографические исследования социальной идентичности, а также методические работы, то представляется возможным расширять рамки анализа, уделяя внимание инструментам, используемым и в других теоретических рамках. Интеграция этих двух линий позволила определить три основных типа инструментов анализа социальной идентичности (инструменты, основанные на ассоциативной методике; шкалы; картографирование социальной идентичности) и предпринять их критический анализ. Делаются выводы по преимуществам каждого инструмента измерения социальной идентичности. Отмечается, что в рамках модели оценки риска наиболее адекватной является разработка сложной методологической стратегии, включающей модифицированный вариант «Теста двадцати утверждений» с последующим картографированием социальной идентичности, которая позволит получить оценку социальных идентичностей индивида как ресурса, противостоящего радикализации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):633-656
pages 633-656 views

Этические аспекты измерения интеллекта: навстречу компетентности и справедливости

Логвиненко Т.И., Канонир Т.Н., Орел Е.А., Куликова А.А.

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблеме измерения интеллекта с акцентом на этический аспект разработки и применения тестов. История психодиагностики интеллекта дает разнообразные примеры, проблемные с точки зрения этики, которые не раз приводили к негативным последствиям как на уровне отдельных индивидов, так и для целых сообществ. Цель данной статьи - описать актуальные этические проблемы в сфере измерения интеллекта, их предпосылки и исторические примеры. Мы обсуждаем этические проблемы, касающиеся: 1) глобальных подходов к операционализации интеллекта; 2) возможных нарушений прав человека в результате применения тестов интеллектов; 3) справедливости тестов интеллекта для различных групп респондентов; 4) оценки качества и выбора тестового инструментария. Данные вопросы мы рассматриваем через призму этических принципов психолога, таких как уважение, честность, компетентность и ответственность. Несмотря на богатую историю измерения интеллекта и исследований в этой области, этические проблемы, поднятые десятилетия назад, не потеряли свою актуальность. Так как этические вопросы часто не имеют однозначно верного ответа, важным является само существование такой дискуссии и обсуждение истоков этических проблем тестирования интеллекта, широкого контекста, в которых они существуют, и предлагаемых сообществом решений. Материалы и выводы данной статьи могут быть полезны как исследователям, так и практикам для принятия информированных решений в контексте измерения интеллекта.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):657-682
pages 657-682 views

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

«Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие» - итоги Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию профессора А.И. Крупнова

Башкин Е.Б., Берберян А.С., Ермаков Д.С., Новикова И.А., Бжоян Е.А.

Аннотация

26 апреля 2024 г. в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы состоялась Международная научно-практическая конференция «Личность в современном обществе: исследование, образование, развитие», посвященная 85-летию доктора психологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, заслуженного профессора РУДН им. П. Лумумбы Александра Ивановича Крупнова. Цель мероприятия - поиск решений актуальных проблем развития личности и индивидуальности в современном обществе, обсуждение результатов актуальных научных исследований, инновационных психотерапевтических, образовательных и социальных технологий, обмен опытом, установление контактов между учеными и практиками из разных стран. Конференция объединила более 500 научно-педагогических работников, практикующих психологов, аспирантов, студентов из 17 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Вьетнам, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Малайзия, Россия, Сербия, США, Узбекистан, Хорватия, Черногория) и 19 регионов Российской Федерации. В статье кратко представлены основные мероприятия конференции: пленарное и секционные заседания, научно-методический семинар, конкурс студенческих стендовых докладов, а также круглый стол.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2024;21(2):683-697
pages 683-697 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».