Профессиографические особенности деятельности IT-специалистов как рискогенные факторы выгорания
- Авторы: Джумагулова А.Ф.1, Водопьянова Н.Е.2, Гофман О.О.2, Никифоров Г.С.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 220-241
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326332
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-1-220-241
- EDN: https://elibrary.ru/TMQPIK
- ID: 326332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На данный момент существует высокая потребность российской экономики в специалистах IT-сферы. Для выстраивания долгосрочной стратегии по подбору и психологическому сопровождению ИТ-специалистов в компании необходимо профессиографическое описание, а также понимание рисков развития стресс-синдромов, в том числе выгорания, в зависимости от условий протекания профессиональной деятельности. Описываются особенности цифровизации общества и их влияние на профессиональное выгорание IT-специалиста. Цель исследования - выявить профессиографические особенности деятельности IT-специалистов с позиций рисков развития выгорания. Использовались полуструктрированное экспертное интервью «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» (содержит пять групп вопросов: технологические особенности, экономические характеристики, образовательные требования, медицинские требования и психологические характеристики профессий специалистов IT-сферы) и анкетирование в google-форме об особенностях организации времени в разных сферах жизни. В интервью приняли участие 19 экспертов, в анкетировании - 82 специалиста из IT-сферы. На основании анализа полученных данных описаны трудовые обязанности специалистов профессий программист, аналитик, тестировщик; представлена информация о наиболее распространенных причинах профессиональных ошибок в IT-сфере, проанализированы их последствия как рискогенные факторы выгорания; описаны минимальный уровень подготовки, требования к образованию и критерии успешности деятельности; представлены наиболее часто встречающиеся когнитивные и социальные трудовые операции профессий IT-сферы; перечислены требования к уровню здоровья и условиям труда, возможные профессиональные заболевания; выявлены данные о дисбалансе работы и отдыха, работы и личной жизни. Выявлены возможные рискогенные факторы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений IT-специалиста. Сделаны выводы о том, что цифровая среда существенно меняет информационное окружение IT-специалиста, трансформируется восприятие времени, пространства, информации, модифицируются способы коммуникации, самопрезентации, меняется мотивационная сенсорно-когнитивная включенность в работу.
Об авторах
Алена Федоровна Джумагулова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Автор, ответственный за переписку.
Email: afdjumagulova@itmo.ru
ORCID iD: 0000-0003-2389-2729
SPIN-код: 2245-4704
кандидат психологических наук, инженер, Центр юзабилити и смешанной реальности и преподаватель
197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверский пр., д. 49Наталия Евгеньевна Водопьянова
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: vodop@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9751-913X
SPIN-код: 5383-0610
доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Ольга Олеговна Гофман
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: Ms.gofman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4750-5415
SPIN-код: 3350-9879
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Герман Сергеевич Никифоров
Санкт-Петербургский государственный университет
Email: professional.psychology@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2016-7882
SPIN-код: 3571-1660
доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности
199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9Список литературы
- Bailey, D.E., & Kurland, N.B. (2002). A review of telework research: findings, new directions, and lessons for the study of modern work. Journal of Organizational Behavior, 23(4), 383–400. https://doi.org/10.1002/job.144
- Ganzen, V.A. (1984). System descriptions in psychology. Leningrad: Leningrad State University. (In Russ.)
- Guillemette, M.G., & Paré, G. (2012). Toward a new theory of the contribution of the IT function in organizations. MIS Quarterly, 36(2), 529–551. https://doi.org/10.2307/41703466
- Karpov, A.V. (2022). Methodological foundations of psychological analysis of the activity of the subject-information class (article two). Yaroslavskii Psikhologicheskii Vestnik, (1), 7‒24. (In Russ.)
- Kitayev-Smyk, L.A. (2008). Burnout of personnel. burnout of personality. burnout of soul. Psychopedagogy in Law Enforcement, (2), 41‒50. (In Russ.)
- Klimov, E.A. (1999). Introduction to labor psychology. Мoscow. (In Russ.)
- Melnikova, O.T., Krichevets, A.N., Gusev, A.N., Khoroshilov, D.A., Barskiy, Ph.I., & Busygina, N.P. (2014). Criteria for the evaluation of qualitative research. National Psychological Journal, (2), 47‒49. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2014.0206
- Mitina, L.M., & Mitin, G.V. (2020). Psychological analysis of the problem of marginalism, procrastination and learned helplessness as barriers to personal and professional development. Psychological Science and Education, 25(3), 90–100. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2020250308
- Noss, I.N. (2024). Qualitative and quantitative research methods in psychology: A textbook for universities. Moscow: Yurait. (In Russ.)
- Orel, V.E. (2005). Personality mental burnout syndrome. Moscow: Institute of Psychology RAS. (In Russ.)
- Orel, V.E. (2005). Structural and functional organization and genesis of mental burnout. Doctor of Psychology Thesis Abstract. Yaroslavl: P.G. Demidov Yaroslavl State University. (In Russ.)
- Panov, V.I. (2016). Information environment in the context ecopsychological approach by the development of the psyche: Conceptual prerequisites. Psychology of Personal and Professional Development: Modern Challenges and Risks. Conference Proceedings (pp. 23‒27). Moscow: Pero. (In Russ.)
- Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2020). Digitalization of the information environment: Risks, representations, interactions. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (In Russ.) https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001
- Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2020a). Representations of teachers and elder schoolchildren about the risks of interacting with the internet. Psychological Science and Education, 25(3), 16–29. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2020250302
- Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2021). Experience of system research of the information environment digitalization: Risks, representations, interactions. Mir Psikhologii, (1‒2). 116‒130. (In Russ.)
- Panov, V.I., Borisenko, N.A., Kaptsov, A.V., Kolesnikova, E.I., Patrakov, E.V., Plaksina, I.V., & Sunnatova, R.I. (2020). Some results of digitalization of education on the example of forced remote schooling. Pedagogika, 84(9), 65‒77. (In Russ.)
- Patrakov, E.V. (2021a). Digital transformation of the subject of labour: Social interactions, concepts, research perspectives. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 27(2), 66‒73 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73
- Patrakov, E.V. (2021b). Convergence of playing and working behaviour in the context of digitalization of society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 27(1), 24–31 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-24-31
- Patrakov, E.V., & Panov, V.I. (2020). The possibility for applying the concept of “interference” to describe the area where the digital and pre-digital environment merge. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(3), 5–14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14
- Ryabikina, Z.I. (2020). Alternative world, alternative person, alternative personality psychology. Personality and Challenges of Our Time: Interpretation of Problems by Various Scientific Schools: Conference Proceedings (pp. 64‒69). Maykop: Adyghe State University; Krasnodar: Kuban State University. (In Russ.)
- Sologubova, G.S. (2018). On the question of the digitalization of the economics and the problems of the labour market. Digital Economy, (2), 50‒62. (In Russ.)
- Solomin, I.L. (2006). Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
- Sonnentag, S. (2001). Work, recovery activities, and individual well-being: A diary study. Journal of Occupational Health Psychology, 6(3), 196–210. https://doi.org/10.1037/1076-8998.6.3.196
- Vodop’yanova, N.Ye., & Zhurina, M.A. (2020). Features of the value-motivational sphere of IT specialists. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(2), 91‒99 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-91-99
- Znakov, V.V. (2017). A new stage in psychological research of the subject. Voprosy Psychologii, (2), 3‒16. (In Russ.)
Дополнительные файлы

