Профессиографические особенности деятельности IT-специалистов как рискогенные факторы выгорания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На данный момент существует высокая потребность российской экономики в специалистах IT-сферы. Для выстраивания долгосрочной стратегии по подбору и психологическому сопровождению ИТ-специалистов в компании необходимо профессиографическое описание, а также понимание рисков развития стресс-синдромов, в том числе выгорания, в зависимости от условий протекания профессиональной деятельности. Описываются особенности цифровизации общества и их влияние на профессиональное выгорание IT-специалиста. Цель исследования - выявить профессиографические особенности деятельности IT-специалистов с позиций рисков развития выгорания. Использовались полуструктрированное экспертное интервью «Представление IT-специалистов об особенностях, требованиях и условиях их деятельности» (содержит пять групп вопросов: технологические особенности, экономические характеристики, образовательные требования, медицинские требования и психологические характеристики профессий специалистов IT-сферы) и анкетирование в google-форме об особенностях организации времени в разных сферах жизни. В интервью приняли участие 19 экспертов, в анкетировании - 82 специалиста из IT-сферы. На основании анализа полученных данных описаны трудовые обязанности специалистов профессий программист, аналитик, тестировщик; представлена информация о наиболее распространенных причинах профессиональных ошибок в IT-сфере, проанализированы их последствия как рискогенные факторы выгорания; описаны минимальный уровень подготовки, требования к образованию и критерии успешности деятельности; представлены наиболее часто встречающиеся когнитивные и социальные трудовые операции профессий IT-сферы; перечислены требования к уровню здоровья и условиям труда, возможные профессиональные заболевания; выявлены данные о дисбалансе работы и отдыха, работы и личной жизни. Выявлены возможные рискогенные факторы эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений IT-специалиста. Сделаны выводы о том, что цифровая среда существенно меняет информационное окружение IT-специалиста, трансформируется восприятие времени, пространства, информации, модифицируются способы коммуникации, самопрезентации, меняется мотивационная сенсорно-когнитивная включенность в работу.

Об авторах

Алена Федоровна Джумагулова

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Автор, ответственный за переписку.
Email: afdjumagulova@itmo.ru
ORCID iD: 0000-0003-2389-2729
SPIN-код: 2245-4704

кандидат психологических наук, инженер, Центр юзабилити и смешанной реальности и преподаватель

197101, Россия, Санкт-Петербург, Кронверский пр., д. 49

Наталия Евгеньевна Водопьянова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: vodop@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9751-913X
SPIN-код: 5383-0610

доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Ольга Олеговна Гофман

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: Ms.gofman@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4750-5415
SPIN-код: 3350-9879

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Герман Сергеевич Никифоров

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: professional.psychology@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2016-7882
SPIN-код: 3571-1660

доктор психологических наук, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности

199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9

Список литературы

  1. Bailey, D.E., & Kurland, N.B. (2002). A review of telework research: findings, new directions, and lessons for the study of modern work. Journal of Organizational Behavior, 23(4), 383–400. https://doi.org/10.1002/job.144
  2. Ganzen, V.A. (1984). System descriptions in psychology. Leningrad: Leningrad State University. (In Russ.)
  3. Guillemette, M.G., & Paré, G. (2012). Toward a new theory of the contribution of the IT function in organizations. MIS Quarterly, 36(2), 529–551. https://doi.org/10.2307/41703466
  4. Karpov, A.V. (2022). Methodological foundations of psychological analysis of the activity of the subject-information class (article two). Yaroslavskii Psikhologicheskii Vestnik, (1), 7‒24. (In Russ.)
  5. Kitayev-Smyk, L.A. (2008). Burnout of personnel. burnout of personality. burnout of soul. Psychopedagogy in Law Enforcement, (2), 41‒50. (In Russ.)
  6. Klimov, E.A. (1999). Introduction to labor psychology. Мoscow. (In Russ.)
  7. Melnikova, O.T., Krichevets, A.N., Gusev, A.N., Khoroshilov, D.A., Barskiy, Ph.I., & Busygina, N.P. (2014). Criteria for the evaluation of qualitative research. National Psychological Journal, (2), 47‒49. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2014.0206
  8. Mitina, L.M., & Mitin, G.V. (2020). Psychological analysis of the problem of marginalism, procrastination and learned helplessness as barriers to personal and professional development. Psychological Science and Education, 25(3), 90–100. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2020250308
  9. Noss, I.N. (2024). Qualitative and quantitative research methods in psychology: A textbook for universities. Moscow: Yurait. (In Russ.)
  10. Orel, V.E. (2005). Personality mental burnout syndrome. Moscow: Institute of Psychology RAS. (In Russ.)
  11. Orel, V.E. (2005). Structural and functional organization and genesis of mental burnout. Doctor of Psychology Thesis Abstract. Yaroslavl: P.G. Demidov Yaroslavl State University. (In Russ.)
  12. Panov, V.I. (2016). Information environment in the context ecopsychological approach by the development of the psyche: Conceptual prerequisites. Psychology of Personal and Professional Development: Modern Challenges and Risks. Conference Proceedings (pp. 23‒27). Moscow: Pero. (In Russ.)
  13. Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2020). Digitalization of the information environment: Risks, representations, interactions. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education. (In Russ.) https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001
  14. Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2020a). Representations of teachers and elder schoolchildren about the risks of interacting with the internet. Psychological Science and Education, 25(3), 16–29. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/pse.2020250302
  15. Panov, V.I., & Patrakov, E.V. (2021). Experience of system research of the information environment digitalization: Risks, representations, interactions. Mir Psikhologii, (1‒2). 116‒130. (In Russ.)
  16. Panov, V.I., Borisenko, N.A., Kaptsov, A.V., Kolesnikova, E.I., Patrakov, E.V., Plaksina, I.V., & Sunnatova, R.I. (2020). Some results of digitalization of education on the example of forced remote schooling. Pedagogika, 84(9), 65‒77. (In Russ.)
  17. Patrakov, E.V. (2021a). Digital transformation of the subject of labour: Social interactions, concepts, research perspectives. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 27(2), 66‒73 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-66-73
  18. Patrakov, E.V. (2021b). Convergence of playing and working behaviour in the context of digitalization of society. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 27(1), 24–31 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-24-31
  19. Patrakov, E.V., & Panov, V.I. (2020). The possibility for applying the concept of “interference” to describe the area where the digital and pre-digital environment merge. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(3), 5–14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14
  20. Ryabikina, Z.I. (2020). Alternative world, alternative person, alternative personality psychology. Personality and Challenges of Our Time: Interpretation of Problems by Various Scientific Schools: Conference Proceedings (pp. 64‒69). Maykop: Adyghe State University; Krasnodar: Kuban State University. (In Russ.)
  21. Sologubova, G.S. (2018). On the question of the digitalization of the economics and the problems of the labour market. Digital Economy, (2), 50‒62. (In Russ.)
  22. Solomin, I.L. (2006). Modern methods of psychological express diagnostics and professional counseling. St. Petersburg: Rech' Publ. (In Russ.)
  23. Sonnentag, S. (2001). Work, recovery activities, and individual well-being: A diary study. Journal of Occupational Health Psychology, 6(3), 196–210. https://doi.org/10.1037/1076-8998.6.3.196
  24. Vodop’yanova, N.Ye., & Zhurina, M.A. (2020). Features of the value-motivational sphere of IT specialists. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 26(2), 91‒99 (In Russ.) https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-2-91-99
  25. Znakov, V.V. (2017). A new stage in psychological research of the subject. Voprosy Psychologii, (2), 3‒16. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».