Курс «Pedagogy of Higher Education» для иностранных аспирантов: особенности проектирования и преподавания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Научный интерес к проблеме обусловлен государственной политикой, направленной на повышение конкурентоспособности российского высшего образования и, как следствие, увеличением доли иностранных аспирантов, в том числе обучающихся в российских вузах на английском языке. Цель исследования - анализ и обобщение опыта проектирования и реализации курса «Pedagogy of Higher Education» для иностранных аспирантов, выявление его дидактических особенностей, изучение образовательного запроса иностранных аспирантов, связанного с данным курсом. В процессе исследования осуществлен анализ научной литературы, анализ и обобщение педагогического опыта, а также проведено анкетирование. В анонимном анкетировании приняли участие 124 слушателя курса «Pedagogy of Higher Education» - иностранные аспиранты из стран Азии, Африки, Южной Америки и Европы, обучающиеся в Российском университете дружбы народов им. Патриса Лумумбы на англоязычных образовательных программах по направлениям «Филология» «Экономика», «Юриспруденция», «Строительство и архитектура», «Экология», «Педагогика» и др. Показано, что особенности проектирования и реализации курса «Pedagogy of Higher Education» обусловлены как спецификой целевой аудитории (иностранные аспиранты - носители разного социокультурного и академического опыта), так и условиями преподавания (использование английского языка в качестве средства обучения (English Medium Instruction - EMI) в русскоязычной образовательной среде). Результаты исследования позволяют сделать вывод, что среди основных факторов, определяющих востребованность и эффективность курса, - динамичность и интерактивность процесса обучения, практико-ориентированность и вариативность заданий, использование потенциала поликультурной среды. Гибкость процесса обучения, его адаптация к индивидуальным запросам аспирантов обеспечивается электронным УМК «Pedagogy of Higher Education». К актуальным проблемам преподавания дисциплины относятся своевременное обновление дидактических средств обучения на английском языке, организация продуктивной самостоятельной работы аспирантов в условиях ограниченного количества часов, выбор эффективных форм и методов контроля/оценивания с учетом как социокультурных особенностей и академического опыта слушателей курса, так и условий цифровой образовательной среды. Полученные результаты могут служить основой для разработки и совершенствования учебно-методического обеспечения курсов психолого-педагогической направленности для программ на английском языке для иностранных аспирантов.

Об авторах

Ольга Константиновна Логвинова

Московский государственный психолого-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-gg@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2678-4822
SPIN-код: 6902-7257

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной и русской филологии

Российская Федерация, 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29

Галина Павловна Иванова

Государственный университет просвещения

Email: ivgp@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6429-1335
SPIN-код: 4737-6546

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры начального образования

Российская Федерация, 141014, Московская область, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Хабибулла Патхан

Университет Сохар; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Email: Hpathan@su.edu.om
ORCID iD: 0000-0003-3425-3594
Scopus Author ID: 57221613434
ResearcherId: AAV-7602-2020

PhD, профессор факультета лингвистики, Университет Сохар ; ведущий научный сотрудник, филологический факультет, Российский университет дружбы народов

Султанат Оман, 311, Сухар, 44; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Antony, M., Emas, R., & Upoma, S. (2024). Teaching future faculty: Pedagogical training in public administration PhD programs in the US. Journal of Public Affairs Education, 30(3), 355–374. https://doi.org/10.1080/15236803.2024.2380226
  2. Bednyi, B.I., & Rybakov, N.V. (2022). Transformational processes in modern Russian postgraduate education. Nizhny Novgorod: Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. (In Russ.)
  3. Bednyi, B.I., Dyatlova, K.D., & Rybakov, N.V. (2019). State examination as a way to assess postgraduate students’ teaching competencies. Higher Education in Russia, 28(5), 52–62. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-52-62
  4. Biggs, J., Tang, C., & Kennedy, G. (2022). Teaching for Quality Learning at University (5th ed.). Maidenhead: Open University Press.
  5. Bovill, C. (2020). Co-creation in learning and teaching: The case for a whole-class approach in higher education. Higher Education, 79(6), 1023–1037. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00453-w
  6. Chuchalin, A.I. (2017). Preparation of PhD students for pedagogical activity in higher education. Higher Education in Russia, (8-9), 5–21. (In Russ.)
  7. Dorner, H., & Kumar, S. (2023). Academic development for doctoral students: Exploring the relevance of teaching-research integration, discipline-sensitivity and collaboration. International Journal for Academic Development, 28(4), 425–438. https://doi.org/10.1080/ 1360144x.2022.2059486
  8. Ekimova, V.I. (2014). Case study in higher school: Problems of application and efficiency estimation. Journal of Modern Foreign Psychology, 3(1), 86–97. (In Russ.)
  9. Gagarin, A.V. (2022). Pedagogy and psychology of higher school: Online course digest for PhD students. Obrazovatel’nye tekhnologii, (1), 109–116. (In Russ.)
  10. Gesheva, E.G. (2020). Teaching the discipline “pedagogy and psychology of higher education” to foreign post-graduate students: Problems and tasks. Vestnik Moskovskogo Energeticheskogo Instituta, (3), 118–124. (In Russ.) https://doi.org/10.24160/1993-6982-2020-3-118-124
  11. Gros, B., & López, M. (2016). Students as co-creators of technology-rich learning activities in higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 13(1), 28. https://doi.org/10.1186/s41239-016-0026-x
  12. Ivanova, G.P., Logvinova, O.K., & Shirkova, N.N. (2018). Pedagogical support of foreign students’ sociocultural adjustment: the experience of implementation. Higher Education in Russia, 27(3), 60–69. (In Russ.)
  13. Ivanova, G.P., Logvinova, O.K., & Shirkova, N.N. (2022). International student in Russian higher educational institution. Moscow: Rusains. (In Russ.)
  14. Ivleva, M.L., & Saenko, N.R. (2016). Features of the application of the case method in the course “Pedagogy and psychology of higher education” for PhD students. Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 10(2), 59–67. (In Russ.) https://doi.org/ 10.12737/19549
  15. Kodzhaspirova, G.M. (Ed.) (2023). Pedagogy of higher education. Moscow: Prospekt. (In Russ.)
  16. Komleva, V.V. (2020). Development of export of higher education from Russia: Basic contradictions. Political Science Issues, 10(6), 1899–1907. (In Russ.) https://doi.org/10.35775/PSI.2020.58.6.025
  17. Korchagin, E.A., & Safin, R.S. (2019). Educational component of doctoral training at engineering university. Higher Education in Russia, 28(3), 67-74. (In Russ.) https://doi.org/ 10.31992/0869-3617-2019-28-3-67-74
  18. Kurgansky, S.A. (2018). English-language education programmes at universities. Bulletin of Baikal State University, 28(4), 595–601. (In Russ.) https://doi.org/10.17150/2500-2759.2018.28(4).595-601
  19. Marshall, S., Fry, H., & Ketteridge, S. (Eds.). (2014). A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education: Enhancing academic practice (4th ed.). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315763088
  20. Muratova, E.I., & Molotkova, N.V. (2018). Pedagogical practice of technical university postgraduates: Tradition and innovations. Higher Education in Russia, 27(4), 101–114. (In Russ.)
  21. Murtonen, M., & Vilppu, H. (2020). Change in university pedagogical culture — The impact of increased pedagogical training on first teaching experiences. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research, 19(3), 367–383. https://doi.org/10.26803/ijlter.19.3.20
  22. Ponomarev, R.E. (2020). Pedagogy of higher education: Textbook. Moscow: MAKS Press. (In Russ.) https://doi.org/10.29003/m873.978-5-317-06385-6
  23. Rao, N., Hosein, A., & Raaper, R. (2021). Doctoral students navigating the borderlands of academic teaching in an era of precarity. Teaching in Higher Education, 26(3), 454–470. https://doi.org/10.1080/13562517.2021.1892058
  24. Rybakova, E.V. (2023). The role of Russian-language and English-language university educational programs for foreign students in expanding the opportunities of Russian education export. Pedagogy. Theory & Practice, 8(7), 671-680. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/ped20230114
  25. Safronova, E.M., & Zolotykh, N.V. (2023). Methods of forming interest in pedagogical activity among graduate students of non-pedagogical training profiles. Domestic and foreign pedagogy, 1(6), 93–107. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2224-0772-2023-96-93-107
  26. Sukhristina, A.S., Sultanova, D.Sh., & Ebel, A.O. (2022). English-language educational programs as a means of enhancing the attractiveness of domestic engineering universities. Business. Education. Law, (4), 485–491. (In Russ.) https://doi.org/10.25683/VOLBI. 2022.61.470
  27. Svinicki, M., & McKeachie, W.J. (2011). McKeachie’s Teaching tips: Strategies, research, and theory for college and university teachers (13th ed.). Belmont: Wadsworth.
  28. Vanchakova, N.P., Vatskel, E.A., & Denishenko, V.A. (2022). Main vectors in the pedagogical training of residents and postgraduate students of a medical university. Cardiovascular Therapy and Prevention, 21(S1), 26–30. (In Russ.) https://doi.org/10.15829/1728-8800-2022-3155
  29. Winet, K., Carter, M., Hoit, J.D., & Burd, G.D. (2023). Developing a “just-in-time, just-enough” co-teaching certificate program for postdoctoral scholars. College Teaching, 73(3), 160–168. https://doi.org/10.1080/87567555.2023.2250044
  30. Yakovleva, E.V. (2019). Experience in training university post-graduate students for the teaching profession. Cherepovets State University Bulletin, (6), 210–222. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-6-93-19
  31. Yao, C.W., & Collins, C. (2019). Perspectives from graduate students on effective teaching methods: A case study from a Vietnamese Transnational University. Journal of Further and Higher Education, 43(7), 959–974. https://doi.org/10.1080/0309877x.2018.1429583

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».