Мотивация к изучению русского языка у иностранцев: опыт качественного анализа на примере Таиланда и Мьянмы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Мотивация изучения иностранного языка (в том числе русского как иностранного) рассматривается в качестве одного из важных психологических факторов успешности его усвоения. Рассмотренные теоретические подходы к анализу мотивации изучения иностранного языка обычно реализуются в рамках объяснительной парадигмы с применением количественных методик, не позволяющих описать проявления мотивации в их полноте и качественном своеобразии. В работе в контексте теории самодетерминации предпринята попытка качественного анализа мотивации изучения русского языка на примере интервью с гражданами Таиланда и Мьянмы. Выборку составили 18 человек в Таиланде (6 мужчин и 12 женщин) и 14 в Мьянме (2 мужчин и 12 женщин) из числа слушателей курсов русского языка на базе центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Университете Принца Сонгкхлы (Таиланд) и Мандалайском университете иностранных языков (Мьянма). Проводилось тематическое слабоструктурированное интервью, фокусированное на теме мотивации к изучению русского языка, результаты которого были подвергнуты качественному контент-анализу. Категории анализа были образованы в соответствии с известными из теории самодетерминации типами мотивационной регуляции, подкатегории сформулированы с учетом теоретических представлений и содержания интервью. Полученные результаты показали, что в условиях краткосрочных бесплатных курсов слушатели из Таиланда и Мьянмы демонстрируют исключительно автономную мотивацию к изучению русского языка, обеспечивающую наибольшую продуктивность учебной деятельности. Наиболее характерные проявления автономной мотивации у слушателей таких курсов - интерес к языкам в целом и к русскому языку в частности, к России и её культуре, а также понимание важности русского языка для работы и собственного профессионального роста.

Об авторах

Михаил Сергеевич Власов

Алтайский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vlasov_mikhailo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7848-5114
SPIN-код: 6670-3844

кандидат филологических наук, магистр психологии, доцент, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина

Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53

Ульяна Михайловна Трофимова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: eltrofimova@mail.ru
SPIN-код: 6185-5925
кандидат филологических наук, доцент, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53

Ольга Викторовна Торопчина

Алтайский государственный педагогический университет

Email: olatoro@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-6289-0451
SPIN-код: 6304-4029

специалист научно-исследовательского отдела, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина

Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53

Наталья Григорьевна Виноградова

Алтайский государственный педагогический университет

Email: katipet30@yandex.ru
SPIN-код: 7738-2542
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Бийский филиал им. В. М. Шукшина Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53

Список литературы

  1. Dornyei, Z. (2019). Towards a better understanding of the L2 Learning Experience, the Cinderella of the L2 Motivational Self System. Studies in Second Language Learning and Teaching, 9(1), 19–30. https://doi.org/10.14746/ssllt.2019.9.1.2
  2. Dörnyei, Z., & Ottó, I. (1998). Motivation in action: A process model of L2 motivation. Working Papers in Applied Linguistics (vol. 4, pp. 43–69). London: Thames Valley University.
  3. Dornyei, Z., & Ryan, S. (2015). The psychology of the language learner revisited. NY: Routledge.
  4. Dyachuk, A. A. (2023). Motivation of Indonesians learning Russian in a non-linguistic environment. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (6), 183–192. (In Russ.)
  5. Efimenko, S. V. (2010). Psycho-pedagogical factors of creating motivation for foreign language communicative academic and professional activities in a technical institution of higher education. Russian Psychological Journal, 7(1), 60–63. (In Russ.)
  6. Furmanova, V. P., & Shamov, A. N. (2012). Motivation as foundation for successtul foreign language learning in secondary schools. Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin, (18), 177–188. (In Russ.)
  7. Gardner, R. C. (2001). Integrative motivation and second language acquisition. In Z. Dornyei, & R. Schmidt (Eds.), Motivation and second language acquisition (pp. 1–20). Honolulu, HI: University of Hawaii Press.
  8. Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1959). Motivational variables in second-language acquisition. Canadian Journal of Psychology / Revue Canadienne de Psychologie, 13(4), 266–272. https://doi.org/10.1037/h0083787
  9. Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1972). Attitudes and motivation in second-language learning. Rowley, MA: Newbury House Publishers.
  10. Gordeeva T. O., Sychev O. A. (2021). Diagnostics of motivating and demotivating styles of teachers: “Situations-in-School” Questionnaire. Psychological Science and Education, 26(1), 51–65. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
  11. Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., & Osin, E. N. (2014). “Academic Motivation Scales” questionnaire. Psikhologiccheskii Zhurnal, 35(4), 96–107. (In Russ.)
  12. Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Gizhitskii, V. V., & Gavrichenkova, T. K. (2017). Intrinsic and Extrinsic Academic Motivation Scale for schoolchildren. Psychological Science and Education, 22(2), 65–74. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2017220206
  13. Guay, F. (2022). Applying Self-Determination Theory to education: Regulations types, psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology, 37(1), 75–92. https://doi.org/10.1177/08295735211055355
  14. Howard, J. L., Bureau, J., Guay, F., Chong, J. X. Y., & Ryan, R.M. (2021). Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory. Perspectives on Psychological Science, 16(6), 1300–1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
  15. Leshutina, I. A. (2020). Motivation for distance learning foreign languages as a challenge of the present and a component of success. Russian Language Abroad, (2), 15–19. (In Russ.)
  16. Markus, H., & Nurius, P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41(9), 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X.41.9.954
  17. Noels, K. A. (2001). Learning Spanish as a second language: Learners’ orientations and perceptions of their teachers’ communication style. Language Learning, 51(1), 107–144. https://doi.org/10.1111/0023-8333.00149
  18. Noels, K. A., Pelletier, L. G., Clément, R., & Vallerand, R. J. (2000). Why are you learning a second language? Motivational orientations and Self-Determination Theory. Language Learning, 50(1), 57–85. https://doi.org/10.1111/0023-8333.00111
  19. Novikov, A. L., & Novikova, I. A. (2021). Semantic differential as a method for studying attitudes to the native and Russian languages in context of psychological acculturation. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 1175–1188. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1175-1188
  20. Novikova, I. A., Novikov, A. L., & Rybakov, M. A. (2015). Psychological and linguistic features of the Russian language acquisition by international students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 61–66. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2015-1-61-66
  21. Rossikhina, O. G., Ermakova, P. V., & Aleshchenko, O. A. (2019). Analysis of the English language needs of students at the Russian Technological University. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(1), 88–100. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-1-88-100
  22. Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2022). Self-Determination Theory. In F. Maggino (Ed.), Encyclopedia of Quality of Life and Well-Being Research (pp. 1–7). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69909-7_2630-2
  23. Shestakova, L. I., & Berezovskaya, Ya. L. (2020). Creating and developing a partner network of centers for open education in Russian abroad as a form of implementing governmental language policies. Bulletin of Chelyabinsk State University, (12), 178–183. (In Russ.)
  24. Soseliya, I. L. (2009). Motivation of the students and psychological difficulties when learning foreign languages. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 45–50. (In Russ.)
  25. Trubitsyna, L.V. (2019). The slightly structured interview as a method of qualitative research in psychology. Theoretical and Experimental Psychology, 12(3), 72–84. (In Russ.)
  26. Tsalikova, I. K., & Pakhotina, S. V. (2021). The issue of motivation for foreign languages learning in international research works: Scoping review. The Education and Science Journal, 23(5), 38–63. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-38-63
  27. Tsalikova, I. K., Pakhotina, S. V., Kungurova, I. M., Slizkova, E. V., & Voronina, E. V. (2022). Changed tendencies in research issues on motivation for foreign languages learning (Review for 2021). Psychological-Educational Studies, 14(3), 3–20. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140301
  28. Vallerand, R. J., Pelletier, L. G., Blais, M. R., Briere, N. M., Senecal, C., & Vallieres, E. F. (1992). The Academic Motivation Scale: A Measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 52(4), 1003–1017. https://doi.org/10.1177/0013164492052004025
  29. Vokhmina, L. L., & Nechaeva, E. V. (2016). Motivation concept in teaching Russian as a foreign language (theory and practice). Russian Language Abroad, (1), 4–14. (In Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».