Мотивация к изучению русского языка у иностранцев: опыт качественного анализа на примере Таиланда и Мьянмы
- Авторы: Власов М.С.1, Трофимова У.М.1, Торопчина О.В.1, Виноградова Н.Г.1
-
Учреждения:
- Алтайский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 21, № 3 (2024)
- Страницы: 764-786
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326287
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-764-786
- EDN: https://elibrary.ru/GPLXFQ
- ID: 326287
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Мотивация изучения иностранного языка (в том числе русского как иностранного) рассматривается в качестве одного из важных психологических факторов успешности его усвоения. Рассмотренные теоретические подходы к анализу мотивации изучения иностранного языка обычно реализуются в рамках объяснительной парадигмы с применением количественных методик, не позволяющих описать проявления мотивации в их полноте и качественном своеобразии. В работе в контексте теории самодетерминации предпринята попытка качественного анализа мотивации изучения русского языка на примере интервью с гражданами Таиланда и Мьянмы. Выборку составили 18 человек в Таиланде (6 мужчин и 12 женщин) и 14 в Мьянме (2 мужчин и 12 женщин) из числа слушателей курсов русского языка на базе центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Университете Принца Сонгкхлы (Таиланд) и Мандалайском университете иностранных языков (Мьянма). Проводилось тематическое слабоструктурированное интервью, фокусированное на теме мотивации к изучению русского языка, результаты которого были подвергнуты качественному контент-анализу. Категории анализа были образованы в соответствии с известными из теории самодетерминации типами мотивационной регуляции, подкатегории сформулированы с учетом теоретических представлений и содержания интервью. Полученные результаты показали, что в условиях краткосрочных бесплатных курсов слушатели из Таиланда и Мьянмы демонстрируют исключительно автономную мотивацию к изучению русского языка, обеспечивающую наибольшую продуктивность учебной деятельности. Наиболее характерные проявления автономной мотивации у слушателей таких курсов - интерес к языкам в целом и к русскому языку в частности, к России и её культуре, а также понимание важности русского языка для работы и собственного профессионального роста.
Об авторах
Михаил Сергеевич Власов
Алтайский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlasov_mikhailo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7848-5114
SPIN-код: 6670-3844
кандидат филологических наук, магистр психологии, доцент, начальник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина
Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53Ульяна Михайловна Трофимова
Алтайский государственный педагогический университет
Email: eltrofimova@mail.ru
SPIN-код: 6185-5925
кандидат филологических наук, доцент, научный сотрудник научно-исследовательского отдела, доцент кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53
Ольга Викторовна Торопчина
Алтайский государственный педагогический университет
Email: olatoro@mail.ru
ORCID iD: 0009-0002-6289-0451
SPIN-код: 6304-4029
специалист научно-исследовательского отдела, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы, Бийский филиал им. В. М. Шукшина
Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53Наталья Григорьевна Виноградова
Алтайский государственный педагогический университет
Email: katipet30@yandex.ru
SPIN-код: 7738-2542
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Бийский филиал им. В. М. Шукшина Российская Федерация, 659333, Алтайский край, г. Бийск, ул. Владимира Короленко, д. 53
Список литературы
- Dornyei, Z. (2019). Towards a better understanding of the L2 Learning Experience, the Cinderella of the L2 Motivational Self System. Studies in Second Language Learning and Teaching, 9(1), 19–30. https://doi.org/10.14746/ssllt.2019.9.1.2
- Dörnyei, Z., & Ottó, I. (1998). Motivation in action: A process model of L2 motivation. Working Papers in Applied Linguistics (vol. 4, pp. 43–69). London: Thames Valley University.
- Dornyei, Z., & Ryan, S. (2015). The psychology of the language learner revisited. NY: Routledge.
- Dyachuk, A. A. (2023). Motivation of Indonesians learning Russian in a non-linguistic environment. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (6), 183–192. (In Russ.)
- Efimenko, S. V. (2010). Psycho-pedagogical factors of creating motivation for foreign language communicative academic and professional activities in a technical institution of higher education. Russian Psychological Journal, 7(1), 60–63. (In Russ.)
- Furmanova, V. P., & Shamov, A. N. (2012). Motivation as foundation for successtul foreign language learning in secondary schools. Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin, (18), 177–188. (In Russ.)
- Gardner, R. C. (2001). Integrative motivation and second language acquisition. In Z. Dornyei, & R. Schmidt (Eds.), Motivation and second language acquisition (pp. 1–20). Honolulu, HI: University of Hawaii Press.
- Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1959). Motivational variables in second-language acquisition. Canadian Journal of Psychology / Revue Canadienne de Psychologie, 13(4), 266–272. https://doi.org/10.1037/h0083787
- Gardner, R. C., & Lambert, W. E. (1972). Attitudes and motivation in second-language learning. Rowley, MA: Newbury House Publishers.
- Gordeeva T. O., Sychev O. A. (2021). Diagnostics of motivating and demotivating styles of teachers: “Situations-in-School” Questionnaire. Psychological Science and Education, 26(1), 51–65. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2021260103
- Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., & Osin, E. N. (2014). “Academic Motivation Scales” questionnaire. Psikhologiccheskii Zhurnal, 35(4), 96–107. (In Russ.)
- Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., Gizhitskii, V. V., & Gavrichenkova, T. K. (2017). Intrinsic and Extrinsic Academic Motivation Scale for schoolchildren. Psychological Science and Education, 22(2), 65–74. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/pse.2017220206
- Guay, F. (2022). Applying Self-Determination Theory to education: Regulations types, psychological needs, and autonomy supporting behaviors. Canadian Journal of School Psychology, 37(1), 75–92. https://doi.org/10.1177/08295735211055355
- Howard, J. L., Bureau, J., Guay, F., Chong, J. X. Y., & Ryan, R.M. (2021). Student motivation and associated outcomes: A meta-analysis from self-determination theory. Perspectives on Psychological Science, 16(6), 1300–1323. https://doi.org/10.1177/1745691620966789
- Leshutina, I. A. (2020). Motivation for distance learning foreign languages as a challenge of the present and a component of success. Russian Language Abroad, (2), 15–19. (In Russ.)
- Markus, H., & Nurius, P. (1986). Possible selves. American Psychologist, 41(9), 954–969. https://doi.org/10.1037/0003-066X.41.9.954
- Noels, K. A. (2001). Learning Spanish as a second language: Learners’ orientations and perceptions of their teachers’ communication style. Language Learning, 51(1), 107–144. https://doi.org/10.1111/0023-8333.00149
- Noels, K. A., Pelletier, L. G., Clément, R., & Vallerand, R. J. (2000). Why are you learning a second language? Motivational orientations and Self-Determination Theory. Language Learning, 50(1), 57–85. https://doi.org/10.1111/0023-8333.00111
- Novikov, A. L., & Novikova, I. A. (2021). Semantic differential as a method for studying attitudes to the native and Russian languages in context of psychological acculturation. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 12(4), 1175–1188. (In Russ.). https://doi.org/10.22363/2313-2299-2021-12-4-1175-1188
- Novikova, I. A., Novikov, A. L., & Rybakov, M. A. (2015). Psychological and linguistic features of the Russian language acquisition by international students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 61–66. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2015-1-61-66
- Rossikhina, O. G., Ermakova, P. V., & Aleshchenko, O. A. (2019). Analysis of the English language needs of students at the Russian Technological University. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 16(1), 88–100. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-1-88-100
- Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2022). Self-Determination Theory. In F. Maggino (Ed.), Encyclopedia of Quality of Life and Well-Being Research (pp. 1–7). Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-69909-7_2630-2
- Shestakova, L. I., & Berezovskaya, Ya. L. (2020). Creating and developing a partner network of centers for open education in Russian abroad as a form of implementing governmental language policies. Bulletin of Chelyabinsk State University, (12), 178–183. (In Russ.)
- Soseliya, I. L. (2009). Motivation of the students and psychological difficulties when learning foreign languages. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 45–50. (In Russ.)
- Trubitsyna, L.V. (2019). The slightly structured interview as a method of qualitative research in psychology. Theoretical and Experimental Psychology, 12(3), 72–84. (In Russ.)
- Tsalikova, I. K., & Pakhotina, S. V. (2021). The issue of motivation for foreign languages learning in international research works: Scoping review. The Education and Science Journal, 23(5), 38–63. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-5-38-63
- Tsalikova, I. K., Pakhotina, S. V., Kungurova, I. M., Slizkova, E. V., & Voronina, E. V. (2022). Changed tendencies in research issues on motivation for foreign languages learning (Review for 2021). Psychological-Educational Studies, 14(3), 3–20. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140301
- Vallerand, R. J., Pelletier, L. G., Blais, M. R., Briere, N. M., Senecal, C., & Vallieres, E. F. (1992). The Academic Motivation Scale: A Measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education. Educational and Psychological Measurement, 52(4), 1003–1017. https://doi.org/10.1177/0013164492052004025
- Vokhmina, L. L., & Nechaeva, E. V. (2016). Motivation concept in teaching Russian as a foreign language (theory and practice). Russian Language Abroad, (1), 4–14. (In Russ.)
Дополнительные файлы
