ChatGPT в англоязычном академическом письме: признаки машинной генерации текста в обзорах литературы студентов бакалавриата и магистратуры
- Авторы: Дугарцыренова В.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 144-174
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326281
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2025-22-1-144-174
- EDN: https://elibrary.ru/UHNYIW
- ID: 326281
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В эпоху стремительного развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) остро встает проблема недобросовестного использования студентами средств ИИ для генерации англоязычных научных работ или их фрагментов с последующим представлением их как авторского продукта. Эта проблема усугубляется отсутствием надежного инструментария для установления признаков машинного происхождения таких текстов. В настоящем исследовании на основе результатов предварительного качественного и количественного анализа 45 сгенерированных ChatGPT-3.5 англоязычных обзоров литературы к научным проектам ( research proposals ) предпринята попытка выявить отличительные характеристики таких текстов и определить их присутствие в англоязычных обзорах литературы, подготовленных студентами бакалавриата и магистратуры двух российских вузов. На первом этапе исследования в рамках анализа искусственно сгенерированных текстов и небольшой выборки работ магистрантов ( N = 12) было установлено, что многие характеристики искусственно сгенерированных обзоров литературы в ярко выраженной форме проявились в студенческих текстах, что позволило рассматривать их в качестве признаков машинной генерации текста. Одним из таких признаков явилась аномально высокая повторяемость одних и тех же абстрактных слов и оборотов в искусственно сгенерированных и студенческих текстах. На этом этапе исследования с помощью корпусного менеджера AntConc был проведен количественный анализ частотности употребления таких оборотов в искусственно сгенерированных текстах и составлен список наиболее частотных слов и оборотов (обозначенных в работе как «обороты из языка ChatGPT»), указывающих на машинное происхождение текста. На втором этапе исследования первоначальные выводы о признаках машинной генерации текстов были подкреплены, уточнены и дополнены на основе качественного и количественного анализа объединенной выборки из 47 англоязычных обзоров литературы магистрантов и бакалавров. По результатам анализа работ было выявлено десять признаков машинной генерации текста, относящихся к структурно-содержательным и языковым аспектам подготовки англоязычных обзоров литературы, которые описываются и иллюстрируются в работе. Полученные результаты, выводы и рекомендации могут быть полезны широкому кругу читателей, в особой мере педагогам и ученым, принимающим участие в обучении написанию англоязычных научных работ, экспертизе и рецензировании таких работ, а также осуществляющим руководство научными проектами на английском языке.
Об авторах
Вера Аркадьевна Дугарцыренова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: vdugartsyrenova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-7476-7461
SPIN-код: 9368-4699
кандидат педагогических наук, доцент Школы иностранных языков
Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20Список литературы
- Arzyutova, S.N. (2023). ChatGPT using in English language teaching. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology, (16), 39–47. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-16-39-47
- Voronin, A.N., & Palenova, V.V. (2024). The future of psychology: Is effective interaction with ChatGPT possible? RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 21(3), 831–857. (In Russ.) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2024-21-3-831-857
- Lopanova E.V., & Savina, N.V. (2024). On the problem of using neural networks in students’ educational activities. Education Research Environment, 1(1), 23–40. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/3034-1760.2024.33.52.002
- Cherkasova, M.N., & Taktarova, A.V. (2024). Artificially generated academic text (а linguopragmatic aspect). Philology. Theory & Practice, 17(7), 2551–2557. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/phil20240363
- ChatGPT Generative Pre-trained Transformer, C., & Zhavoronkov, A. (2022). Rapamycin in the context of Pascal’s Wager: Generative pre-trained transformer perspective. Oncoscience, 9, 82–84. https://doi.org/10.18632/oncoscience.571
- Choi, E.P.H., Lee, J.J., Ho, M.-H., Kwok, J.Y.Y., & Lok, K.Y.W. (2023). Chatting or cheating? The impacts of ChatGPT and other artificial intelligence language models on nurse education. Nurse Education Today, 125, 105796. https://doi.org/10.1016/j.nedt.2023.105796
- Dalgıç, A., Yaşar, E., & Demir, M. (2024). ChatGPT and learning outcomes in tourism education: The role of digital literacy and individualized learning. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 34, 100481. https://doi.org/10.1016/j.jhlste.2024.100481
- Deng, J., & Lin, Y. (2023). The benefits and challenges of ChatGPT: An overview. Frontiers in Computing and Intelligent Systems, 2(2), 81–83. https://doi.org/10.54097/fcis.v2i2.4465
- Dergaa, I., Chamari, K., Zmijewski, P., & Ben Saad, H. (2023). From human writing to artificial intelligence generated text: examining the prospects and potential threats of ChatGPT in academic writing. Biology of Sport, 40(2), 615–622. https://doi.org/10.5114/biolsport.2023.125623
- Else, H. (2023). Abstracts written by ChatGPT fool scientists. Nature, 613(7944), 423–423. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00056-7
- Gao, C.A., Howard, F.M., Markov, N.S., Dyer, E.S., Ramesh, S., Luo, Y., & Alexander T. Pearson, A.T. (2023). Comparing scientific abstracts generated by ChatGPT to real abstracts with detectors and blinded human reviewers. npj Digital Medicine, 6, 75. https://doi.org/10.1038/s41746-023-00819-6
- González, R., Poenaru, D., Woo, R., Trappey, A. F., Carter, S., Darcy, D., Encisco, E., Gulack, B., Miniati, D., Tombash, E., & Huang, E.Y. (2024). ChatGPT: What every pediatric surgeon should know about its potential uses and pitfalls. Journal of Pediatric Surgery, 59(5), 941–947. https://doi.org/10.1016/j.jpedsurg.2024.01.007
- Huang, J., & Tan, M. (2023). The role of ChatGPT in scientific communication: Writing better scientific review articles. American journal of cancer research, 13(4), 1148–1154.
- Liang, W., Yuksekgonul, M., Mao, Y., Wu, E., & Zou, J. (2023). GPT detectors are biased against non-native English writers. Patterns, 4(7), 100779. https://doi.org/10.1016/j.patter.2023.100779
- Lingard, L. (2023). Writing with ChatGPT: An illustration of its capacity, limitations & implications for academic writers. Perspectives on Medical Education, 12(1), 261–270. https://doi.org/10.5334/pme.1072
- Pavlik, J.V. (2023). Collaborating with ChatGPT: Considering the implications of generative artificial intelligence for journalism and media education. Journalism & Mass Communication Educator, 78(1), 84–93. https://doi.org/10.1177/10776958221149577
- Rafiq, S., Nawaz, A., & Afzal, A. (2025). The future of AI in academic writing: A case study of undergraduate and postgraduate assessments. Dialogue Social Science Review, 3(1), 1280–1297.
- Rahimi, F., & Abadi, A.T.B. (2023). ChatGPT and publication ethics. Archives of Medical Research, 54(3), 272–274. https://doi.org/10.1016/j.arcmed.2023.03.004
- Rudolph, J., Tan, S., & Tan, S. (2023). ChatGPT: Bullshit spewer or the end of traditional assessments in higher education? Journal of Applied Learning & Teaching, 6(1), 342–363. https://doi.org/10.37074/jalt.2023.6.1.9
- Sallam, M. (2023). ChatGPT utility in healthcare education, research, and practice: Systematic review on the promising perspectives and valid concerns. Healthcare, 11(6), 887. https://doi.org/10.3390/healthcare11060887
- Stokel-Walker, C. (2023). ChatGPT listed as author on research papers: Many scientists disapprove. Nature, 613(7945), 620–621. https://doi.org/10.1038/d41586-023-00107-z
- Weber-Wulff, D., Anohina-Naumeca, A., Bjelobaba, S., Foltýnek, T., Guerrero-Dib, J., Popoola, O., Šigut, P., & Waddington, L. (2023). Testing of detection tools for AI-generated text. International Journal for Educational Integrity, 19(1), 26. https://doi.org/10.1007/s40979-023-00146-z
Дополнительные файлы

