Сюжетно-ролевая игра и проектная деятельность как факторы развития детей дошкольного возраста
- Авторы: Веракса Н.Е.1, Веракса А.Н.1, Плотникова В.А.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Психологический институт Российской академии образования
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 431-445
- Раздел: РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326141
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-431-445
- EDN: https://elibrary.ru/BHXUDN
- ID: 326141
Цитировать
Аннотация
Традиционно при изучении развития ребенка в дошкольном возрасте рассматривается игровая деятельность как ведущая форма детской активности. Несмотря на большой объем исследований, демонстрирующих значительное влияние сюжетно-ролевой игры на психологическое развитие дошкольников, в современных детских образовательных учреждениях в настоящее время широкое распространение получила проектная деятельность. Поэтому цель данной работы заключалась в том, чтобы определить, достаточно ли для успешного развития детей дошкольного возраста их включения в сюжетно-ролевую игру или важно использовать и другие виды деятельности. С опорой на культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии образования были определены ключевые особенности игровой и проектной деятельности, принципиальные для развития дошкольников. На основании выделенных существенных характеристик проведен сравнительный анализ игровой и проектной деятельности, определены их принципиальные различия. В рамках анализа показано, что данные виды деятельности имеют свои инструменты развития: мнимую ситуацию (в игре) и пространство детской реализации (для проектной деятельности). Также продемонстрировано, что одной из ключевых характеристик игровой деятельности является ее процессуальность, вызванная неразвитостью операциональной сферы дошкольников, в то время как проектная деятельность направлена на создание социально значимого продукта, на результат. Наконец, существенный момент реализации игровой и проектной деятельности связан с ролью взрослого. В игре ребенок независим и является субъектом игровой деятельности. В проектной деятельности ребенок выступает как автор идеи, а взрослый как интерпретатор ребенка. Таким образом, показаны принципиальные различия игровой и проектной деятельности для развития дошкольников, которые необходимо учитывать при работе с детьми данного возраста для наиболее гармоничного обучения и воспитания.
Ключевые слова
Об авторах
Николай Евгеньевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: neveraksa@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-3752-7319
SPIN-код: 4446-3921
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Александр Николаевич Веракса
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: veraksa@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7187-6080
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Валерия Андреевна Плотникова
Психологический институт Российской академии образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: ler.shinelis@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1092-3290
младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Abdulaeva, E.A. (2022). From responsiveness to self-organization: A comparative study of approaches to children in Waldorf and “Directive” preschool education. National Psychological Journal, (3), 77-88. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0310
- Alasuutari, M. (2014). Voicing the child? A case study in Finnish early childhood education. Childhood, 21(2), 242-259. https://doi.org/10.1177/0907568213490205
- Aslan, D. (2013). The effects of a food project on children's categorization skills. Social Behavior and Personality: An International Journal, 41(6), 939-946. https://doi.org/10.2224/sbp.2013.41.6.939
- Ban, M., & Uchiyama, I. (2022). Developmental changes in toy preferences during pretend play in toddlerhood. Early Child Development and Care, 192(7), 1069-1078. https://doi.org/10.1080/03004430.2020.1838497
- Başaran, M., & Bay, E. (2023). The effect of project-based STEAM activities on the social and cognitive skills of preschool children. Early Child Development and Care, 193(5), 679-697. https://doi.org/10.1080/03004430.2022.2146682
- Bayanova, L.F., & Khamatvaleeva, D.G. (2022). Review of foreign research on creative thinking in developmental psychology. Moscow University Psychology Bulletin, (2), 51-72. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2022.02.03
- Bell, S. (2010). Project-based learning for the 21st century: Skills for the future. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 83(2), 39-43. https://doi.org/10.1080/00098650903505415
- Bergen, D. (2002). The role of pretend play in children’s cognitive development. Early Childhood Research & Practice, 4(1), 2-13.
- Bezrukikh, M.M., Verba, A.S., Filippova, T.A., & Ivanov, V.V. (2021). Developing speech and socio-communicative skills in older preschool children. Russian Psychological Journal, 18(4), 5-17. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4.1
- Bodrova, E., & Leong, D.J. (2003). The importance of being playful. Educational Leadership, 60(7), 50-53.
- Can, B., Yıldız-Demirtaş, V., & Altun, E. (2017). The effect of project-based science education programme on scientific process skills and conceptions of kindergarten students. Journal of Baltic Science Education, 16(3), 395-413. https://doi.org/10.33225/jbse/17.16.395
- Elias, C.L., & Berk, L.E. (2002). Self-regulation in young children: Is there a role for sociodramatic play? Early Childhood Research Quarterly, 17(2), 216-238. https://doi.org/10.1016/S0885-2006(02)00146-1
- Elkonin, D.B. (1978). Psychology of a game. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)
- Fleer, M. (2022). How conceptual PlayWorlds create different conditions for children’s development across cultural age periods - a programmatic study overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1-2(2), 3-29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
- Habok, A. (2015). Implementation of a project-based concept mapping developmental programme to facilitate children’s experiential reasoning and comprehension of relations. European Early Childhood Education Research Journal, 23(1), 129-142. https://doi.org/10.1080/1350293x.2014.991100
- Helm, J.H., Katz, L.G., & Wilson, R. (2023). Young investigators: The project approach in the early years. New York: Teachers College Press.
- Katz, L.G., & Chard, S.D. (1992). The project approach (ERIC Document Reproduction Service No. ED340518).
- Kelly, R., Dissanayake, C., Ihsen, E., & Hammond, S. (2011). The relationship between symbolic play and executive function in young children. Australasian Journal of Early Childhood, 36(2), 21-27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
- Kovalenko, I.V., & Skvortsova, T.P. (2022). Game technologies and gamification techniques in teaching English: An analysis of pedagogical experience. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 19(2), 382-392. http://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-382-392
- Krasheninnikov, E.E. (2008). Creativity and dialectical thinking. Preschool Education Today. Theory and Practice, (4), 42-49. (In Russ.)
- Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2017). Psychology of play: Cultural-historical approach. Moscow: Lev" Publ. (In Russ.)
- Kuznetsova, E.V. (2020). Development of coherent speech in children of senior preschool age by means of project activities. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 4(3), 198-206. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2542-1840-2020-4-3-198-206
- Leontiev, A.N. (1972). Problems of psyche development. Moscow: Moscow State University. (In Russ.)
- Lillard, A.S., & Taggart, J. (2019). Pretend play and fantasy: What if Montessori was right? Child Development Perspectives, 13(2), 85-90. https://doi.org/10.1111/cdep.12314
- Mead, M. (1988). Culture and the world of childhood. Moscow: Nauka Publ. (In Russ.)
- Modina, I.A. (2008). Development of play activity among preschool teachers as a prerequesite of child's psychological readiness to school (Ph.D. in Psychology Thesis). Moscow: Russian State University for the Humanities. (In Russ.)
- Penkovskikh, E.A. (2010). Project method in Russian and foreign pedagogical theory and practice. Voprosy Obrazovaniya, (4), 307-319. (In Russ.)
- Raevskaya, A.A., & Tatarko, A.N. (2022). The association between family social capital and female entrepreneurship. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 3-20. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0301
- Salnikova, A.A., & Zhuravlev D.S. (2022). School education reforms and development of a new Soviet school space in Kazan during the 1920s and 1930s. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seria Gumanitarnye Nauki, 164(6), 191-201. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/2541-7738.2022.6.191-201
- Shakirova, E.V. (2022). The project method in the educational activities of preschoolers: The history of the concept, technology. Preschool Education Today, (1), 56-68. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-56-68
- Sukhikh, V.L., Veresov, N.N., & Veraksa, N.E. (2022). Dramatic perezhivanie as a driver of executive functions development through role-play in early childhood: Theoretical framework and experimental evidence. Frontiers in Psychology, 13, 1057209. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1057209
- Ushakova, O.S. (2023). Formation of the national system of preschool education. Preschool Education Today, (1), 26-34. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
- Veraksa, N.Ye. (2018). Child development: Two paradigms. Cultural-Historical Psychology, 14(2), 102-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2018140211
- Veresov, N. (2017). The concept of perezhivanie in cultural-historical theory: content and contexts. In M. Fleer, F. González Rey, N. Veresov (Eds.), Perezhivanie, Emotions and Subjectivity. Perspectives in Cultural-Historical Research (vol. 1, pp. 47-70). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-10-4534-9_3
- Veresov, N. (2019). Subjectivity and perezhivanie: Empirical and methodological challenges and opportunities. In F. González Rey, A. Mitjáns Martínez, D. Magalhães Goulart (Eds.), Subjectivity within Cultural-Historical Approach. Perspectives in Cultural-Historical Research (vol 5, pp. 61-83). Singapore: Springer. https://doi.org/10.1007/978-981-13-3155-8_4
- Veresov, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., & Sukhikh, V. (2021). Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence. Frontiers in Psychology, 12, 779023. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023
- Vygotsky, L.S. (1966). Play and its role in child's mental development. Voprosy Psikhologii, (6), 62-76. (In Russ.)
- Vygotsky, L.S. (1967). Imagination and creativity in childhood. Moscow: Prosveshchenie Publ. (In Russ.)
- Zaporozhets A.V. (1966). Play and child development. Psychology and Pedagogy of the Game of a preschooler: Symposium Proceedings (pp. 5-10). Moscow: Prosveshhenie Publ. (In Russ.)
- Zhienbaeva, S.N., & Syzdykbaeva, A.D. (2013). Project activities - as innovation phenomenon in preschool education. Siberian Pedagogical Journal, (2), 189-193. (In Russ.)
Дополнительные файлы

