Интерес и осведомленность как факторы, опосредующие содержание онлайн-поисковых запросов школьников в процессе выполнения простых и проблемно ориентированных учебных заданий
- Авторы: Безгодова С.А.1, Микляева А.В.1
-
Учреждения:
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- Выпуск: Том 19, № 2 (2022): Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности
- Страницы: 367-381
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326111
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2022-19-2-367-381
- ID: 326111
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Онлайн-поиск дополнительной информации является неотъемлемым элементом учебной деятельности современных школьников, однако факторы, определяющие эффективность онлайн-поисковой активности как элемента учебной активности, остаются недостаточно изученными. Представлены результаты исследования вклада факторов осведомленности в предметном поле онлайн-поиска и интереса к тематике учебного задания в содержательные характеристики онлайн-поисковых запросов школьников при выполнении простых и проблемно ориентированных поисковых заданий. Участниками исследования стали 206 школьников, обучающихся в 5-9 классах общеобразовательных школ, из них 115 девочек и 91 мальчик, в возрасте 13,24 ± 1,56 лет. Исследование проводилось с использованием экспериментального метода и метода анкетирования. Участникам предлагалось последовательно найти информацию в интернете и выполнить сначала простое учебное задание, затем - проблемно ориентированное, а также оценить свой интерес и осведомленность в предметном поле поискового запроса. Математическая обработка осуществлялась с помощью критериального (φ* Фишера и Манна - Уитни), дисперсионного и регрессионного анализа. Выявлено, что интерес к теме поискового запроса не вносит существенного вклада в качественно-количественные характеристики поиска. Осведомленность школьника связана с качественными характеристиками уточняющих поисковых запросов, но не с их количеством. Выявлено, что простые учебные задания в большей степени способствуют поиску в сети Интернет готовых решений для их выполнения. Проблемно ориентированные задания имеют большую эффективность для стимуляции самостоятельного информационного поиска школьниками в интернете, чем простые учебные задания. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических материалов в практике общего образования.
Об авторах
Светлана Александровна Безгодова
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Email: s.a.bezgodova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5425-7838
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии социального взаимодействия, Институт психологии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Анастасия Владимировна Микляева
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.miklyaeva@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8389-2275
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, Институт психологии
Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48Список литературы
- Bana, A. (2020). Students’ perception of using the internet to develop reading habits: A case study at the English education department of Universitas Kristen Indonesia. Journal of English Teaching, 6(1), 60-70. https://doi.org/10.33541/jet.v6i1.46
- Broder, A. (2002). A taxonomy of Web search. SIGIR Forum, 36(2), 3-10. https://doi.org/10.1145/792550.792552
- Brodovskaya, E.V., Dombrovskaya, A.Yu., Pyrma, R.V., & Azarov A.A. (2019). The specificity of critical thinking of Russian youth in the context of digitalization. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, 9(1), 14-23. (In Russ.) https://doi.org/ 10.26794/ 2226-7867-2019-9-1-14-23
- Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Специфика критического мышления российской молодежи в условиях цифровизации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 1. С. 14-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-1-14-23
- Burron, G., & Pegg, J. (2020). Elementary pre-service teachers’ search, evaluation, and selection of online science education resources. Journal of Science Education and Technology, 30(4), 471-483. https://doi.org/10.1007/s10956-020-09891-z
- Canan Güngören, Ö., Erdoğan, D.G., & Uyanık, G.K. (2019). Examination of preservice teachers’ lifelong learning trends by online information searching strategies. Malaysian Online Journal of Educational Technology, 7(4), 60-80. https://doi.org/10.17220/mojet.2019.04.005
- Cilliers, E.J. (2017). The challenge of teaching generation Z. PEOPLE: International Journal of Social Science, 3(1), 188-198. https://doi.org/10.20319/pijss.2017.31.188198
- Geisinger, K.F. (2016) 21st century skills: What are they and how do we assess them? Applied Measurement in Education, 29(4), 245-249. https://doi.org/10.1080/08957347.2016.1209207
- Hämäläinen, E.K., Kiili, C., Marttunen, M., Räikkönen, E., González-Ibáñez, R., & Leppänen, P.H. (2020). Promoting sixth graders’ credibility evaluation of Web pages: An intervention study. Computers in Human Behavior, 110, 106372. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106372
- Hamlett, A. (2021) Getting to work: Information literacy instruction, career courses, and digitally proficient students. Journal of Information Literacy, 15(2), 166-177. https://doi.org/10.11645/15.2.2857
- Hargittai, E., Fullerton, L., Menchen-Trevino, E., & Thomas, K.Y. (2010). Trust online: Young adults’ evaluation of web content. International Journal of Communication, 4(1), 468-494.
- Hope, A. (2008). Internet pollution discourses, exclusionary practices and the ‘culture of over-blocking’ within UK schools. Technology, Pedagogy and Education, 17(2), 103-113. https://doi.org/10.1080/14759390802098599
- Hunt, A., & Gentzkow, M. (2017). Social media and fake news in the 2016 election. Journal of Economic Perspectives, 31(2), 211-36. https://doi.org/10.1257/jep.31.2.211
- Iyengar, S.S., & Lepper, M.R. (2000). When choice is demotivating: Can one desire too much of a good thing? Journal of Personality and Social Psychology, 79(6), 995-1006. https://doi.org/10.1037/0022-3514.79.6.995
- Kammerer, Y., Gottschling, S., & Bråten, I. (2020). The role of Internet-specific justification beliefs in source evaluation and corroboration during Web search on an unsettled socio-scientific issue. Journal of Educational Computing Research, 59, 342-378. https://doi.org/10.1177/0735633120952731
- Kurt, A.A., & Emiroglu, B.G. (2018). Analysis of students’ online information searching strategies, exposure to Internet information pollution and cognitive absorption levels based on various variables. Malaysian Online Journal of Educational Technology, 6(1), 18-29.
- Loos, E., Ivan, L., & Leu, D. (2018). “Save the Pacific Northwest tree octopus:” A hoax revisited. Or: How vulnerable are school children to fake news? Information and Learning Sciences, 119(9/10), 514-528. https://doi.org/10.1108/ILS-04-2018-0031
- Lorenzen, M. (2001). The land of confusion? High school students and their use of the World Wide Web for research. Research Strategies, 18(2), 151-163. https://doi.org/10.1016/S0734-3310(02)00074-5
- Lüftenegger, M., Finsterwald, M., Klug, J., Bergsmann, E., van de Schoot, R., Schober, B., & Wagner, P. (2016). Fostering pupils’ lifelong learning competencies in the classroom: Evaluation of a training programme using a multivariate multilevel growth curve approach. European Journal of Developmental Psychology, 13, 719-736. https://doi.org/ 10.1080/17405629.2015.1077113
- Macedo-Rouet, M., Potocki, A., Scharrer, L., Ros, C., Stadtler, M., Salmerón, L., & Rouet, J.F. (2019). How good is this page? Benefits and limits of prompting on adolescents’ evaluation of web information quality. Reading Research Quarterly, 54(3), 299-321. https://doi.org/10.1002/rrq.241
- Matveeva, E.P., & Kosheeva, E.S. (2021). Problems of searching for reliable information by students on the internet. Pedagogical Education in Russia, (4), 51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06
- Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. Проблемы поиска достоверной информации студентами в сети Интернет // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 51-57. https://doi.org/10.26170/2079-8717_2021_04_06
- Miklyaeva, A.V., & Bezgodova, S.A. (2020). Educational online activity in adolescents with various academic achievements. ARPHA Proceedings, 3, 1629-1638. https://doi.org/10.3897/ap.2.e1629
- Monchaux, S., Amadieu, F., Chevalier, A., & Marine, С. (2015). Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved. Information Processing and Management, 51, 557-569.
- Ozkanal, B., Kaya Gulen, S., & Uca Gunes, E.P. (2021). Online information searching strategies of open and distance learners: Anadolu University Sample. Turkish Online Journal of Distance Education, 22(3), 163-176. https://doi.org/10.17718/tojde.961831
- Preston, S., Anderson, A., Robertson, D.J., Shephard, M.P., & Huhe, N. (2021). Detecting fake news on Facebook: The role of emotional intelligence. PLoS ONE, 16(3), e0246757. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0246757
- Sanchiz, M., Chin, J., Chevalier, A., Fu, W.T., Amadieu, F., & He, J. (2017). Searching for information on the web: Impact of cognitive aging, prior domain knowledge and complexity of the search problems. Information Processing & Management, 53(1), 281-294. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2016.09.003
- Schacter, J., Chung, G.K.W.K., & Dorr, A. (1998). Children’s internet searching on complex problems: Performance and process analyses. Journal of the American Society for Information Science, 49(9), 840-849. https://doi.org/10.1002/(sici)1097-4571(199807)49:9<840::aid-asi9>3.0.co;2-d
- Suleimanova, O.A. (2020). Towards synergetic combination of traditional and innovative digital teaching and research practices. Training, Language and Culture, 4(4), 39-50. https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-4-39-50
- Sünkler, S., & Lewandowski, D. (2017). Does it matter which search engine is used? A user study using post-task relevance judgments. Proceedings of the 80th Annual Meeting of the Association of Information Science and Technology (pp. 405-414). Crystal City: Association for Information Science and Technology. https://doi.org/10.1002/pra2.2017.14505401044
- Tseng, S.C., Liang, J.-C., & Tsai, C.-C. (2014). Students’ self-regulated learning, online information evaluative standards and online academic searching strategies, Australasian Journal of Educational Technology, 30(1), 106-121. https://doi.org/10.14742/ajet.242
- Tuluk, G., & Akyüz, H.I. (2021). Online information search competencies of prospective philosophy teachers in an online pedagogical formation program. International Journal of Progressive Education, 17(1), 54-67. https://doi.org/ 10.5840/cultura20107133
- Wildemuth B.M., Freund L., & Toms E. (2014). Untangling search task complexity and difficulty in the context of interactive information retrieval studies. Journal of Documentation, 70, 1118-1140. https://doi.org/10.1108/JD-03-2014-0056
- Wildemuth, B.M., Kelly, D., Boettcher, E., Moore, E., & Dimitrova, G. (2018). Examining the impact of domain and cognitive complexity on query formulation and reformulation. Information Processing & Management, 54(3), 433-450. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2018.01.009
- Xiao, Y., Chang, Z., & Liu, B. (2020). An efficient active learning method for multi-task learning. Knowledge-Based Systems, 190, 105137. https://doi.org/10.1016/j.knosys.2019.105137
Дополнительные файлы

