Личностные черты и уровень владения иностранным языком у российских студентов-лингвистов и нелингвистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Поиск факторов и условий эффективного овладения иностранным (вторым) языком - междисциплинарная проблема, которая становится все более актуальной в современном глобализирующемся мире. Цель данного исследования - изучить и сравнить взаимосвязь между личностными чертами и уровнем владения иностранным языком у студентов различных направлений обучения. Выборка включает 241 студента первого и второго курсов (74 % - девушки), из которых 128 студентов (82,5 % - девушки) учатся в бакалавриате по направлению «Лингвистика», а 113 студентов (64 % - девушки) обучаются по нелингвистическим направлениям. Все студенты изучают английский как основной иностранный язык. Для диагностики личностных черт (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, добросовестность и согласие) применялся пятифакторный опросник в русской адаптации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова. Для определения уровня владения иностранным языком использовались как традиционный показатель академической успеваемости (итоговые семестровые оценки по английскому языку), так и процедура экспертной оценки. Преподаватели английского языка оценивали своих студентов с помощью авторской шкалы владения иностранным языком (10 показателей и общий балл). Для статистической обработки данных в программной среде R (версия 3.5.2) использовались методы описательной статистики, коэффициенты α Кронбаха и ω МакДональда, ранговый корреляционный анализ Спирмена и Т -критерий Вилкоксона. Результаты исследования показали, что уровень владения иностранным языком наиболее тесно связан с открытостью опыту у студентов-лингвистов и добросовестностью у студентов-нелингвистов. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ психолого-педагогического сопровождения процесса обучения иностранным языкам в российских вузах.

Об авторах

Ирина Александровна Новикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: novikova-ia@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Надежда Сергеевна Бериша

Российский университет дружбы народов; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: terentyeva-ns@rudn.ru

магистр лингвистики, преподаватель кафедры политических и юридических дисциплин и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, соискатель кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Алексей Львович Новиков

Российский университет дружбы народов

Email: Novikov-al@rudn.ru

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего и русского языкознания

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Дмитрий Александрович Шляхта

Российский университет дружбы народов

Email: shlyakhta-da@rudn.ru

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; Российская Федерация, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1

Список литературы

  1. Ackerman, P.L., Chamorro-Premuzic, T., & Furnham, A. (2011). Trait complexes and academic achievement: Old and new ways of examining personality in educational contexts. British Journal of Educational Psychology, 81(1), 27-40. https://doi.org/10.1348/000709910x522564
  2. Berisha, N.S., Novikov, A.L., Novikova, I.A., & Shlyakhta, D.A. (2018). Individual and personal factors for successful learning of a foreign language by linguistics students. Izv. Saratov Univ. (N.S.). Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 7(1), 4-15. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-1-4-15 (In Russ.)
  3. Bodunov, M.V., & Biryukov, S.D. (1989). Big 5: Five-Factor Inventory. Adapted and reproduced by special permission of the Publisher. Form S. Moscow: Institute of Psychology of RAS
  4. Carroll, J.B., & Sapon, S. (2002). Modern Language Aptitude Test: Manual. Bethesda, MD: Second Language Testing, Inc
  5. Chebotareva, E.Ju. (2013). Foreign language acquisition. In K.D. Keith (Ed.), The Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology (pp. 560-564). Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781118339893.wbeccp226
  6. Furnham, A., & Heaven, P. (1999). Personality and Social Behaviour. London: Arnold
  7. Gardner, R. (2008). Individual differences in second and foreign language learning. In N.H. Hornberger (Ed.), Encyclopedia of Language and Education (pp. 1135-1146). Boston, MA: Springer. https://doi.org/10.1007/978-0-387-30424-3_87
  8. Gardner, R.C. (2001). Language Learning Motivation: the Student, the Teacher, and the Researcher. Texas Papers in Foreign Language Education, (6), 1-18
  9. Gavrilova, E.V. (2013). The Effect of the Educational environment on the formation of individual psychological characteristics and school motivation in high school students. Siberian Pedagogical Journal, (6), 256-259. (In Russ.)
  10. Gregersen, T.S. (2003). To Err Is Human: A reminder to teachers of language-anxious students. Foreign Language Annals, 36(1), 25-32. https://doi.org/10.1111/j.1944-9720.2003.tb01929.x
  11. Gridunova, M.V., Novikova, I.A., Radoev, M., & Shlyakhta, D.A. (2017). The relation between intercultural competence, personality features and students’ intellectual development). Zbornik Instituta za Pedagoška Istraživanja, 49(1), 77-78. https://doi.org/10.2298/ZIPI1701077G (In Serbian.)
  12. Griffiths, C. (Ed.). (2008). Lessons from Good Language Learners. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9780511497667
  13. Hergüner, S., & Mirici, İ.H. (2016). The relationship among trait emotional intelligence, big five personality traits and the academic success of EFL learners. International Journal of Language Academy, (4/3), 225-243. https://doi.org/10.18033/ijla.435
  14. Johnson, K. (1999). Good language learner studies. In K. Johnson & H. Johnson (Eds.), Encyclopedic Dictionary of Applied Linguistics (pp. 141-142). Cambridge: Blackwell Publishers
  15. Kabardov, M.K. (2013). Yazykovye Sposobnosti: Psikhologiya, Psikhofiziologiya, Pedagogika. Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
  16. Kabardov, M.K., & Artsishevskaya, E.V. (1996). Tipy yazykovykh i kommunikativnykh sposobnostey i kompetentsii. Voprosy Psikhologii, (1), 34-49. (In Russ.)
  17. Kasper, G., & Kellerman, E. (1998). Communication Strategies. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315844350
  18. Kochergina, E.V., Nye, J., & Orel, E.A. (2013). The Big Five traits as predictors of academic achievements in university students. Psychological Studies, (27), 4-10. (In Russ.)
  19. Korotova, I.A., & Polyakov, D.D. (2015). Concept of multilingualism as strategy of language policy and foreign-language education in Europe. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (1), 54-60. (In Russ.)
  20. Krupnov, A., Novikova, I., Berisha, N., & Novikov, A. (2019). Initiative and second language acquisition in linguistics and non-linguistics students. EDULEARN19 Proceedings. 11th International Conference on Education and New Learning Technologies (pp. 4635-4642). Palma: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2019.1153
  21. Krupnov, A.I., Kozhukhova, Y.V., & Vorobyeva, A.A. (2017). Persistence and Academic Achievement in Foreign Language in Natural Sciences Students. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 14(2), 143-154. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2017-14-2-143-154
  22. Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Kozhukhova, Y.V. (2013). System-Functional Model of personality traits. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 2(9), 407-413. https://doi.org/10.5901/ajis.2013.v2n9p407
  23. Krupnov, A.I., Novikova, I.A., & Vorobyeva, A.A. (2016). On the problem of relation between the System-Functional and the Five-Factor Models of personality traits. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (2), 45-56. (In Russ.)
  24. Loewen, S., & Sato, M. (Eds.). (2017). The Routledge Handbook of Instructed Second Language Acquisition. New York: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781315676968
  25. Malovrh, P.A., & Benati, A.G. (Eds.). (2018). The Handbook of Advanced Proficiency in Second Language Acquisition. Hoboken: Willey Blackwell. https://doi.org/10.1002/9781119261650
  26. McCrae, R.R., & Costa, P.T. (2004). A contemplated revision of the NEO Five-Factor Inventory. Personality and Individual Differences, 36, 587-596. https://doi.org/10.1016/s0191-8869)03)00118-1
  27. McCrae, R.R., & John, O.P. (1992). An introduction to the Five-Factor Model and its applications. Journal of Personality, 60(2), 175-215. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x443
  28. Norfazlika, A.K., Dzeelfa, Z.A., & Siti, A. (2016). Personality factors and second language acquisition: An Islamic viewpoint. International Journal of Business, Economics and Law, 11, 1-17.
  29. Novikova, I.A., & Vorobyeva, A.A. (2017). Big Five Factors and academic achievement in Russian students. Psychology in Russia: State of the Art, 10(4), 93-106. https://doi.org/10.11621/pir.2017.0409
  30. Novikova, I.A., Berisha, N.S., Novikov, A.L., & Shlyakhta, D.A. (2020). Creativity and personality traits as foreign language acquisition predictors in university linguistics students. Behavioural Sciences, 10(1), 35. https://doi.org/10.3390/bs10010035
  31. Poropat, A.E. (2009). A meta-analysis of the Five-Factor model of personality and academic performance. Psychological Bulletin, 135, 322-338. https://doi.org/.1037/a0014996
  32. R Core Team. (2018). R: A Language and Environment for Statistical Computing. Vienna: R Foundation for Statistical Computing
  33. Rasskazova, T., Muzafarova, A., Daminova, J., & Okhotnikova, A. (2017). Assessing Russian university students’ foreign language competence: Challenges and prospects. Proceedings of INTED2017 Conference (pp. 4610-4619). Valencia: IATED.
  34. Solnyshkina, M.I., Harkova, E.V., & Kiselnikov, A.S. (2016). Language assessment course: Structure, delivery and learning outcomes. International Journal of Environmental & Science Education, 11(6), 1223-1229
  35. Soselia, I.L., & Chebotareva, E.Ju. (2007). Motivational difficulties of mastering a foreign language. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, (3-4), 117-125.
  36. VanPatten, B., & Benati, A.G. (2010). Key Terms in Second Language Acquisition. London, New York: Continuum International Publishing Group. (Key Terms series).
  37. Vedel, A. (2016). Big Five group differences between academic majors: a systematic review. Personality and Individual Differences, 101, 523. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.05.332
  38. Vorobyeva, A.A. (2015). Volitional and Cognitive Personal Traits as Factors of Academic Achievement in the Students. Ph.D. in Psychology Thesis. Moscow: RUDN University. (In Russ.)
  39. Zhang, H., Dai, Y., & Wang, Y. (2020). Motivation and second foreign language proficiency: The mediating role of foreign language enjoyment. Sustainability, 12, 1302. https://doi.org/10.3390/su12041302

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».