Этос трудноразрешимого межэтнического конфликта: исследовательские подходы и перспективы изучения
- Авторы: Голынчик Е.О.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 17, № 1 (2020): ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР. К ЮБИЛЕЮ ТАТЬЯНЫ ГАВРИЛОВНЫ СТЕФАНЕНКО
- Страницы: 29-50
- Раздел: СОВРЕМЕННАЯ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/325933
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-29-50
- ID: 325933
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается понятие этоса трудноразрешимого конфликта, практически не встречающееся в русскоязычной научной литературе. Под этосом конфликта понимается система социальных верований и мифов, разделяемых большой группой, включенной в затяжной трудноразрешимый конфликт, которая тесно связана с доминирующей в данном обществе историей конфликта, то есть коллективной памятью о нем. Понятие трудноразрешимого межэтнического конфликта было введено в отечественную психологию Т.Г. Стефаненко, которая начала традицию изучения феноменологии трудноразрешимых межгрупповых конфликтов на кафедре социальной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Настоящая статья является продолжением этой научной традиции и знакомит читателя с современными исследованиями в данной области. В первой части работы приводится определение трудноразрешимого конфликта, анализируется классическая теория этоса конфликта Д. Бар-Таля, характеризуются методы изучения этоса в зарубежной социальной психологии. Раскрывается содержание восьми тем, вокруг которых группируются убеждения, входящие в состав этоса конфликта. Во второй части статьи приводится критика исследований этоса, звучащая в современных работах, и анализируются новые подходы к анализу этого феномена, предлагаемые зарубежными учеными. Представлены три современных направления изучения этоса. Первое связано с попыткой объяснить его устойчивость с привлечением категориального аппарата теории оправдания социальной системы Дж. Джоста. Второе - исходит из предположения о том, что верования членов конфликтующей группы не единообразны, поэтому важно изучать не только доминирующую в обществе точку зрения на конфликт, но и альтернативное видение групп меньшинства или даже группаутсайдеров, скорее, противостоящее этосу, потому что нередко именно альтернативный взгляд помогает найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации. И последнее направление связано с исследованиями на стыке феноменологии этоса конфликта и коллективной памяти.
Об авторах
Елена Олеговна Голынчик
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_golynchik@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Список литературы
- Altemeyer, B. (1998). The other “authoritarian personality”. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology (vol. 30, pp. 48–92). San Diego: Academic. https://doi.org/10.1016/s0065-2601(08)60382-2
- Bamberg, M.G.W., & Andrews, M. (2004). Considering counter-narratives: Narrating, Resisting, Making Sense. Amsterdam: John Benjamins. https://doi.org/10.1075/sin.4.43bam
- Bar-Tal, D. (2007). Sociopsychological foundations of intractable conflict. American Beha- vioral Scientist, 50(11), 1430–1453. https://doi.org/10.1177/0002764207302462
- Bar-Tal, D. (2013). Intractable conflict: Socio-Psychological Foundations and Dynamics. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/cbo9781139025195
- Bar-Tal, D., & Halperin, E. (2011). Socio-psychological barriers to conflict resolutions. In D. Bar-Tal (Ed.), Intergroup Conflicts and Their Resolution (pp. 217–240). New York: Taylor & Francis. https://doi.org/10.4324/9780203834091
- Bar-Tal, D., Sharvit, K., Zafran, A., & Halperin, E. (2012). Ethos of conflict: The concept and its measurement. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 18(1), 40–61. https://doi.org/10.1037/a0026860
- Bonanno, G.A., & Jost, J.T. (2006). Conservative shift among high-exposure survivors of the September 11th terrorist attacks. Basic and Applied Social Psychology, 28(4), 311–323. https://doi.org/10.1207/s15324834basp2804_4
- Bovina, I.B. (2010). Theory of social representations: History and the actual development. Sociological Journal, (3), 5–20. (In Russ.)
- Cardenas, M., Paez, D., & Rime. B. (2013). Transitional justice processes, shared narrative memory about past collective violence and reconciliation: The case of the Chilean “Truth and Reconciliation” and “Political Imprisonment and Torture” commissions. In R. Cabecinhas, L. Abadia (Eds.), Narrative and social memory: theoretical and metho- dological approaches (pp. 61–76). Braga: Communication and Society Research Centre.
- Cardenas, M., Paez, D., Rime, B., & Arnoso, M. (2015). How Transitional Justice Processes and Official Apologies Influence Reconciliation: The Case of the Chilean “Truth and Reconciliation” and “Political Imprisonment and Torture” Commissions. Journal of Community & Applied Social Psychology, 25(6), 515–530. https://doi.org/10.1002/casp.2231
- Cohrs, J.Ch, Ulug, Ö.M., Stahel, L., & Kislioglu, R. (2015). Ethos of Conflict and Beyond: Differentiating Social Representations of Conflict. In E. Halperin, K. Sharvit (Eds.), Social Psychology of Intractable Conflict. Celebrating the Legacy of Daniel Bar-Tal (vol. 1, pp. 33–45). Springer: Switzerland. https://doi.org/10.1007/978-3-319-17861-5_3
- Coleman, P.T. (2014). Intractable conflict. In M. Deutsch, P.T. Coleman, E.C. Marcus (Eds.), The Handbook of Conflict Resolution: Theory and Practice (pp. 708–743). San Francisco: Jossey-Bass.
- Dontsov, A.I., & Stefanenko, T.G. (2017). Cultural memory of genocide and ethnic identity of Russian Armenians. Human Capital, (11), 69–75. (In Russ.)
- Dresler-Hawke, E., & Liu, J.H. (2006). Collective shame and the positioning of German national identity. Psicologia Politica, 32, 131–153.
- Golynchik, E.O. (2015). Kollektivnyye perezhivaniya trudnorazreshimykh sotsial'nykh konfliktov. In T.G. Stefanenko & S.A. Lipatov (Eds.), Kollektivnyye Perezhivaniya Sotsial'nykh Problem (pp. 117–149). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Golynchik, E.O. (2018). Potential of qualitative methods in the modern research of conflict perception. Social Psychology and Society, 9(3), 53–61. https://doi.org/10.17759/sps.2018090306 (In Russ.)
- Gulevich, O., Nevryuev, A.N., & Sarieva I. (2019). War As A Method Of Conflict Resolution: The Link Between Social Beliefs, Ideological Orientations And Military Attitudes In Russia. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology. In Press. https://doi.org/10.1037/pac0000434
- Gulevich, O.A. (2017). Psikhologiya Mezhgruppovykh Otnosheniy. Moscow: Yurait Publ. (In Russ.)
- Gulevich, O.A., & Nevryuev, A.N. (2015). Social Beliefs and Evaluation of Military Intervention in Other Countries Affairs: The Role of Authoritarianism and National Identification. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 12(3), 52–68. (In Russ.)
- Halperin E. (2016). Emotion in Conflict: Inhibitors and Facilitators of Peace Making. New York: Rouledge. https://doi.org/10.4324/9781315850863
- Halperin, E. (2014). Collective emotions and emotion regulation in intractable conflicts. In Ch. von Scheve, M. Salmela (Eds.), Collective Emotions. Perspectives from Psychology, Philosophy, and Sociology (pp. 281–298). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199659180.003.0019
- Hamber, B. (2012). Conflict museums, nostalgia, and dreaming of never again. Peace and Conflict: Journal of Peace Psychology, 18(3), 261–281. https://doi.org/10.1037/a0029076
- Hennes, E.P., Nam, H.H., Stern, C., & Jost, J.T. (2012). Not all ideologies are created equal: Epistemic, existential, and relational needs predict system-justifying attitudes. Social Cognition, 30(6), 669–688. https://doi.org/10.1521/soco.2012.30.6.669
- Jost, J.T., Gaucher, D, & Stern, C. (2015a). “The world isn’t fair”: A system justification perspective on social stratification and inequality. In J. Davidio, & J. Simpson (Eds.). APA Handbook of Personality and Social Psychology (vol. 2, pp. 317–340). Washington, DC: American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/14342-012
- Jost, J.T., Stern, Ch., & Sterling, J. (2015b). Ethos of Conflict: A System Justification Perspective. In E. Halperin, K. Sharvit (Eds.). Social Psychology of Intractable Conflict. Celebrating the Legacy of Daniel Bar-Tal (vol. 1, pp. 47–59). Springer: Switzerland. https://doi.org/10.1007/978-3-319-17861-5_4
- Lavi, I., Canetti, D., Sharvit, K., Bar-Tal, D., & Hobfoll, S.E. (2014). Protected by ethos in a protracted conflict? A comparative study among Israelis and Palestinians in the West Bank, Gaza, and East Jerusalem. Journal of Conflict Resolution, 58(1), 68–92. https://doi.org/10.1177/0022002712459711
- Liu, J.H., Paez, D. et al. (2012). Cross-cultural dimensions of meaning in the evaluation of events in world history? Journal of Cross-Cultural Psychology, 43(2), 251–272. https://doi.org/10.1177/0022022110390926
- Marques, J., & Paez, D. (2008). Subjective group’s dynamic: A theoretical framework for the black sheep effect. Bilans et Perspective en Psychologie Sociale, 62, 71–-116.
- Marques, J., Paez, D., Valencia, J., & Vincze, O. (2006). Effects of group membership on the transmission of negative historical events. Psicologia Politica, 32, 79–105.
- Páez, D., & Liu, J.H. (2015). The Collective Remembering of Conflict and Its Role in Fueling an Ethos of Conflict in Society. In E. Halperin, K. Sharvit (Eds.), Social Psychology of Intractable Conflict. Celebrating the Legacy of Daniel Bar-Tal (vol. 1, pp. 61–75). Springer: Switzerland. https://doi.org/10.1007/978-3-319-17861-5_5
- Potanina, A.M. (2018). An image of an intractable intergroup conflict in the Russian media. Human Capital, (7), 94–103. (In Russ.)
- Rosoux, V. (2001). National identity in France and Germany: from mutual exclusion to negotiation. International Negotiation, 6(2), 175–198. https://doi.org/10.1163/15718060120849035
- Rosoux, V. (2004). Human rights and the work of memory in international relations. International Journal of Human Rights, 3(2), 159–170. https://doi.org/10.1080/1475483042000210694
- Stefanenko, T.G. (2014). Etnopsikhologiya. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)
- Stefanenko, T.G., Dontsov, A.I., & Dontsov, D. A. (2017a). Genocide as a historical and political factor of collective memory of Russian Armenians. Human Capital, (12), 3–9. (In Russ.)
- Stefanenko, T.G., Tumgoeva, T.A., & Kotova, M.V. (2017b). The Ingush’s cultural memory and social identity as a representative of repressed ethnic group. National Psychological Journal, (4), 45–56. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0404 (In Russ.)
- Stephenson, W. (1955). The study of behavior: Q technique and its methodology. American Journal of Sociology, 61, 67–69. https://doi.org/10.1086/221704
- Yemel'yanova, T.P. (2016). Sotsial'nyye Predstavleniya: Istoriya, Teoriya i Empiricheskiye Issledovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
- Yemel'yanova, T.P. (2019). Kollektivnaya Pamyat' o Sobytiyakh Otechestvennoy Istorii. Moscow: Institut psikhologii RAN Publ. (In Russ.)
Дополнительные файлы

