Игра с игрушечной семьей: ключевые характеристики игрового поведения младших дошкольников
- Авторы: Сухих В.Л.1, Вересов Н.Н.1,2, Гаврилова М.Н.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Университет Монаш
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023): Феноменология детства в современных исследовательских контекстах
- Страницы: 446-463
- Раздел: РОЛЬ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326142
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-3-446-463
- EDN: https://elibrary.ru/BKSMHI
- ID: 326142
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Возраст 3-4-х лет является начальным этапом формирования игры с воображаемой ситуацией. Ведущая роль на этом этапе принадлежит режиссерской игре с игрушками, значение которых для детского развития нельзя недооценивать. Представленный в исследовании качественный анализ детской игры является частью большой работы, направленной на выявление особенностей детской игры и предпочтений в отношении игрушек на протяжении всего дошкольного возраста. В рамках исследования 10 детям 3-4-х лет в течение пяти игровых занятий было предложено разыграть историю с кукольной семьей. До и после игровых занятий проводилось тестирование детей для оценки уровня развития регуляторных функций, воображения, а также определялся тип привязанности для каждого ребенка с помощью опроса педагогов и матерей. Затем анализировались видеозаписи игровых сессий с целью выявления особенностей игрового поведения детей 3-4-х лет и соотнесения особенностей игры с показателями индивидуального развития. Организация серии игровых встреч позволила оценить динамику в развитии игры для каждого ребенка. Для оценки использовались следующие показатели: тема и содержание игры, пространственное замещение, развернутость и устойчивость игрового замысла, уровень игровых действий с игрушкой и развернутость ролевых взаимодействий. Результаты показали, что уровень развития свободной игры с воображаемой ситуацией для детей 3-4-х лет можно определить в целом как низкий вне зависимости от уровня индивидуальных показателей развития; сравнение первой и пятой игровых встреч не выявило общей тенденции к положительной динамике в уровне развития игры. Эти результаты указывают на важную роль участия взрослых в поддержке и развитии детской игры. Они могут лечь в основу практических рекомендаций педагогам и родителям по организации игрового процесса детей 3-4-х лет.
Ключевые слова
Об авторах
Вера Леонидовна Сухих
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: sukhikhvera@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5036-5743
младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Николай Николаевич Вересов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Университет Монаш
Email: nveresov@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8714-7467
кандидат психологических наук, профессор факультета образования
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9; Австралийский Союз, Мельбурн, 3800, Клейтон, шоссе ВеллингтонаМаргарита Николаевна Гаврилова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Email: gavrilovamrg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8458-5266
кандидат психологических наук, младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9Список литературы
- Burghardt, G.M. (2010). The comparative reach of play and brain: Perspective, evidence, and implications. American Journal of Play, 3(2), 338-356.
- Colliver, Y., & Veraksa, N. (2021). Vygotsky’s contributions to understandings of emotional development through early childhood play. The Influence of Theorists and Pioneers on Early Childhood Education (pp. 38-52). Oxford: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003120216-5
- Davis, J.T.M., & Hines, M. (2020). How large are gender differences in toy preferences? A systematic review and meta-analysis of toy preference research. Archives of Sexual Behavior, 49(2), 373-394. https://doi.org/10.1007/s10508-019-01624-7
- Dyachenko, O.M. (1986). Preschooler’s imagination. Moscow: Znanie Publ. (In Russ.)
- Elkonin, D.B. (1999). Psychology of play. Moscow: Vlados Publ. (In Russ.)
- Fleer, M. (2022). How conceptual playworlds create different conditions for children’s development across cultural age periods - a programmatic study overview. New Ideas in Child and Educational Psychology, 2(1-2), 3-29. https://doi.org/10.11621/nicep.2022.0201
- Fleer, M., Veresov, N., & Walker, S. (2019). Playworlds and executive functions in children: Theorising with the cultural-historical analytical lenses. Integrative Psychological and Behavioral Science, 53, 450-462. https://doi.org/10.1007/s12124-019-09495-2
- Francis, B. (2010). Gender, toys and learning. Oxford Review of Education, 36(3), 325-344. https://doi.org/10.1080/03054981003732278
- Gavrilova, M., Sukhikh, V., & Veresov, N. (2023). Do executive function and family factors predict children’s preference for trendy over classic toys? An experimental investigation. Frontiers in Psychology, 14, 1190876. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1190876
- Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., & Veresov, N.N. (2023). Toy preferences among 3-to-4-year-old children: The impact of socio-demographic factors and developmental characteristics. Psychology in Russia: State of Art, 16(2), 72-84. https://doi.org/10.11621/pir.2023.0206
- Goldstein, T.R., & Lerner, M.D. (2017). Dramatic pretend play games uniquely improve emotional control in young children. Developmental Science, 21(4). https://doi.org/10.1111/desc.12603
- Howard, J., Miles, G.E., Rees-Davies, L., & Bertenshaw, E.J. (2017.). Play in middle childhood: Everyday play behaviour and associated emotions. Children and Society, 31(5), 378-389. https://doi.org/10.1111/chso.12208
- Hughes, M., & Donaldson, M. (1979). The use of hiding games for studying the coordination of viewpoints. Educational Review, 31(2), 133-140.
- Iakshina, A.N. (2021). Mixed-age groups in kindergarten: opportunities and risks for the development of preschoolers. Preschool Education Today (1), 4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-1109-4-14
- Kelly, R., Dissanayake, C., Ihsen, E., & Hammond, S. (2011). The relationship between symbolic play and executive function in young children. Australasian Journal of Early Childhood, 36(2), 21-27. https://doi.org/10.1177/183693911103600204
- Korkman, M., Kirk, U., & Kemp, S. (2007). Nepsy-II. Administrative manual. San Antonio: Pearson.
- Kravtsov, G.G., & Kravtsova, E.E. (2017). Psychology of play. Moscow: Lev" Publ. (In Russ.)
- Lillard, A.S. (2017). Why do the children (pretend) play? Trends in Cognitive Sciences, 21(11), 826-834. https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.08.001
- Liu, L., Escudero, P., Quattropani, C., & Robbins, R.A. (2020). Factors affecting infant toy preferences: Age, gender, experience, motor development, and parental attitude. Infancy, 25(5), 593-617. https://doi.org/10.1111/infa.12352
- Maccoby, E.E., Dowley, E.M., Hagen, J.W., & Degerman, R. (1965). Activity level and intellectual functioning in normal preschool children. Child Development, 36(3), 761-770. https://doi.org/10.2307/1126921
- Mathieson, K., & Banerjee, R. (2011). Peer play, emotion understanding, and socio-moral explanation: The role of gender. British Journal of Developmental Psychology, 29(2), 188-196. https://doi.org/10.1111/j.2044-835X.2010.02020.x
- Nicolopoulou, A., Cortina, K.S., Ilgaz, H., Cates, C.B., & de Sá, A.B. (2015). Using a narrativeand play-based activity to promote low-income preschoolers’ oral language, emergent literacy, and social competence. Early Childhood Research Quarterly, 31, 147-162. https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.01.006
- Oshchepkova, E.S., Kartushina, N.A., & Bukhalenkova, D.A. (2021). The relationship between language and emotional development in preschoolers: Theoretical review. Moscow University Psychology Bulletin, (3), 260-287. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/vsp.2021.03.13
- Pellegrini, A.D., & Smith, P.K. (1998). The development of play during childhood: Forms and possible functions. Child Psychology and Psychiatry Review, 2(3), 51-57. https://doi.org/10.1017/S1360641798001476
- Piaget, J. (1999). Play, dreams and imitation in childhood. Routledge.
- Pons, F., & Harris, P. (2000). Test of emotion comprehension: TEC. University of Oxford.
- Quinn, S., Donnelly, S., & Kidd, E. (2018). The relationship between symbolic play and language acquisition: A meta-analytic review. Developmental Review, 49, 121-135. https://doi.org/10.1016/j.dr.2018.05.005
- Rakoczy, H., Brosche, N., Warneken, F., & Tomasello, M. (2009). Young children’s understanding of the context-relativity of normative rules in conventional games. British Journal of Developmental Psychology, 27, 445-456.
- Ryabkova, I.A., & Sheina, E.G. (2022). E.O. Smirnova’s approach to the evaluation of toys. National Psychological Journal, (3), 35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0305
- Smirnova, E.O. (2011). Character toys as psychological tools. International Journal of Early Years Education, 19(1), 35-43. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570998
- Smirnova, E.O. (2014). Typology of games in foreign and national psychology. Journal of Modern Foreign Psychology, 3(4), 5-17. (In Russ).
- Smirnova, E.O., Abdulaeva, E.A., & Sokolova, M.V. (2010). Psychological and pedagogical grounding of toys expertise in Germany and in Russia (comparative analysis of assessment criteria). Cultural-Historical Psychology, 6(1), 81-88. (In Russ.)
- Smirnova, E.O., Orlova, I.A., Sokolova, M.V., & Smirnova, S.Yu. (2016). What children see and what they fail to see in monster high dolls. Modern Preschool Education. Theory and Practice, (2), 34-43. (In Russ.)
- Smirnova, E.O., Veraksa, A.N., Buhalenkova, D.A., & Rjabkova, I.A. (2018). Relationship between play activity and cognitive development in preschool children. Cultural-Historical Psychology, 14(1), 4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/chp.2018140101
- Sukhikh, V.L., Veraksa, N.E., & Gavrilova, M.N. (2023). Which toys do preschoolers need? Empirical evidence and theoretical basis for the toys’ developmental potential evaluation. Psychology Issues, 69(1), 75-91. (In Russ.)
- Thompson, B.N., & Goldstein, T.R. (2019). Disentangling pretend play measurement: Defining the essential elements and developmental progression of pretense. Developmental Review, 52, 24-41. https://doi.org/10.1016/j.dr.2019.100867
- Trawick-Smith, J., Wolff, J., Koschel, M., & Vallarelli, J. (2015). Effects of toys on the play quality of preschool children: Influence of gender, ethnicity, and socioeconomic status. Early Childhood Education Journal, 43, 249-256.
- Van Oers, B. (2013). Is it play? Towards a reconceptualisation of role play from an activity theory perspective. European Early Childhood Education Research Journal, 21(2), 185-198.
- Veraksa, A., Sukhikh, V., Veresov, N., & Almazova, O. (2022). Which play is better? Different play types and development of executive functions in early childhood. International Journal of Early Years Education, 30(3), 560-576. https://doi.org/10.1080/09669760.2022.2091979
- Veraksa, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., Bukhalenkova, D., & Tarasova, K. (2021). The Russian version of the test of emotion comprehension: Adaptation and validation for use in preschool children. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 18(1), 56-70. https://doi.org/ 10.17323/1813-8918-2021-1-56-70
- Veraksa, N.E.,Veresov, N.N., & Sukhikh, V.L. (2023). Cultural actions in the play of preschool children. Cultural-Historical Psychology, 19(1), 54-61. https://doi.org/10.17759/chp.2023190108
- Veresov, N., Veraksa, A., Gavrilova, M., & Sukhikh, V. (2021). Do children need adult support during sociodramatic play to develop executive functions? Experimental evidence. Frontiers in Psychology, 12, 779023. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.779023
- Vygotsky, L.S. (2004). Play and its role in the child’s psychological development. In Psychology of Child Development (pp. 200-235). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.)
- Weisberg, D.S. (2015). Pretend play. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 3(6), 249-261. https://doi.org/10.1002/wcs.1341
- Yudina, E.G. (2022). Pretend play as the territory of freedom. National Psychological Journal, (3), 13-25. (In Russ.) https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303
- Zelazo, P.D. (2006). The Dimensional Change Card Sort (DCCS): A method of assessing executive function in children. Nature Protocols, 1, 297-301. https://doi.org/10.1038/nprot.2006.46
Дополнительные файлы

