Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт
- Авторы: Кузнецова А.Г.1, Яровая Е.Б.2
-
Учреждения:
- Тихоокеанский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 18, № 1 (2021)
- Страницы: 174-193
- Раздел: ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В РОССИИ И МИРЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-1683/article/view/326029
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1683-2021-18-1-174-193
- ID: 326029
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность разработки подходов к формированию организационных и нормативных условий для профессиональной карьеры педагогов обусловлена задачами реализации федерального проекта «Учитель будущего», необходимостью кадрового обеспечения качества российского образования. Целью исследования является разработка модели карьеры педагога на основе институционализации профессиональных ролей «наставник» и «методист» в качестве дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений. Официальная концепция Национальной системы учительского роста (НУСР) опиралась в разные периоды на исследования разных научных коллективов, предлагавших формирование вертикальной карьеры педагога путем введения от двух до пяти новых должностей, и в течение последних лет несколько раз изменялась, но так и не была реализована. На основании анализа и теоретического осмысления отечественной и зарубежной практики стимулирования профессионального роста педагогов предложен проект диверсифицированной траектории профессиональной карьеры в рамках должности «педагог» (горизонтальной карьеры), определены рамочные требования к набору и качеству дополнительных видов педагогической деятельности для их дифференцированной оценки на каждом этапе карьеры педагога. Предложенная модель может быть реализована в качестве промежуточной и развиваться на следующих этапах федерального проекта «Учитель будущего» в направлении введения новых должностей, новых квалификационных категорий, новых возможностей для формирования траекторий профессионального роста педагогов и развития их карьеры.
Об авторах
Алла Геннадьевна Кузнецова
Тихоокеанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuznetsova85@gmail.com
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Российская Федерация, 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136Елена Борисовна Яровая
Российский университет дружбы народов
Email: yarovaya.e@gmail.com
директор Международного центра непрерывного образования
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Список литературы
- Agranovich, M.L., Zaitseva, O.V., & Ermachkova, Yu.V. (2015). Rossiiskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnykh indikatorov. Shkol'nyi uchitel': obrazovanie, nagruzka, zarplata: Report for Interregional Association for Monitoring and Education Statistics. Retrieved February 8, 2020, from: http://www.mamso.ru/node/73540 (In Russ.)
- Australian Institute for Teaching and School Leadership Limited. (2020). Nine National Frameworks. Versions in July 2020. Retrieved February 10, 2021, from: https://www.aitsl.edu.au/about-aitsl/9-national-frameworks
- Bershadskiy M.E. (2017). Formirovanie natsional'noi sistemy uchitel'skogo rosta. Vestnik Obrazovaniya, (10), 56–64. (In Russ.)
- Brümmer, F., Durdel, A., Fischer-Münnich, C., Fittkau, J., & Weiger, W. (2018). Qualitätsoffensive Lehrerbildung: Zwischenbericht der Evaluation. Hamburg: Ramboll Management Consulting GmbH. Retrieved February 10, 2021, from: https://de.ramboll.com/-/media/81b4df30a5364631875f142bf7034b15.pdf
- Center on International Education Benchmarking. (2016). Singapore: A Teaching Model for the 21st Century. Retrieved February 10, 2021, from: http://ncee.org/wp-content/uploads/2017/02/SingaporeCountryBrief.pdf
- Chernyavskaya, A.P., & Danilova, L.N. (2019). Teacher-mentor as an assistant in adaptation of the young teacher in school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (4), 62–70. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10453
- Dudina, E.A. (2017). Mentoring as an educational activity: Essential characteristics and structure. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 7(5), 25–36. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
- Edinye rekomendatsii po ustanovleniyu na federal'nom, regional'nom i mestnom urovnyakh sistem oplaty truda rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenii na 2019 god. (2019, January 11). Rossiiskaya Gazeta. Retrieved February 2, 2021, from https://rg.ru/2019/01/11/zarplata-dok.html (In Russ.)
- Gokhberg, L.M., Kovaleva, N.V., & Kuzminov, Ya.I. (Eds.). (2018). Obrazovanie v tsifrakh: 2018. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
- Ilaltdinova, E.Yu., & Frolova, S.V. (2016). Problems and foreign experience of technologization of mentoring in professional development of the teacher. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 53(10), 17–23. (In Russ.)
- Kamka, S.V., & Fomenko, S.L. (2019). Designing of a system of teachers' growth on the municipal level. Munitsipal'noe Obrazovanie: Innovatsii i Eksperiment, (2), 46–52. (In Russ.)
- Kolesnikova, K. (2019, January 11). Ministr prosveshcheniya rasskazal, kakie novye dolzhnosti poyavyatsya v shkolakh. Rossiiskaya Gazeta. Retrieved September 9, 2020, from https://rg.ru/2020/08/10/ministr-prosveshcheniia-rasskazal-kakie-novye-dolzhnosti-poiaviatsia-v-shkolah.html (In Russ.)
- Koroleva L.N., Bezmaternykh T.A., & Protopopova, V.A. (2018). Sreda professional'nogo razvitiya uchitelya rossiiskoi shkoly, “ustremlennoi v budushchee”: Strategii, praktiki, perspektivy. Rostov-na-Donu: GBU DPO RO RIPK i PPRO Publ. (In Russ.)
- Kuzminov, Ya.I., Popova, S.A., & Yakobson L.I. (Eds.). (2017). Effektivnyi kontrakt dlya professionalov sotsial'noi sfery: Trendy, potentsial, resheniya: Ekspertnyi doklad. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
- Liang, X., Kidwai, H., & Zhang, M. (2016). How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the Highest-Ranking Education System in the World. Washington: World Bank Grour. Retrieved February 10, 2021, from http://www.iberchina.org/files/2017/shanghai_education.pdf
- Logvinova, I.M., & Kopoteva, G.L. (2017). Metodicheskaya kompetentnost' pedagoga v protsesse realizatsii FGOS: soderzhanie ponyatiya i sposoby otsenki. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovatsionnykh proektov obshchestvennogo razvitiya: Conference Proseedings (pp. 578–587). Moscow: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO Publ. (In Russ.)
- Margolis, A.A., Arzhanykh, E.V., & Khusnutdinova, M.R. (2019). Institutionalization of mentoring as a resource for professional development of Russian teachers. Educational Studies. Moscow, (4), 134–159. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-133-159
- Masyukova, N.G. (2015). Methodical competence as a component of professional competence of a teacher. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, (3), 67–68. (In Russ.)
- National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine (2018). Supporting Mathematics Teachers in the United States and Finland: Proceedings of a Workshop. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/24904
- Navazova, T.G., Bubnova, I.S., Pirozhkova, O.B., & Shibankova, L.A. (2019). The role and place of socio-psychological readiness for innovation in the system of professional teacher’s growth. Kazan Pedagogical Journal, (6), 122–132. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.34772/KPJ.2019.137.6.007
- Nugumanova, L.N., & Yakovenko, T.V. (2018). Nastavnichestvo kak sposob preodoleniya professional'nykh defitsitov pedagoga. Professional'noe Obrazovanie. Stolitsa, (9), 34–37 (In Russ.)
- Pastukhova, I.P. (2017). Problems of teachers’ methodical competence formation in the context of introducing professional standards for teachers. Srednee Professional'noe Obrazovanie, (2), 3–9. (In Russ.)
- Pudenko, T.I. (2019). Сonceptual foundations of the professional growth model teachers taking into account the possession of professional competencies. Management of Education: Theory and Practice, (4), 4–13. (In Russ.)
- Sevastyanova M. (2019, June 5). Chto izmenitsya s vvedeniem dolzhnostei starshego i vedushchego uchitelya. (In Russ.) Retrieved September 9, 2020, from https://activityedu.ru/Blogs/teacher/chto-izmenitsya-s-vvedeniem-dolzhnostey-starshiy-uchitel-i-vedushchiy-uchitel/
- Shilova, O.N., Ermolaeva, M.G., & Akhtieva, G.R. (2018). Current state and problems of mentoring ofinstitute for young teachers development. Chelovek i Obrazovanie, (4), 202–209. (In Russ.)
- Vasilevskaya, E.V. (2017). Obshchenatsional'naya sistema professional'nogo rosta uchitelei: professional'nye kompetentnost' i kompetentsii. Conference proceedings on National Teacher Growth System implementation (pp. 94–103). Moscow. (In Russ.)
- Veidt, V.P. (2020). New professional roles and competencies of teachers in the additional professional education system. Nepreryvnoe Obrazovanie, (1), 27–31. (In Russ.)
- Zabrodin, Y.M., Sergomanov, P.A., Gayazova, L.A., & Leonova, O.I. (2015). Development of the Differentiation System of Skill Levels in Teaching Professional Standards. Psychological Science and Education, 20(5), 65–76. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200506
Дополнительные файлы

