Проектирование горизонтальной карьеры педагога на основе дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений: отечественный и зарубежный опыт

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность разработки подходов к формированию организационных и нормативных условий для профессиональной карьеры педагогов обусловлена задачами реализации федерального проекта «Учитель будущего», необходимостью кадрового обеспечения качества российского образования. Целью исследования является разработка модели карьеры педагога на основе институционализации профессиональных ролей «наставник» и «методист» в качестве дополнительных видов педагогической деятельности и профессиональных достижений. Официальная концепция Национальной системы учительского роста (НУСР) опиралась в разные периоды на исследования разных научных коллективов, предлагавших формирование вертикальной карьеры педагога путем введения от двух до пяти новых должностей, и в течение последних лет несколько раз изменялась, но так и не была реализована. На основании анализа и теоретического осмысления отечественной и зарубежной практики стимулирования профессионального роста педагогов предложен проект диверсифицированной траектории профессиональной карьеры в рамках должности «педагог» (горизонтальной карьеры), определены рамочные требования к набору и качеству дополнительных видов педагогической деятельности для их дифференцированной оценки на каждом этапе карьеры педагога. Предложенная модель может быть реализована в качестве промежуточной и развиваться на следующих этапах федерального проекта «Учитель будущего» в направлении введения новых должностей, новых квалификационных категорий, новых возможностей для формирования траекторий профессионального роста педагогов и развития их карьеры.

Об авторах

Алла Геннадьевна Кузнецова

Тихоокеанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuznetsova85@gmail.com

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Российская Федерация, 680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136

Елена Борисовна Яровая

Российский университет дружбы народов

Email: yarovaya.e@gmail.com

директор Международного центра непрерывного образования

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Список литературы

  1. Agranovich, M.L., Zaitseva, O.V., & Ermachkova, Yu.V. (2015). Rossiiskoe obrazovanie v kontekste mezhdunarodnykh indikatorov. Shkol'nyi uchitel': obrazovanie, nagruzka, zarplata: Report for Interregional Association for Monitoring and Education Statistics. Retrieved February 8, 2020, from: http://www.mamso.ru/node/73540 (In Russ.)
  2. Australian Institute for Teaching and School Leadership Limited. (2020). Nine National Frameworks. Versions in July 2020. Retrieved February 10, 2021, from: https://www.aitsl.edu.au/about-aitsl/9-national-frameworks
  3. Bershadskiy M.E. (2017). Formirovanie natsional'noi sistemy uchitel'skogo rosta. Vestnik Obrazovaniya, (10), 56–64. (In Russ.)
  4. Brümmer, F., Durdel, A., Fischer-Münnich, C., Fittkau, J., & Weiger, W. (2018). Qualitätsoffensive Lehrerbildung: Zwischenbericht der Evaluation. Hamburg: Ramboll Management Consulting GmbH. Retrieved February 10, 2021, from: https://de.ramboll.com/-/media/81b4df30a5364631875f142bf7034b15.pdf
  5. Center on International Education Benchmarking. (2016). Singapore: A Teaching Model for the 21st Century. Retrieved February 10, 2021, from: http://ncee.org/wp-content/uploads/2017/02/SingaporeCountryBrief.pdf
  6. Chernyavskaya, A.P., & Danilova, L.N. (2019). Teacher-mentor as an assistant in adaptation of the young teacher in school. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, (4), 62–70. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10453
  7. Dudina, E.A. (2017). Mentoring as an educational activity: Essential characteristics and structure. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 7(5), 25–36. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
  8. Edinye rekomendatsii po ustanovleniyu na federal'nom, regional'nom i mestnom urovnyakh sistem oplaty truda rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenii na 2019 god. (2019, January 11). Rossiiskaya Gazeta. Retrieved February 2, 2021, from https://rg.ru/2019/01/11/zarplata-dok.html (In Russ.)
  9. Gokhberg, L.M., Kovaleva, N.V., & Kuzminov, Ya.I. (Eds.). (2018). Obrazovanie v tsifrakh: 2018. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
  10. Ilaltdinova, E.Yu., & Frolova, S.V. (2016). Problems and foreign experience of technologization of mentoring in professional development of the teacher. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 53(10), 17–23. (In Russ.)
  11. Kamka, S.V., & Fomenko, S.L. (2019). Designing of a system of teachers' growth on the municipal level. Munitsipal'noe Obrazovanie: Innovatsii i Eksperiment, (2), 46–52. (In Russ.)
  12. Kolesnikova, K. (2019, January 11). Ministr prosveshcheniya rasskazal, kakie novye dolzhnosti poyavyatsya v shkolakh. Rossiiskaya Gazeta. Retrieved September 9, 2020, from https://rg.ru/2020/08/10/ministr-prosveshcheniia-rasskazal-kakie-novye-dolzhnosti-poiaviatsia-v-shkolah.html (In Russ.)
  13. Koroleva L.N., Bezmaternykh T.A., & Protopopova, V.A. (2018). Sreda professional'nogo razvitiya uchitelya rossiiskoi shkoly, “ustremlennoi v budushchee”: Strategii, praktiki, perspektivy. Rostov-na-Donu: GBU DPO RO RIPK i PPRO Publ. (In Russ.)
  14. Kuzminov, Ya.I., Popova, S.A., & Yakobson L.I. (Eds.). (2017). Effektivnyi kontrakt dlya professionalov sotsial'noi sfery: Trendy, potentsial, resheniya: Ekspertnyi doklad. Moscow: HSE Publ. (In Russ.)
  15. Liang, X., Kidwai, H., & Zhang, M. (2016). How Shanghai Does It: Insights and Lessons from the Highest-Ranking Education System in the World. Washington: World Bank Grour. Retrieved February 10, 2021, from http://www.iberchina.org/files/2017/shanghai_education.pdf
  16. Logvinova, I.M., & Kopoteva, G.L. (2017). Metodicheskaya kompetentnost' pedagoga v protsesse realizatsii FGOS: soderzhanie ponyatiya i sposoby otsenki. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste innovatsionnykh proektov obshchestvennogo razvitiya: Conference Proseedings (pp. 578–587). Moscow: Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO Publ. (In Russ.)
  17. Margolis, A.A., Arzhanykh, E.V., & Khusnutdinova, M.R. (2019). Institutionalization of mentoring as a resource for professional development of Russian teachers. Educational Studies. Moscow, (4), 134–159. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-133-159
  18. Masyukova, N.G. (2015). Methodical competence as a component of professional competence of a teacher. Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya, (3), 67–68. (In Russ.)
  19. National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine (2018). Supporting Mathematics Teachers in the United States and Finland: Proceedings of a Workshop. Washington, DC: The National Academies Press. https://doi.org/10.17226/24904
  20. Navazova, T.G., Bubnova, I.S., Pirozhkova, O.B., & Shibankova, L.A. (2019). The role and place of socio-psychological readiness for innovation in the system of professional teacher’s growth. Kazan Pedagogical Journal, (6), 122–132. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.34772/KPJ.2019.137.6.007
  21. Nugumanova, L.N., & Yakovenko, T.V. (2018). Nastavnichestvo kak sposob preodoleniya professional'nykh defitsitov pedagoga. Professional'noe Obrazovanie. Stolitsa, (9), 34–37 (In Russ.)
  22. Pastukhova, I.P. (2017). Problems of teachers’ methodical competence formation in the context of introducing professional standards for teachers. Srednee Professional'noe Obrazovanie, (2), 3–9. (In Russ.)
  23. Pudenko, T.I. (2019). Сonceptual foundations of the professional growth model teachers taking into account the possession of professional competencies. Management of Education: Theory and Practice, (4), 4–13. (In Russ.)
  24. Sevastyanova M. (2019, June 5). Chto izmenitsya s vvedeniem dolzhnostei starshego i vedushchego uchitelya. (In Russ.) Retrieved September 9, 2020, from https://activityedu.ru/Blogs/teacher/chto-izmenitsya-s-vvedeniem-dolzhnostey-starshiy-uchitel-i-vedushchiy-uchitel/
  25. Shilova, O.N., Ermolaeva, M.G., & Akhtieva, G.R. (2018). Current state and problems of mentoring ofinstitute for young teachers development. Chelovek i Obrazovanie, (4), 202–209. (In Russ.)
  26. Vasilevskaya, E.V. (2017). Obshchenatsional'naya sistema professional'nogo rosta uchitelei: professional'nye kompetentnost' i kompetentsii. Conference proceedings on National Teacher Growth System implementation (pp. 94–103). Moscow. (In Russ.)
  27. Veidt, V.P. (2020). New professional roles and competencies of teachers in the additional professional education system. Nepreryvnoe Obrazovanie, (1), 27–31. (In Russ.)
  28. Zabrodin, Y.M., Sergomanov, P.A., Gayazova, L.A., & Leonova, O.I. (2015). Development of the Differentiation System of Skill Levels in Teaching Professional Standards. Psychological Science and Education, 20(5), 65–76. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200506

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».