Восприятие России молодым поколением Японии
- Авторы: Жилина Л.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 18, № 1 (2018): Великие державы: парадоксы восприятия
- Страницы: 49-65
- Раздел: ТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-0660/article/view/338825
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2018-18-1-49-65
- ID: 338825
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе исследуется динамика изменения восприятия России молодым поколением Японии. Цель статьи - рассмотреть, какие представления и стереотипы сложились у японской молодежи в отношении России, проанализировать факторы, влияющие на восприятие молодыми японцами «дальнего соседа», и то, как эти представления изменились за пять лет. По мере усложнения отношений между Японией и Россией возрастает потребность в получении большего объема знаний для выстраивания взаимопонимания. Для более детального анализа в статье были использованы данные опросов, проведенных в университетах Японии в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях в начале XXI века - Россия и Япония». Как представляется, студенческая аудитория - наиболее перспективная для работы в плане формирования общественного мнения о зарубежных странах. Мы обращаемся к результатам, полученным в 2007 и 2012 гг., и используем эмпирические методы исследования, такие как опрос и анализ дискурса. Таким образом, мы предоставляем обзор результатов репрезентативных опросов и анализируем результаты исследований для того, чтобы сделать выводы о движущих факторах изменения общественного восприятия России молодыми японцами. Представленное исследование является иллюстративным объяснением того, что стереотипы долговечны - их довольно трудно изменить - и они могут передаваться из поколения в поколение. По результатам исследования автор пришел к следующему выводу: хотя в целом уровень восприятия России в студенческой среде не изменился, но, тем не менее, мы смогли увидеть некоторые количественные изменения. Результаты опросов показали, что определенная часть японских студентов придерживается довольно оптимистичного мнения о России. Однако были и свидетельства того, что по некоторым вопросам мнения японских студентов изменились, при этом иногда не в лучшую сторону.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Владимировна Жилина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
Список литературы
- Castano, E., Bonacossa, A. & Gries, P. (2015). National Images as Integrated Schemas: Subliminal Primes of Image Attributes Shape Foreign Policy Preferences. Political Psychology, 37(3), 351-366. doi: 10.1111/pops.12259.
- Chugrov, S.V. (2017). The Image of Russia in Japan and the Image of Japan in Russia: Working Paper 33/2017. Russian International Affairs Council (RIAC). Moscow: NPMP RIAC.
- Feklyunina, V. (2009). National Images in International Relations: Putin’s Russia and the West. Thesis PhD in Politics. University of Glasgow.
- Herrmann, R.K. & Fischerkeller, M.P. (1995). Beyond the Enemy Image and Spiral Model: Cognitive-Strategic Research after the Cold War. International Organization, 49 (3), 415-450.
- Klapper, J.T. (1960). The Effects of Mass Communication. NY: Free Press.
- Katz, E. (1961). The Social Itinerary of Technical Change: Two Studies on the Diffusion of Innovation. Human Organization, 20(2), 70-82.
- Kholodkovsky, K.G. (1979). Some questions of the development of political mass consciousness. World Economy and International Relations, 6, 126-131. (In Russ.).
- Kunczik, M. (1997). Images of Nations and International Public Relations. Mahweh, N.J.: Lawrence Erlbaum.
- Li, X. & Chitty, N. (2009). Reframing national image: A methodological framework. Сonflict & communication online, 8(2), 1-11.
- Scott, W.A. (1966). Psychological and social correlates of international images. In: International Behavior. Ed. by H.C. Kelman. NY: Holt, Rinehart and Winston, p. 70-103.
- Sears, D.O. & Freedman, J. (1967). Selective Exposure to Information: A Critical Review. Public Opinion Quarterly, 31, 194-214.
- Tichenor, P.J., Donohue, G.A. & Olien, C.N. (1970). Mass media flow and differential growth in knowledge. Public Opinion Quarterly, 34 (2), 159-170.
- Whitehead, S. (1987). Arab Portrayals in U.S. and British News Magazines: A Comparative Analysis. Paper presented at the Annual Meeting of the Association for Education in Journalism and Mass Communication.
- Yehuda, A. (1976). The role of intergroup contact in change of prejudice and ethic relations. In: Towards the elimination of racism. Ed. by Katz P.A. NY: Pergamon, p. 245-308.
- Youichi, I. (1991). Socio-cultural backgrounds of Japanese interpersonal communication style. Civilisations, 39, 101-128.
- Zhilina, L.V. (2008). Representations of neighboring countries at the beginning of 21st century - Russia and Japan in students’ imaginations. Omsk: Omskblankizdat.
- Zhilina, L.V. (2009). The forming of Japanese public opinion about Russia and the Russians at the beginning of the 21st century. Herald of Omsk University, 3, 193-199. (In Russ.).
- Zhilina, L. (2015). Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia. CEU Political Science Journal, 10 (1-2), 1-30. (In Russ.).
Дополнительные файлы

