Восприятие России молодым поколением Японии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе исследуется динамика изменения восприятия России молодым поколением Японии. Цель статьи - рассмотреть, какие представления и стереотипы сложились у японской молодежи в отношении России, проанализировать факторы, влияющие на восприятие молодыми японцами «дальнего соседа», и то, как эти представления изменились за пять лет. По мере усложнения отношений между Японией и Россией возрастает потребность в получении большего объема знаний для выстраивания взаимопонимания. Для более детального анализа в статье были использованы данные опросов, проведенных в университетах Японии в рамках исследовательского проекта «Представления студентов о странах-соседях в начале XXI века - Россия и Япония». Как представляется, студенческая аудитория - наиболее перспективная для работы в плане формирования общественного мнения о зарубежных странах. Мы обращаемся к результатам, полученным в 2007 и 2012 гг., и используем эмпирические методы исследования, такие как опрос и анализ дискурса. Таким образом, мы предоставляем обзор результатов репрезентативных опросов и анализируем результаты исследований для того, чтобы сделать выводы о движущих факторах изменения общественного восприятия России молодыми японцами. Представленное исследование является иллюстративным объяснением того, что стереотипы долговечны - их довольно трудно изменить - и они могут передаваться из поколения в поколение. По результатам исследования автор пришел к следующему выводу: хотя в целом уровень восприятия России в студенческой среде не изменился, но, тем не менее, мы смогли увидеть некоторые количественные изменения. Результаты опросов показали, что определенная часть японских студентов придерживается довольно оптимистичного мнения о России. Однако были и свидетельства того, что по некоторым вопросам мнения японских студентов изменились, при этом иногда не в лучшую сторону.

Об авторах

Лариса Владимировна Жилина

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru

кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Список литературы

  1. Castano, E., Bonacossa, A. & Gries, P. (2015). National Images as Integrated Schemas: Subliminal Primes of Image Attributes Shape Foreign Policy Preferences. Political Psychology, 37(3), 351-366. doi: 10.1111/pops.12259.
  2. Chugrov, S.V. (2017). The Image of Russia in Japan and the Image of Japan in Russia: Working Paper 33/2017. Russian International Affairs Council (RIAC). Moscow: NPMP RIAC.
  3. Feklyunina, V. (2009). National Images in International Relations: Putin’s Russia and the West. Thesis PhD in Politics. University of Glasgow.
  4. Herrmann, R.K. & Fischerkeller, M.P. (1995). Beyond the Enemy Image and Spiral Model: Cognitive-Strategic Research after the Cold War. International Organization, 49 (3), 415-450.
  5. Klapper, J.T. (1960). The Effects of Mass Communication. NY: Free Press.
  6. Katz, E. (1961). The Social Itinerary of Technical Change: Two Studies on the Diffusion of Innovation. Human Organization, 20(2), 70-82.
  7. Kholodkovsky, K.G. (1979). Some questions of the development of political mass consciousness. World Economy and International Relations, 6, 126-131. (In Russ.).
  8. Kunczik, M. (1997). Images of Nations and International Public Relations. Mahweh, N.J.: Lawrence Erlbaum.
  9. Li, X. & Chitty, N. (2009). Reframing national image: A methodological framework. Сonflict & com­munication online, 8(2), 1-11.
  10. Scott, W.A. (1966). Psychological and social correlates of international images. In: International Behavior. Ed. by H.C. Kelman. NY: Holt, Rinehart and Winston, p. 70-103.
  11. Sears, D.O. & Freedman, J. (1967). Selective Exposure to Information: A Critical Review. Public Opinion Quarterly, 31, 194-214.
  12. Tichenor, P.J., Donohue, G.A. & Olien, C.N. (1970). Mass media flow and differential growth in knowledge. Public Opinion Quarterly, 34 (2), 159-170.
  13. Whitehead, S. (1987). Arab Portrayals in U.S. and British News Magazines: A Comparative Analysis. Paper presented at the Annual Meeting of the Association for Education in Journalism and Mass Communication.
  14. Yehuda, A. (1976). The role of intergroup contact in change of prejudice and ethic relations. In: Towards the elimination of racism. Ed. by Katz P.A. NY: Pergamon, p. 245-308.
  15. Youichi, I. (1991). Socio-cultural backgrounds of Japanese interpersonal communication style. Civilisations, 39, 101-128.
  16. Zhilina, L.V. (2008). Representations of neighboring countries at the beginning of 21st century - Russia and Japan in students’ imaginations. Omsk: Omskblankizdat.
  17. Zhilina, L.V. (2009). The forming of Japanese public opinion about Russia and the Russians at the beginning of the 21st century. Herald of Omsk University, 3, 193-199. (In Russ.).
  18. Zhilina, L. (2015). Public attitude and mutual perceptions: Japan and Russia. CEU Political Science Journal, 10 (1-2), 1-30. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».