Японское университетское сообщество в международном окружении: маневры или курс на снижение?
- Авторы: Жилина Л.В.1
-
Учреждения:
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
- Выпуск: Том 19, № 1 (2019): КНР — США: конкуренция или сотрудничество
- Страницы: 119-129
- Раздел: МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-0660/article/view/338703
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-0660-2019-19-1-119-129
- ID: 338703
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, с которыми в последние годы сталкиваются японские университеты, стремящиеся попасть в первые строки рейтингов. Начиная с 2003 г. мировая университетская система вступила в новую фазу своего развития, когда вузы начали получать публичную оценку в глобальных рейтингах университетов. Для многих стран, в том числе и Японии, попадание в их топ-лист стало чуть ли национальной целью. Из новых проблем, возникших в течение последних лет, наиболее важной является «интернационализация» японских университетов, и наиболее очевидным проявлением этой тенденции стал растущий интерес японских вузов к мировым университетским рейтингам. В Японии интернационализация стала приоритетом и для университетов, и для правительства, потому что она рассматривается как признак глобальной конкурентоспособности. С 2000 г. японское правительство представило ряд законодательных и политических инициатив, направленных на повышение автономии и управленческого потенциала вузов, на повышение их оценки и повышение их качества, а также на развитие конкурентоспособных на международном уровне исследований, проводящихся в центрах передового опыта и аспирантуре. Для того чтобы решить эту проблему, правительство Японии решило увеличить число иностранных студентов с нынешних 100 000 до 300 000 к 2020 г. Тем не менее, в то время как вузы других стран Восточной Азии вырываются вперед по разным показателям, рейтинг японских университетов идет по нисходящей траектории. Чтобы стать более конкурентоспособной, Японии необходимо открыть двери своих университетов и активно работать в направлении привлечения новых и талантливых исследователей и студентов из-за рубежа, также целесообразно увеличить количество курсов, доступных на английском языке. Вместе с тем следует отправлять больше японских исследователей и студентов за рубеж, чтобы стимулировать их исследовательскую деятельность и улучшить, таким образом, стандарты, требующиеся для повышения рейтинговых позиций.
Ключевые слова
Об авторах
Лариса Владимировна Жилина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Автор, ответственный за переписку.
Email: larissa-zhilina@yandex.ru
кандидат исторических наук, доцент, факультет иностранных языков, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Список литературы
- Campbell, Ph. (2008). Escape from the impact factor. Ethics in Science and Environmental Politics, 8, 5—7.
- Denisov, Y.D. (2009). Japan in Innovation Race. Japan 2009, Yearbook, RAS, 88—102. (In Russian).
- Dezhina, I.G. (2016). Intersectotal Mobility of Researchers in Russia and the World. Vestnik RGNF, 1, 96—110. (In Russian).
- Eades, R.G. & Hada, Y. (2005). The ‘Big Bang’ in Japanese Higher Education: the 2004 Reforms and the Dynamics of Change. Sydney: Trans Pacific Press.
- Hazelkorn, E. (2011). Rankings and the reshaping of higher education: The battle for world-class excellence. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
- Hudzik, J. (2015). Comprehensive Internationalization: Institutional Pathways to Success. New York: Routledge.
- Knight, J. (2003). Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. Paris: International Association of Universities (IAU).
- Kuroda, K. (2016). Regionalization of higher education in Asia. In: The Palgrave Handbook of Asia Pacific Higher Education. Ed. by C. Collins, M. Lee, J. Hawkins, D. Neubauer. New York: Palgrave Macmillan, p. 141—156.
- Kuroda, K., Yuki, T. & Kang, K. (2014). The institutional prospects of cross-border higher education for East Asian regional integration: An analysis of the JICA survey of leading universities in East Asia. In: Emerging international dimensions in East Asian higher education. Ed. by A. Yonezawa, Y. Kitamura, A. Meerman & K. Kuroda. Dordrecht, Netherland: Springer, p. 55—79.
- Lawrence, P.A. (2008). Lost in publication: how measurement harms science. Ethics in Science and Environmental Politics, 8, 9—11.
- Macdonald, S., Kam, J., Aardvark et al. (2007). Quality journals and gamesmanship in management studies. Journal of Information Science, 33, 702—717.
- Mazurova, N.A. (2000). Federal educational programs as an instrument of US foreign policy: 1936—1999 [dissertation]. St. Petersburg. (In Russian).
- Ota, H. & Horiuchi, K. (2017). How accessible are English-taught programs? Exploring international admissions procedures. In: English-Medium Instruction in Japanese Higher Education. Ed. by A. Bradford & H. Brown. Bristol: Multilingual Matters, p. 108—129.
- Patterson, G. (2005). Collaboration/competition crossroads: national/supranational tertiary education policies on a collision course. Tertiary Education and Management, 11 (4), 355—368.
- Scott, P. (2000). Globalization and University. Alma Mater: Herald of Higher School, 4, 3—8. (In Russian).
- Rose, H. & McKinley, J. (2017). Japan's English-Medium Instruction Initiatives and the Globalization of Higher Education. Higher Education, 75 (1), 1—19.
- Varshavsky, A. & Komkina, T. (2011). Assessing the Impact on the Citation Index Rankings of Universities. Economy.
- Taxes. Low. Financial University under the Government of the Russian Federation, 3, 94—100. (In Russian).
- Voeykova, О.B. & Lukianova, А.А. (2013). Globalization of Educational Sphere and its Influence of the National Systems of Higher Education. Vestnik URFU, 3, 159—167. (In Russian).
- Yonezawa, A. (2012). Challenge for top Japanese Universities when Establishing a New Global Identity: Seeking a New Paradigm after “World-Class”. In: Institutionalization of World Class University in Global Competition. Ed. by J.C. Shin & B.M. Kehm. Springer, p. 125—143. doi: 10.1007/978-94-007-4975-7_8.
- Zhilina, L.V. (2015). Universities in Japan: Face to face to globalization. Asia and Africa Today, 3 (692), 19—24. (In Russian).
Дополнительные файлы

