Особенности обучения использованию информационных технологий при получении финансовых услуг
- Авторы: Заславская О.Ю.1, Усова Н.А.1
-
Учреждения:
- Московский городской педагогический университет
- Выпуск: Том 16, № 3 (2019)
- Страницы: 219-230
- Раздел: ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2312-8631/article/view/333502
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-8631-2019-16-3-219-230
- ID: 333502
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблема и цель. В статье проведен комплексный анализ организации процессов обучения пользователей работе с безналичной системой оплаты с использованием средств информатизации, а также оценена эффективность специальным образом разработанного электронного образовательного ресурса, позволяющего организовать такое обучение. Целью стало выявление специфики обучения населения использованию безналичной системы оплаты товаров и услуг на основе разработанного электронного ресурса, которое заключается в рассмотрении классификации российских и международных платежных систем, опыта их использования, возможностей информационных и телекоммуникационных технологий в организации такого обучения. Это позволило спроектировать модель повышения уровня финансовой грамотности, разработать образовательный электронный ресурс, организовать и провести обучение, построенное с использованием информационных технологий, а также оценить эффективность применения разработанного образовательного электронного ресурса при формировании финансовой грамотности. Методология. В ходе проектирования специального электронного образовательного ресурса производилось изучение специальной литературы и нормативных правовых актов. Основу исследования составили работы А.И. Савельева, А.В. Пухова, Д.А. Кочергина, В.А. Лопатина, С.В. Криворучко, В.М. Ионова, В. Семенихина, Д. Поминова, В.А. Дадалко, П.А. Тамарова и др. В рамках исследования применялись: метод прямого наблюдения за качественным тестированием сайта, который позволил определить, какие существуют особенности дизайна сайта и сформулировать рекомендации по его изменению (в рамках прямого наблюдения осуществлялся замер скорости навигации респондента по сайту, эмоциональное состояние, список разделов, интересующих респондентов в большей степени), и метод глубинного интервью, направленный на оценку соответствия содержания разработанных материалов требованиям целевой группы потребителей и потенциальных пользователей портала. Фокусгруппа как метод не подходит в рамках данного исследования в связи с тем, что респонденты слишком сильно отличаются по возрасту и уровню финансовой грамотности. Результаты. В рамках статьи представлен подробный анализ уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. В ходе исследования подтвердилась ак- туальность проблемы низкого уровня финансовой грамотности населения России, а также необходимости разработки информационного инструмента по решению данной проблемы. В рамках проектной части в качестве информационного инструмента по повышению уровня финансовой грамотности населения был разработан прототип веб-сайта. Выбор веб-сайта как инструмента эффективной информатизации обучения основам финансовой грамотности был обусловлен статистикой роста пользователей Интернета, а также выбранной целевой аудиторией в возрасте от 20 до 35 лет. Заключение. Особенности информатизации обучения по использованию безналичной системы оплаты рассмотрены на основе использования прототипа веб-сайта специально для текущих и будущих пользователей финансовых услуг. Данный портал направлен на развитие у пользователей самостоятельных навыков сравнения и выбора платежных систем и электронных кошельков по показателям их финансовой устойчивости. Функционал портала направлен на поиск и освоение пользователем важных принципов работы с банковскими продуктами, в том числе на то, чтобы пользователи портала всегда были в курсе ближайших семинаров и мероприятий по повышению финансовой грамотности в их городе проживания.
Об авторах
Ольга Юрьевна Заславская
Московский городской педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: zaslavskaya@mgpu.ru
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Наталья Александровна Усова
Московский городской педагогический университет
Email: usova-n@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета
Российская Федерация, 127521, Москва, ул. Шереметьевская, 29Список литературы
- Vasiliev G.A., Zabegalin D.A. Elektronnyj biznes i reklama v Internete [E-business and Internet advertising]. Moscow: YUNITI-DANA Publ., 2018. 183 p.
- Grigoriev S.G., Grinshkun V.V., Zaslavskaya O.Yu., Kulagin V.P., Obolyaeva N.M. Monitoring ispol’zovaniya sredstv informatizacii v rossijskoj sisteme srednego obrazovaniya [Monitoring of use of means of informatization in the Russian system of secondary education]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Informatizacija obrazovanija [Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education]. 2009. No. 3. Pp. 5–15.
- Grinshkun V.V., Zaslavskaya O.Yu. Istoriya i perspektivy razvitiya programm informatizacii obrazovaniya [History and prospects of development of informatization of education programs]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2011. No. 21. Pp. 5–13.
- Zaslavskaya O.Yu. Internet kak novyj institut socializacii [Internet as a new Institute of socialization]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Informatika i informatizacija obrazovanija [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and Informatization of Education]. 2014. No. 2(28). Pp. 20–24.
- Informacionno-konsaltingovyj centr po elektronnomu biznesu [Information and consulting center for e-business]. http://www.e-commerce.ru (accessed: 14.04.2019).
- Kobelev O.A. Elektronnaya kommerciya [E-Commerce]. Moscow: Perspektiva Publ., 2018. 312 p.
- Lavrushin O.I. Den’gi, kredit, banki: uchebnik [Money, credit, banks: textbook]. Moscow: KNORUS Publ., 2006. 560 p.
- Lyubimtseva O.Yu., Tarutin A.L. Ekonomika informacionnogo obshchestva [Economics of information society]. Moscow: MGPU Publ., 2013. Pp. 21–22.
- Morshavin R.A. Ispol’zovanie mirovogo opyta v reshenii problem regulirovaniya elektronnoj kommercii v Rossii [Use of world experience in solving problems of management of electronic commerce in Russia]. Moscow: MGTU Publ., 2016. 32 p.
- Nazarova T.S., Tihomirova K.M., Kudina I.Yu., Kozhevnikov D.N., Zaslavskaya O.Yu. i dr. Instrumental’naya didaktika: perspektivnye sredstva, sredy, tekhnologii obucheniya [Instrumental didactics: a promising remedy, the environment, technology training]. Moscow, Saint Petersburg, 2012. 213 p.
- Parasockaya N.N., Arhipova M.A. Elektronnye den’gi: problemy i perspektivy [E-money: problems and prospects]. Buhgalterskij uchet v byudzhetnyh i nekommercheskih organizaciyah [Accounting in budgetary and non-profit organizations]. 2014. No. 14. P. 40.
- Seredincev D.S. Informacionnye tekhnologii v sfere razmeshcheniya gosudarstvennogo zakaza [Information technologies in the sphere of state order placement]. Byudzhet [Budget]. 2016. No. 11. Pp. 94–103.
- Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service]. http:// www.gks.ru (accessed: 14.04.2019).
- Frolova T.A. Bankovskoe delo: konspekt lekcij [Banking: lecture notes]. Taganrog: TTI YUFU Publ., 2010. 231 p.
- Yurasov A.V. Elektronnaya kommerciya: uchebnoe posobie [E-Commerce: textbook]. Moscow: Delo Publ., 2016. 480 p.
Дополнительные файлы

