Калмак и ойраты: топоним в религиозной истории народов Центральной Азии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Слово «калмак» присутствует в целом ряде средневековых мусульманских источников. В исследованиях специалистов оно понимается как показатель развития или сепаратизма («кусок», «отсталый»), или религиозной ориентации (не мусульмане) ойратов либо некоего кочевого народа. Для выявления происхождения и развития значения этого слова полагаем важным привлечь данные из ряда авторитетных источников; например, согласно «Тарих-и Рашиди» Калмак - это территория Западной и ЮгоЗападной Монголии, жители которой звались, соответственно, калмаками и в основном не были мусульманами. В условиях борьбы различных течений ислама в процессе исламизации улусов Джучи и Чагатая это слово получило широкую трактовку и стало определением всех тех, кто остался язычником или буддистом, а поскольку такие «отказники» были во всех государствах чингисидов, то источники фиксировали присутствие калмаков едва ли не повсеместно. Кроме того, историческая традиция соотносит с калмаками буддистов ойратов, однако изначально ойраты не имели к первым никакого отношения, и лишь с их продвижением в эпоху Чингисхана на названные территории (Калмак) это слово было перенесено на ойратов уже как этноним. Ойраты становились буддистами с конца XIV - начала XV вв., чему способствовали политические, экономические, идеологические и иные причины. Изучение источников показывает, что слово «калмак» прежде имело смыслом название региона, народы которого были известны как немусульмане, в связи с чем приобрело религиозный контекст и по этой причине окончательно закрепилось за ойратами.

Об авторах

Баатр Учаевич Китинов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kitinov@mail.ru

кандидат иторических наук, доцент кафедры всеобщей истории

Россия, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-2

Список литературы

  1. Alekseev A.K. Political history of the Tukay-Timurids: Based on the materials of Bahr al-asrar, the Persian historical work. SPb.: St. Petersburg University, 2006. 228 p. (In Russian)
  2. Bakunin V.M. Description of the Kalmyk peoples, and especially of them Torgaut, and the deeds of their khans and owners. Writing of 1761. Elista: The Kalmyk Publishing House, 1995. 153 p. (In Russian)
  3. Barthold V.V. Works on the history and philology of the Turkic and Mongolian peoples // Collected Works. Moscow: Nauka, 1968. 759 p. (In Russian)
  4. Damdinsuren C. Historical roots of the Geseriada. M.: Russian Academy of Sciences, 1957. 240 p. (In Russian)
  5. Dryemov I.I. Kalmaks of Desht-i-Kypchak (to the problem of Turkization and Islamization of the Mongols in the Golden Horde) // Proceedings of the Saratov University. Issue: History. International relations. Vol. 14. No. 4. 2014. Pp. 96–101. (In Russian)
  6. Dryemov I.I. Kalmaks of Middle Asia of XIV–XVI centuries // Herald of the Caspian region: archeology, history, ethnology. No. 3. 2012. P. 104–117. (In Russian)
  7. History of Kalmykia from Ancient Times to Our Days. Elista, 2009. Vol. 1. 848 p. (In Russian)
  8. Karma Trinley. History of the Karmaps of Tibet. M.: Diamond Way, 2010. 221 р. (In Russian)
  9. Kitinov B.U. Emir Nouruz and the spread of Islam among the Oirats in Persia // LOCUS: people, society, cultures, meanings. No. 3. 2017a. Pp. 41–52. (In Russian)
  10. Kitinov B.U. “Oirat-Ogelds.. have crossed the Mankan River”: the ethno-religious situation in the Oirats in the middle of the XV – beginning of the XVI centuries // Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: The world history. Vol. 9. No. 4. 2017b. Pp. 370–382. (In Russian)
  11. Kitinov B.U. The Sacred Tibet and the Warlike Steppe: Buddhism in Oirats (XIII–XVII centuries). M.: KMK Scientific Publications Group, 2004. 190 p. (In Russian)
  12. Kotvich V.L. The Russian archival documents on relations with Oirats in the XVII– XVIII centuries. The News of the Russian Academy of Sciences. No. 12–15. Pg., 1919. (In Russian)
  13. Moiseyev V.A. Dzungarian Khanate and Kazakhs (XVII–XVIII centuries.). Alma-Ata: Gylym, 1991. 238 p. (In Russian)
  14. Nominkhanov Ts.D. The Origin of the Ethnonym ‘Kalmyk’ // Bulletin of the Academy of Science of the Kazakh SSR. No.11. 1958. Pр. 99–103. (In Russian)
  15. Sanchirov V.P. “Kalmaks” in the “History” of the Turkish author of the 16th century Seifi Chelebi // Little researched sources on the history of pre-revolutionary Kalmykia and the tasks of their study at the present stage. Elista, 1987. Pр. 6–27. (In Russian)
  16. Tizengauzen V.G. Collection of Materials Relating to the History of the Golden Horde. Extracts from Persian works, processed by A.A. Romaskevich and S.L. Volyn. Moscow– Leningrad, Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1941. 308 p. (In Russian)
  17. Tizengauzen V.G. Collection of Materials Relating to the History of the Golden Horde. Extracts from Arabic works. St. Petersburg: Printing house of the Imperial Academy of Sciences, 1884. XVI, 564 p. (In Russian)
  18. Haidar Mirza Muhammad. Tarih-i Rashidi. Tashkent: Fan, 1996. 727 p. (In Russian)
  19. Reader on the history of China in the Middle Ages (XV–XVII centuries.). M.: Publishing house of Moscow State University, 1960. Pp. 86–87. (In Russian) URL: http://www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XV/Chrestomat/text3.htm (accessed 7.06.2018)
  20. Sharaf ad-Din Yazdi. Zafar-Nama / transl. from the Persian by A. Akhmedov. Tashkent: SANAT, 2008. 484 p. (In Russian)
  21. Erdniev U.E. Kalmyks. Elista: Kalmyk book publishing house, 1980. 282 p. (In Russian)
  22. Elverskog J. Buddhism and Islam on the Silk Road. University of Pennsylvania press, 2010. 340 p.
  23. Islam and Tibet: Interactions Along the Musk Routes, ed. Anna Akasoy et. al. Ashgate, 2010. 391 р.
  24. Karmay H. Early Sino-Tibetan Art. Aria & Phillips ltd., 1975. 128 р.
  25. Richardson H.E. The Karma-Pa Sect. A Historical Note // Journal of the Royal Asiatic Society. October, 1958. Pp. 139–164.
  26. Roerich G. The Blue Annals. Vol. 1. Delhi, 1976.
  27. Ron Sela. Central Asian Muslims on Tibetan Buddhism, 16th–18th Centuries // Trails of the Tibetan Tradition. Papers for Elliot Sperling. Ed. by Roberto Vitali with assistance from Gedun Rabsal and Nicole Willock. Dharamshala (H.P.), India 2014. Рр. 345–359.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».