The role of the visual semiotic code in modeling the conceptosphere of the educational text

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The functional resource of the visual semiotic code, as realized in the educational text, is considered as a complex structural and meaningful sign phenomenon. The educational text is the most important component of the educational process, particularly in the field of multicultural language communication, as it conveys fragments of cognitive knowledge, influences students’ consciousness, and forms their worldview, including their understanding of cultural values. The learning materials are linguodidactic texts whose aim is to learn a foreign language with the help of the language itself: Natural language is defined both as an object and an instrument of cognition. In order to solve linguo-didactic problems, a whole arsenal of other units of the visual semiotic code is used in addition to the signs of the natural language to be learned. Their role in conveying cognitive and cultural knowledge is well known. The starting point is the idea of organizing the conceptual content of the linguo-didactic text in the form of a conceptosphere, comprising a series of meanings united around the key concepts of “human” and “language”. The particular importance of the semiotic level for the content of the conceptosphere of such a didactic text is emphasized. The role of the visual semiotic code in modeling the conceptosphere of an educational text is examined through the example of a textbook on Russian as a foreign language for students from the Republic of Kenya. The functional properties of visual signs as elements of the text structure are analyzed in terms of their ability to act as a means of conceptualizing the content and conveying fragments of the worldview of the authors – native speakers of the Russian language and Russian culture – to addressees who represent Kenyan linguaculture and know the Russian language as secondary language personalities. The main focus is on analyzing the cognitive properties of visual signs that function in educational linguistic texts as a means of forming a secondary worldview in students. The results of the study demonstrate that the visual semiotic code is an integral and active component of modeling the conceptosphere of the linguo-didactic text, thereby ensuring effective communication between the author and the student within the context of intercultural educational interaction.

About the authors

Elena Aleksandrovna Serebrennikova

Tomsk State Pedagogical University

Email: mangustelena22472@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

Vadim Yurjevich Zyubanov

Tomsk State Pedagogical University

Email: zyubanovvy@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

Anna Vladimirovna Kuryanovich

Tomsk State Pedagogical University; Jilin University of Foreign Studies

Email: kurjanovich.anna@rambler.ru
Tomsk, Russian Federation; Changchun, China

References

  1. Алефиренко 2003 – Алефиренко Н. Ф. Проблемы вербализации концепта: теоретическое исследование. Волгоград: Перемена, 2003.
  2. Анисимова 2003 – Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия, 2003.
  3. Богданова, Забродина, Мымрина 2024 – Богданова А. Г., Забродина И. К., Мымрина Д. К. Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень: учеб. пособие / под ред. В. Ю. Зюбанова, А. В. Агеевой, А. В. Курьянович. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2024.
  4. Воркачёв 2014 – Воркачёв С. Г. Воплощение смысла: conceptualia selecta. Волгоград: Парадигма, 2014.
  5. Воробьёва 2020 – Воробьёва Е. В. Текст учебного издания по русскому языку как иностранному: текстоведческий, лингвокультурный и прагматический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2020.
  6. Горбулёва 2024 – Горбулёва М. С. Семиотический оптимум и цвет: контекстуальные вызовы в образовательных технологиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 82. С. 297–301. doi: 10.17223/1998863Х/82/27
  7. Гриненко 2021 – Гриненко Г. В. О природе знаков: культурно-историческая перспектива // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 3 (101). С. 31–45. doi: 10.24412/1997-0803-2021-3101-31-45
  8. Дерунова и др. 2025 – Дерунова Е. Н., Темиргазина З. К., Капенова Ж. Ж., Горбулёв М. С. Навигационные знаки как элемент учебника: педагогические эксперименты визуальной семиотики // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2025. Вып. 1 (43). С. 9–37. doi: 10.23951/2312-7899-2025-1-9-37
  9. Карагодин, Карагодина 2018 – Карагодин А. А., Карагодина И. А. Реализация концептов русской лингвокультуры в учебных текстах по РКИ // Лингвокультурологический подход в контексте развития трансграничного сотрудничества Большого Алтая / Н. Г. Барышникова, С. М. Белокурова, Н. Г. Двоежанова и др. Барнаул: Алт. дом печати, 2018. С. 102‒117.
  10. Колесникова 2023 – Колесникова С. М. От смысла к тексту: лингвокогнитивное исследование. М.: Изд-во МПГУ, 2023.
  11. Кораблёва 2025 – Кораблёва С. А. Полимодальные учебные материалы в процессе формирования иноязычной профориентированной коммуникативной компетенции у студентов нелингвистических направлений и специальностей // Роль и статус языка в цивилизационном пространстве: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Петерб. гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I, 2025. С. 77–81.
  12. Курьянович, Драгунайте 2015 – Курьянович А. В., Драгунайте (Панкова) А. В. Место и роль визуального языка в современной коммуникации (на примере креолизованных рекламных текстов) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 4 (157). С. 153–159.
  13. Мелик-Гайказян 2014 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотика образования или «ключи» и «отмычки» к моделированию образовательных систем // Идеи и идеалы. 2014. Т. 1, № 4 (22). С. 14–27.
  14. Мелик-Гайказян2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, № 4. doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1/
  15. Мустафин 2022 – Мустафин А. А. К вопросу о ключевых понятиях теории знаков Чарльза Пирса и Чарльза Морриса // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 3. С. 32‒41.
  16. Пирс 2000 – Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М.: Логос, 2000.
  17. Подолина 2017 – Подолина О. В. Учебный текст как объект лингвистического исследования // Семантика и прагматика языковых единиц в синхронии и диахронии: норма и вариант: сб. науч. ст. Симферополь: Ариал, 2017. С. 243‒248.
  18. Серебренникова, Курьянович 2024 – Серебренникова Е. А., Курьянович А. В. Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2024.
  19. Тихонова 2020 – Тихонова Е. В. Использование поликодовых текстов в учебных целях на продвинутом этапе обучения // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2020. № 1. С. 22–26.
  20. Цветков, Вознесенская 2010 – Цветков В. Я., Вознесенская М. Е. Особенности языка визуального моделирования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 57–58.
  21. Яхиббаева 2008 – Яхиббаева Л. М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13, № 4. С. 1029–1031.
  22. Kress, van Leeuwen 2020 – Kress G., van Leeuwen T. Reading Images: The Grammar of Visual Design. 3rd ed. London: Routledge, 2020.
  23. Selvam, Githinji 2022 – Selvam S.G., Githinji N. Secularisation and Spirituality among Lapsed-Christian Young Adults in Nairobi: An Exploratory Study of the Antecedents, Triggers, and Response // Religions. 2022. Vol. 13, № 10. Art. 968. doi: 10.3390/rel13100968
  24. Sifuna, Chege, Oanda 2022 – Sifuna D. N., Chege F. N., Oanda I. O. Positioning Diversity in Kenyan Schools: Pedagogy and Curriculum. Cape Town: African Minds, 2022.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».