A PERSON ON THE WEB: LONELINESS AND COMMUNICATION

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The COVID-19 pandemic has shown that the problem of human loneliness in the modern world is more relevant than ever. Restrictions on movement and quarantines have become an obstacle to direct communication. The threat of infection has become a factor in the spread of the “loneliness pandemic”. Communication between people through high-speed communication technologies has become the most appropriate way to maintain working and other relations. The status of online communication has changed. Online communication has become a complementary one. Through the development of high-speed communications, a person has created virtual reality, which has become an alternative to a natural one. Online communication is virtual communication, not surreal. Online communication allows a person to compensate for the negative consequences of their loneliness in conditions of limitation or impossibility of offline communications. The authors of the article analyze the possibilities of compensatory communication in the online format. The essence of compensatory communication lies in the fact that it allows a person to overcome loneliness, form new social skills, and realize opportunities for self-development. The philosophical view of communication is revealed based on the antinomic approach. The antinomic approach presents communication as unity and separation at the same time. The authors argue that communication is a prerequisite for a full-fledged human being. Online communications allow communication to overcome various restrictions, such as border closures, isolation, quarantine. An important type of online communication is the communication of gamers in the virtual universes of massively multiplayer online games (MMOs). EVE Online is an example of such a game. Gamers engage in real interaction in the virtual world of the game. The virtual worlds of games become proving grounds for the development and preservation of social skills. EVE Online’s audience is people who came to the virtual world for real communication. Joint gaming activities compensate for the communication gap between gamers. They have a joint existential experience, so communication of interests transforms into overcompensation. Establishing trusting relationships contributes to gamers’ de-anonymization. Partnerships and friendships that started online go beyond the virtual world of the game into the real world. The authors of the article conclude that loneliness can be overcome to a large extent with the help of online communications, provided that such communications are authentic.

About the authors

Vladimir Ivanovich Gladyshev

South Ural State University (National Research University)

Email: gladyshevvi@susu.ru
Lenin av., 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

Ekaterina Galimullovna Milyaeva

South Ural State University (National Research University)

Email: miliaevaeg@susu.ru
Lenin av., 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

Regina Vladimirovna Penner

South Ural State University (National Research University)

Email: pennerrv@susu.ru
Lenin av., 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

References

  1. Артамонова, Володенков 2021 – Артамонова Ю. Д., Володенков С. В. Трансформация Интернета как пространства общественно-политических коммуникаций: от глобализации к гло(локал)анклваизации // Социологические исследования. 2021. № 1. C. 87–97.
  2. Бабинович 2019 – Бабинович В. С. Идентичность геймера в виртуальном пространстве видеоигр // Вестник Томского государственного университета. Философия. 2019. № 446. С. 64–67.
  3. Белозеров 2015а – Белозеров С. А. Виртуальные миры MMORPG: часть I. Определение, описание, классификация // Психология. Журнал ВШЭ. 2015. № 1. С. 54–70.
  4. Белозеров 2015б – Белозеров С. А. Виртуальные миры MMORPG: часть II. Средство от социального и психологического неблагополучия // Психология. Журнал ВШЭ. 2015. № 1. С. 71–89.
  5. Бодрийяр 2014 – Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, КДУ, 2014.
  6. Брагина 2015 – Брагина О. А. Одиночество как значимый фактор зависимости от многопользовательских ролевых онлайн-игр // Пензенский психологический вестник: электронный научный журнал. 2015. № 2. С. 77–85.
  7. Буглак и др. 2017 – Буглак С. С., Латыпова А. Р., Ленкевич А. С., Очеретяный К. А., Скоморох М. М. Образ другого в компьютерных играх // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33, вып. 2. С. 241–253.
  8. Говорунов 2019 – Говорунов А. А. Матрица и сквозь нее. Рецензия на коллективную монографию «Медиафилософия XII. Игра или реальность. Опыт исследования компьютерных игр» // ΠΡΑΞΗMΑ. 2019. № 1. С. 196–203.
  9. Горностаев 2016 – Горностаев С. В. Разговорно-просторечные и жаргонные элементы в язык индустрии видеоигр // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 9-10. С. 163–166.
  10. Гримак 2018 – Гримак Л. П. Общение с собой. Начала психологии активности. СПб.: Ленанд, 2018.
  11. Кемеров 2010 – Кемеров В. Е. Общение // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2010. Т. III. С. 131–132.
  12. Ланганс 2014 – Ланганс Е. Г. Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху : автореферат дис. ... канд. филос. наук / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2014.
  13. Медиафилософия XII 2016 – Медиафилософия XII. Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр: коллективная монография / под ред. В. В. Савчука. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2016.
  14. Плотников и др. 2018 – Плотников В. В., Кубякин Е. О., Стригуненко И. К., Белашова Я. Ю. Онлайн-игры в социокоммуникативной среде сети Интернет // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2018. № 1. С. 63–66.
  15. Пожаров 2014 – Пожаров А. И. Многопользовательская ролевая онлайн-игра как новый вид культурной коммуникации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 6-2. С. 270–273.
  16. Сергеева, Царева, Зиновьева – Сергеева О. В., Царева А. В., Зиновьева Н. А. «Встретимся в дополненной реальности...»: социальные компетенции игроков в многопользовательские онлайн-игры // Logos et Praxis. 2017. № 4. С. 51–63.
  17. Серр 2016 – Серр М. Девочка с пальчик. М.: Ад Маргинем, 2016.
  18. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса 1982 – Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса / под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Наука, 1982.
  19. Труфанова 2021 – Труфанова Е. О. Эскапизм: между природой и культурой // Вестник САФУ. Философия. 2021. № 1. С. 125–134.
  20. Франк 1990 – Франк С. Л. Непостижимое. М.: Правда, 1990.
  21. Франк 1997 – Франк С. Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997.
  22. Fleet, Nurmikko-Fuller 2019 – Fleet R., Nurmikko-Fuller T. The potential for serious spaceships to make a serious difference // WebSci 2019 - Proceedings of the 11th ACM Conference on Web Science. 2019. P. 97–104. doi: 10.1145/3292522.3326017
  23. Peers 2011 – Peers B. Making faces: Eve online's new portrait rendering // SIGGRAPH'11: ACM SIGGRAPH 2011 Talks. 2011. Art. 2. doi: 10.1145/2037826.2037830
  24. Sullivan et al. 2018 – Sullivan D. P., Winsnes C. F., Åkesson L., Hjelmare M., Wiking M., Schutten R., Campbell L., Leifsson H., Rhodes S., Nordgren A., Smith K., Revaz B., Finnbogason B., Szantner A., Lundberg E. Deep learning is combined with massive-scale citizen science to improve large-scale image classification // Nature Biotechnology. 2018. Vol. 36 (9). P. 820–832. doi: 10.1038/nbt.4225
  25. Zhu et al. 2020 – Zhu B., Zheng X., Liu H., Li J., Wang P. Analysis of spatiotemporal characteristics of big data on social media sentiment with COVID-19 epidemic topics // Chaos, Solitons and Fractals. 2020. Vol. 140. Art. 110123. doi: 10.1016/j.chaos.2020.110123

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».