№ 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Региональные проблемы обучения иностранным языкам (на примере Крыма)

Буханцова Е.В.

Аннотация

Статья поднимает проблему обучения иностранным языкам, до сих остающуюся достаточно острой. Вопрос затрагивает все этапы овладения предметом, от развития основных навыков (говорения, чтения, письма, слушания) до исследования теории перевода, основ прикладной лингвистики. Целью автора было изучить проблему с разных сторон. Автор проанализировал тексты законов; данные различных исследовательских работ. Выяснил, что законы точно определяют права и обязанности каждого участника образовательного процесса. В соответствии с законодательными актами, каждый крымчанин с раннего детства может учить несколько языков. Закон заботится о повышении уровня преподавания: обеспечивает подготовку квалифицированных педагогов, гарантирует хорошее материально-техническое обеспечение. Однако с реализацией возникает много сложностей. Причины: бедность учебных заведений; низкая материальная, моральная мотивация и слабая академическая мобильность педагогов; непродуманность программ обмена. Потому в заключении автор решил дать несколько рекомендаций. Первая: более тщательно работать над освоением обязательной и дополнительной учебных программ. Вторая: более ответственно подходить к профессиональной ориентации. Третья: обеспечить педагогам условия для качественной работы. Четвертая: улучшить программы обмена.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):4-16
pages 4-16 views

Лидерство в инклюзивном образовании: современный дискурс

Волосникова Л.М.

Аннотация

После принятия Конвенции о правах инвалидов ООН вопрос инклюзивности занимает важное место в повестке образовательных реформ. Цель данной политики состоит в том, чтобы найти способы расширения участия и обучения учеников, которые относятся к социально уязвимым группам и подвержены рискам эксклюзии в школе и за ее пределами. Научная актуальность проблемы заключается в том, что при всей значимости лидерства в инклюзивном образовании, работ, посвященной этой тематике, критично мало, особенно в России. Целью исследования является обзор и теоретический анализ научных публикаций, посвященных теме лидерства в инклюзивном образовании. В статье рассмотрены основные типы лидерства, особое внимание уделено доминирующим теориям трансформационного и транзакционного лидерства, инструменты исследований лидерства в инклюзивном образовании. Стиль лидерства существенно влияет на взгляды, поведение, коммуникацию учителей, их самоэффективность, обучающие стратегии. При подготовке будущих лидеров образования в магистерских программах, на программах подготовки необходимо формировать представления о видах и значимости стиля управления в школе, формировать навыки эффективной коммуникации, мотивации, интеллектуальной стимуляции. Перспективами исследования являются изучение влияния стиля руководства российских директоров школ на отношение учителей к инклюзивному образованию, их обучающие стратегии.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):17-25
pages 17-25 views

Система подготовки кадров в области формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения

Владимирова О.Н., Ивашкина Ю.Ю., Ковалёв В.А., Матвеева М.В.

Аннотация

Актуальность данной статьи обусловлена возросшей потребностью подготовки высококвалифицированных кадров по вопросам доступной среды. Цель статьи заключается в проведении исследования среди образовательных организаций высшего среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и выявлении в программах наличия компонентов, полностью или частично посвящённых вопросам доступной среды, по широкому кругу групп профессий, специальностей и направлений подготовки. Авторами сформулированы основные задачи исследования и подготовлен спектр вопросов, относящихся к тематике доступной среды. По результатам исследования сделаны общие выводы и определены конкретные направления работы по организации системной подготовки кадров по вопросам доступной среды. А также по окончании детального анализа проведённого опроса будут представлены предложения по развитию государственной системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения доступной среды для инвалидов.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):26-33
pages 26-33 views

Видеолекция на иностранном языке как инструмент формирования профессиональных компетенций в образовательном процессе вуза

Ибрагимова Л.А., Сарапулова А.Е.

Аннотация

Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют широкие возможности для использования аутентичных материалов на иностранном языке в образовательном процессе языкового педагогического ВУЗа. Особый интерес в этом отношении представляют видеолекции на темы, непосредственно связанные с профессиональной областью обучающихся. Тем не менее, проблема использования видеолекций на иностранном языке на занятиях в ВУЗе недостаточно освещена в научной литературе, в результате чего данный инструмент не находит широкого применения. Настоящее исследование проводится с целью раскрытия потенциала использования аутентичной видеолекции профессионально-ориентированного содержания для развития профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка в процессе их подготовки в ВУЗе. Основное внимание уделяется аудитивной компетенции как неотъемлемой части коммуникативной компетенции учителя иностранного языка. Кроме того, анализируются возможности использования видеолекции для интегрированного формирования других компетенций, что представляет особую актуальность в условиях популяризации применения интегрированного подхода в системе высшего образования. В ходе проведения исследования была изучена научная литература по представленной проблеме, а также осуществлен анализ ряда видеолекций на английском языке по педагогике и методике обучения иностранным языкам. В результате были выделены основные особенности видеолекции как материала для обучения и описаны типы заданий, на основе которых может быть выстроена работа на занятии. Кроме того, представлен краткий обзор ресурсов, позволяющих осуществить поиск и отбор видеолекций. В заключение анализируются профессиональные компетенции, интегрированное формирование которых может быть обеспечено в процессе работы с видеолекцией на основе специальных заданий. Результаты исследования демонстрируют, что видеолекции профессионально-ориентированного содержания на иностранном языке обладают большим потенциалом для их использования в целях интегрированного формирования аудитивной и других профессиональных компетенций преподавателя иностранного языка. Однако для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, преподавателю необходимо проделать определенную методическую работу. Таким образом, актуальной проблемой становится разработка научно-методических основ использования видеолекций на занятиях, что может стать одним из направлений дальнейших исследований в данной области.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):34-45
pages 34-45 views

Динамика степени удовлетворенности студентов медицинского вуза организацией и содержанием дисциплины анатомия

Ильющенко Н.А., Рагозина О.В., Рагозин О.Н., Шевнин И.А., Джафарова Б.З.

Аннотация

Приведены результаты анонимного анкетирования студентов «Ханты-Мансийской государственной медицинской академии» об удовлетворенности качеством преподавания дисциплины анатомия на кафедре анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии, проводимом для ежегодного самообследования, в период с 2014 по 2022 гг. – в рамках системы менеджмента качества. Установлено, что периоды перехода на новые государственные образовательные стандарты, а также уровень адаптации студентов к требованиям, предъявляемым в первом семестре, первого курса негативно отражаются на удовлетворенности качеством образовательного процесса по дисциплине. Дистанционный формат лекций не отражается на качестве образовательного процесса и удовлетворенности респондентов, и является предпочтительной альтернативой классическому проведению. Дистанционная форма практических занятий не приемлема для изучения дисциплины анатомия в медицинском вузе, поскольку удаляет студента от образовательной базы и внеаудиторной самостоятельной работы, лишая возможности непосредственного взаимодействия с объектами изучения и преподавателем. Таким образом, ежегодный мониторинг удовлетворенности качеством учебного процесса помогает совершенствовать работу профессорско-преподавательского состава, улучшать материально-техническое и учебно-методическое оснащение, модернизировать методы обучения и тем самым повышать заинтересованность студентов в усвоении материала по дисциплине анатомия.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):46-57
pages 46-57 views

Профессиональная пригодность как психологическая предпосылка повышения эффективности военно-профессиональной подготовки (переподготовки) военнослужащих

Караванов А.А., Устинов И.Ю., Лен А.А.

Аннотация

Объектом исследования данной работы является рассмотрение проблемы комплементарности квалификационной готовности кандидатов (абитуриентов) к будущей воинской специальности. Профессиональный психологический отбор военнослужащих рассматривается как психологическая предпосылка повышения эффективности военно-профессиональной подготовки (переподготовки), как способ преодоления несоответствия соискателя (субъекта военно-профессиональной деятельности) и требований ВУС. Анализ диссертационных исследований, научной литературы и нормативных документов, позволил классифицировать по группам типы человеческой пригодности к военно-профессиональной деятельности. Основанием для классификации послужила характеристика психологических качеств и врожденных свойств личности, необходимых для освоения военной профессии, а также их психодиагностический инструментарий. Подробно описаны факторы профессиональной пригодности, выделены структурные элементы, необходимые для эффективного функционирования в профессии, по которым можно оценить профпригодность человека. Уточнены состав и композиция квалификационной психпрофпригодности человека, определяющие рентабельность технологий и алгоритмов (переподготовки) претендентов на занятие вакансий военнослужащих по контракту в ВС России. Уточнена дефиниция психпрофпригодности. Профпригодность индивида к воинским специальностям рассмотрена с точки зрения двух базовых тенденций к познанию этого феномена, описаны виды готовности личности к специализированной деятельности. Раскрыты специфические характеристики военно-профессиональной подготовки.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):58-68
pages 58-68 views

Профессиональная направленность студентов педагогических вузов: постановка проблемы

Кандаурова А.В.

Аннотация

В современном образовательном пространстве всех регионов Российской Федерации отмечается, во-первых, дефицит педагогических кадров, во-вторых, непродолжительность периода работы молодых педагогов в школе, в-третьих, снижение интереса к профессии педагога среди абитуриентов. О тревожной статистике задумываются руководители всех уровней – от школьного до федерального, научные работники, политики. В поиске разрешения данной проблемы предпринята попытка научного осмысления феномена профессионально-педагогической направленности как личностного качества, обусловливающего успешную профессиональную деятельность. Целью данной публикации является актуализация проблемы профессионально-педагогической направленности у обучающихся педагогических вузов, а именно: уточнение содержания данного понятия, выявление основных психологических механизмов, детерминант, факторов и условий формирования и развития данного личностного качества. В работе предпринята также попытка эмпирического доказательства динамики развития профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического университета и поиска возможных педагогических условий и средств для управления и целенаправленного воздействия на процесс развития данного качества в период обучения студентов. В проведённом исследовании использовались как качественные, так и количественные методы: контент-анализ информационных и публицистических материалов; качественно-смысловой анализ эссе; тестирование, анкетирование, опрос, беседа. Полученные результаты подтверждают опасения политиков и менеджеров образования: профессии педагога после окончания вуза, действительно, планируют посвятить жизнь не все выпускники. Также полученные результаты подтверждают динамический характер профессионально-педагогической направленности; ее детерминацию от вариативности мотивов профессионального выбора, образа профессии, личного опыта. В статье предлагаются основные педагогические условия и средства для развития профессионально-педагогической направленности обучающихся, анализ и разработка которых может стать задачами дальнейшего исследования.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):69-84
pages 69-84 views

Технологии формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в контексте профессиональной подготовки

Михайлова А.Г.

Аннотация

В контексте модернизации отечественного образования и приоритета владения специалистами профессиональными компетенциями, высокий уровень сформированности у будущих инженеров коммуникативных умений обеспечивает готовность выпускника вуза адаптироваться к практической инженерной деятельности в постоянно меняющихся условиях. Определяются потенциальные возможности образовательного процесса вуза в формировании профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в сфере технологий искусственного интеллекта. Научная значимость работы заключается в том, что обозначены инновационные технологии формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в рамках профессиональной подготовки. Предметом исследования является образовательный процесс, в условиях которого формируется коммуникативной готовности будущих инженеров. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проблема формирования коммуникативной готовности будущих инженеров в образовательном пространстве высшей школы рассмотрена в контексте возрастающих требований и потребности социальной практики в конкурентоспособных работниках. Методы исследования. Были собраны данные с применением двух способов – интервью и анкетирования с двумя группами: очное (n = 50), а также онлайн-обучение языку (n = 50). Они показывают, что концепция отношения к коммуникативной профессиональной готовности является эффективной теоретической основой для разработки технологий, позволяющих понять факторы, влияющие на отношение студентов, и применить их в образовательной среде. Результаты исследования. Мы сравнили результаты групп и выявили более положительное отношение к изучению языка в очном формате, чем изучение языка посредством онлайн-средст. Эмпирические методы позволяют оценить отношение будущих инженеров к среде обучения. Практическая значимость результатов проведённых исследований состоит в том, что результаты исследования могут быть полезны работникам образования. В заключении даны выводы по реализации данной методики и представлены основные технологии её реализации. Перспективами дельнейших исследований являются вопросы применения цифровых инструментов для организации целенаправленной деятельности по формированию коммуникативной готовности будущих инженеров.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):100-109
pages 100-109 views

Подходы к определению понятия «профессиональная направленность личности»

Киртава Г.Т., Кандаурова А.В.

Аннотация

В статье рассматриваются подходы различных авторов к определению понятий «направленность личности» и «профессиональная направленность личности» в психолого-педагогической литературе. Целью данной статьи является анализ имеющихся в психолого-педагогической науке походов к определению понятия «направленность личности» для выявления общих оснований и определения понятия «профессиональная направленность личности». Большинство ученых рассматривают направленность как одну из важнейших характеристик структуры личности, и в большей степени определение данного понятия связано с такими терминами, как потребности, интересы, мотивы, влечения, цели, активность, установка. Термин «направленность» в психолого-педагогической литературе сохраняет в своем понятии неопределенность и может быть трактоваться достаточно широко. В психолого-педагогических подходах в основе феноменологии данного понятия могут быть различные основания: за основу можно взять и предмет направленности, на который нацелен человек в своей активности; и, собственно, объект направленности, на который влияют его психические свойства. Предметом направленности может выступать операционная сфера деятельности: действия человека для достижения своих целях в соответствии с направленностью; профессиональная сфера, эстетическая сфера, гуманистическая сфера, личностные особенности характера и т.д. Разнообразные векторы направленности образуют специфическую систему, которая формирует психологический облик личности и направляет ее активность в процессе жизнедеятельности. Классификация разных видов направленности личности может быть очень разнообразной, как и подходы к трактовке данного понятия. Также вариативна компонентная структура направленности личности. Обобщение полученных данных позволяет заключить, что профессиональная направленность является составной частью общей направленности личности, что ее компонентная иерархическая структура подтверждает подвижность, динамичность и отзывчивость профессиональной направленности к развитию. Полученные результаты анализа позволяют проектировать педагогические условия для развития профессиональной направленности у обучающихся.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):85-99
pages 85-99 views

Описание технологии формирования этнической идентичности обучающихся в современном контексте: результаты исследования

Милованова Н.Г., Кадырова С.Ш.

Аннотация

В современных условиях развития информационного общества наблюдается тенденция усложнения содержания и структуры идентичности личности, которая является результатом ее свободного выбора. Простое отождествление с культурными образцами становится невозможным в силу размытости ценностных ориентаций, унифицированных, стандартизированных норм и ценностей, навязываемых массовой культурой, средствами информации и коммуникаций, технологиями виртуальной реальности. У детей, подростков и молодежи возникают проблемы идентификации себя в качестве личности в социуме в силу множественности образов Я, которые могут сосуществовать и конфликтовать одновременно. Актуализация проблемы этнической идентичности особенно остро стоит перед педагогической общественностью: наряду с необходимостью воспитания гражданина и патриота в реализации государственной политики в области образования, данная проблема не менее актуальна для профессионального образования, осуществляющего подготовку педагогов. Обращение к проблеме формирования этнической идентичности связано, прежде всего, с социокультурными изменениями, происходящими в обществе, процессами модернизации образования. Этническая идентичность развивающейся личности детерминирована сложным взаимодействием различных факторов (исторических, географических, религиозных и социокультурных). Декларируемые приоритеты государственной политики в сфере культуры и образования, национальной политики, в первую очередь, направлены на формирование гражданской идентичности в условиях поликультурного и многоконфессионального общества, компонентом которой является этническая идентичность. Цель статьи – утонить понятие «этническая идентичность» в контексте исследования, дать описание технологии формирования этнической идентичности обучающихся средствами внеурочной деятельности, представить результаты эмпирического исследования. В статье рассматриваются возможности внеурочной деятельности по формированию этнической идентичности с учетом регионального контекста на уровне начального общего образования, а также обосновывается необходимость подготовки студентов и педагогов к работе с обучающимися по данной проблеме. Представляются результаты изучения готовности педагогов к работе с обучающимися по формированию этнической идентичности, интерпретация результатов эмпирического исследования и выводы.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):110-123
pages 110-123 views

Трансдисциплинарность / кросс-дисциплинарность / мультидисциплинарность в обучении переводу

Пластинина Н.А., Степанова М.А., Богданова С.Ю.

Аннотация

Статья посвящена анализу роли принципа трансдисциплинарности / кросс-дисциплинарности / мультитрансдисциплинарности при реализации переводческих проектов в рамках обучения по лингвистическим направлениям подготовки. Авторы описывают понятия трансдисциплинарности / кросс-дисциплинарности / мультитрансдисциплинарности, указывая на их концептуальную схожесть. Авторы указывают на несомненный образовательный потенциал трансдисциплинарных проектов в рамках академического обучения и утверждают, что профессиональное обучение переводчиков может успешно интегрировать подобные проекты в обучение лингвистов-переводчиков. Трансдисциплинарный / кросс-дисциплинарный проект описывается как способ, с помощью которого можно сформировать более ориентированные на практику и основанные на практике кумулятивные знания и обучение. Исследование проводится на материале учебных проектов, нацеленных на осуществление аудиовизуального перевода иноязычных видео ресурсов для академических целей, в том числе реализации переводческой поддержки международных мероприятий и программ. В статье показано, как трансдисциплинарные проекты могут быть реализованы в рамках университетского обучения. Опыт по включению бóльшего количества трансдисциплинарных/ кросс-дисциплинарных проектов в учебные программы академических дисциплин показал достижимость построения конструктивных взаимосвязей между академическими кругами и профессиональной средой, обеспечивая более ориентированную на практику интеграцию знаний и навыков для студентов.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):124-132
pages 124-132 views

Сообщение о ретракции: «Концептуальная рефлексия в ее основных историко-философских последовательностях», журнал «Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета», 2012 год, №3, стр. 25-33.

Красиков В.И.

Аннотация

Статья «Концептуальная рефлексия в ее основных историко-философских последовательностях», автором которой является Красиков В. И., опубликованная в журнале «Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета» (2012 год, №3, стр. 25-23), с 2013 года журнал называется «Вестник Нижневартовского государственного университета» представляет собой дубликат статьи «Философия: ее ментальная и социальная природа, основные исторические последовательности» автора Красикова В. И, опубликованной в журнале «Вестник Кемеровского государственного университета» (2012 год, № 1, стр. 227–232). В связи с этим указанная статья отозвана с публикации.

Вестник Нижневартовского государственного университета. 2023;62(2):133-133
pages 133-133 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».