Изменения в информационных и аналитических жанрах современных СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На примере информационных и аналитических жанров современной прессы и электронных СМИ выявляются основные тенденции изменений в массмедийной коммуникации. Исследование базируется на применении интерпретативного и дискурсивного видов анализа, а также приёма количественной обработки материала. Авторы статьи отмечают, что в современную информационную эпоху традиционные СМИ перестают быть самой влиятельной сферой коммуникации. СМИ вынуждены уступать место социальным сетям, далёким от соблюдения норм русского языка. В условиях такой жёсткой конкуренции традиционным массмедийным изданиям приходится подстраиваться под современного читателя, чтобы соответствовать его запросам и ожиданиям. Это приводит к тому, что их жанровый и стилистический облик постепенно меняется. Наиболее важными изменениями, происходящими в современных СМИ, являются тенденции к конвергенции жанров, визуализации информации, интерактивности, демократизации (которая выражается не только на лингвистическом, но и на экстралингвистическом уровне: в изменении характера освещаемой в СМИ информации и привлечении к созданию публицистических материалов непрофессионалов) и интеллектуализации языка. 

Об авторах

Анна Владимировна Дегальцева

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

ORCID iD: 0000-0003-3791-9777
410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Ольга Борисовна Сиротинина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

ORCID iD: 0000-0002-3258-4536
410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Список литературы

  1. Анненкова И. В. Стилистика VS риторика: две парадигмы изучения медиатекста // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. С. 40–46.
  2. Бессарабова Н. Д. Лингвоэтика, или Ещё раз об этическом аспекте культуры речи современных СМИ и рекламы // Журналистика и культура русской речи. 2011. № 1. С. 54–64.
  3. Большой универсальный словарь русского языка / под ред. В. М. Морковкина. М. : Словарь XXI века ; АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2016. 1456 с.
  4. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. С. 10– 17.
  5. Клушина Н. И. Медиастилистика. М. : Флинта, 2018. 184 с.
  6. Копнина Г. А., Сковородников А. П. Коммуникативные неудачи журналистов в использовании средств речевой выразительности // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. С. 243–250.
  7. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М. : Флинта, 2015. 92 с.
  8. Кормилицына М. А. Стилистическая контаминация в современном медиадискурсе (на материале печатных СМИ) // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. ст. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Издательство Саратовского университета, 2015. Вып. 15. С. 23–37.
  9. Кормилицына М. А. Тенденции изменений в стилистическом облике традиционных журналистских жанров в современной прессе // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 67–72. https://doi.org/10.18500/2311-07402018-1-17-67-72
  10. Кормилицына М. А. Целесообразность использования выразительных средств как один из показателей коммуникативной компетентности журналиста // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2011. Вып. 11. С. 12–19.
  11. Кузнецов С. А. Современный толковый словарь русского языка. М. : Норинт, 2008. 1536 c
  12. Русский орфографический словарь: около 200000 слов / РАН, ИРЯ им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. Изд. 4-е, испр. и доп. М. : АСТ-Пресс Книга, 2013. 896 с.
  13. Сиротинина О. Б., Матяшевская А. И. К чему может привести стремление к экономии речевых усилий в коммуникации на русском языке? // Экология языка и коммуникативная практика. 2016. № 1. С. 150– 164.
  14. Сиротинина О. Б. К вопросу о функционально-стилевых различиях в русском языке и речи в XXI в. // Актуальные проблемы стилистики. 2019. № 5. С. 27–39.
  15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов. 6-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2017. 320 с.
  16. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М. : Азбуковник, 2011. 1174 с.
  17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М. : Аделант, 2014. 800 с.
  18. Шмелёва Т. В. «Уплотнение жанров» как тенденция медиасферы // Жанры речи. 2018. № 4 (20). С. 270–276. DOI: https://doi.org/10.18500/2311- 07402018-4-20-270-276

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Жанры речи, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».