Методика изучения темы «Борьба за существование» в дисциплине «Теория эволюции» в высшей школе
- Авторы: Ламехова Е.А.1, Ламехов Ю.Г.1
-
Учреждения:
- Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
- Выпуск: Том 9, № 3 (2020)
- Страницы: 268-274
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/44368
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv202093305
- ID: 44368
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрена методика изучения в дисциплине «Теория эволюции» в педагогическом вузе одного из самых сложных явлений в органическом мире – борьбы за существование. Изучение информации об истории развития и формирования эволюционных представлений показывает, что открытие факторов эволюции органического мира является одним из выдающихся достижений развития биологии. В XX веке научные знания о причинах эволюционного процесса расширились и вместе с материальными факторами эволюции, открытыми Ч. Дарвином, выделяются так: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, миграции, дрейф генов, борьба за существование и естественный отбор. Современный уровень развития учения о борьбе за существование опирается на достижения в области экологии и эволюционной биологии и доказывает реальность существования этого одного из факторов эволюции. Разработанный вариант методики изучения данной темы включает содержание элементов программы дисциплины, перечень вопросов для изучения, рекомендации для проведения лабораторных занятий и самостоятельных наблюдений в природе. Поскольку дисциплина изучается на 5 курсе, то методически целесообразно опираться на имеющиеся у студентов знания из других дисциплин биологического цикла, а также на формируемые у них умения. Предусматривается использование элементов частично-поискового и исследовательского методов, обучения с вариантами беседы, сопоставления разных точек зрения и т.д. Предлагаемый вариант изучения темы «Борьба за существование» будет способствовать качественной подготовке студентов – будущих учителей биологии.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Анатольевна Ламехова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dobry_bobr@mail.ru
SPIN-код: 2130-1320
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскЮрий Геннадьевич Ламехов
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Email: lamehovug@cspu.ru
SPIN-код: 6573-1535
доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии
Россия, ЧелябинскСписок литературы
- Парамонов А.А. Дарвинизм. М.: Изд-во Просвещение, 1978. 335 с.
- Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М.: Изд-во Просвещение, 1985. 271 с.
- Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд-во Прогресс Традиция, 1999. 640 с.
- История биологии с древнейших времен до начала XX века / под ред. С.Р. Микулинского. М.: Изд-во «Наука», 1972. 536 с.
- История биологии с начала XX века до наших дней / под ред. Л.Я. Бляхера. М.: Изд-во «Наука», 1975. 660 с.
- Северцов А.С. Основы теории эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1987. 320 с.
- Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М.: Изд-во «Высшая школа», 1998. 335 с.
- Северцов А.С. Теория эволюции. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2005. 380 с.
- Тыщенко В.П. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во «КомКнига», 2010. 240 с.
- Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Методика изучения темы «Направление эволюции органического мира» в разделе «Общая биология» средней общеобразовательной школы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 44–48.
- Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Методика изучения популяции в школьном курсе биологии // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 265–271.
- Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Отбор содержания и методика изучения темы «Естественный отбор» в средней и высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 4 (апрель). С. 12–22. doi: 10.24411/2304-120X-2019-11026.
- Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л.: Изд-во «Наука», 1969. 492 с.
- Берман З.И., Завадский К.М., Зеликман А.Л., Парамонов А.А., Полянский Ю.И. Современные проблемы эволюционной теории. Л.: Изд-во «Наука», 1967. 488 с.
- Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М.: Изд-во «Просвещение», 1987. 383 с.
- Уткина Т.В., Ламехов Ю.Г., Ламехова Е.А. Биологическое разнообразие Челябинской области. Челябинск: Изд-во ЧИППКРО, 2015. 200 с.
- Куликов П.В. Конспект флоры Челябинской области (сосудистые растения). Екатеринбург – Миасс: Изд-во Геотур, 2005. 537 с.
- Захаров В.Д. Птицы Южного Урала. Миасс: Изд-во ИГЗ УрО РАН, 2006. 228 с.
- Ламехов Ю.Г. Гнездовая жизнь озерной чайки и черношейной поганки на Южном Урале: монография. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. 240 с.
- Ламехов Ю.Г., Буланова М.А. Пространственно-временная структура поливидовых и моновидовых колоний птиц и элиминация в раннем онтогенезе: монография. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. 207 с.
- Болотников А.М., Шураков А.И., Каменский Ю.Н. Экология раннего онтогенеза птиц. Свердловск: Изд-во УНЦ АН СССР, 1985. 228 с.
- Шураков А.И. Экология размножения и раннего онтогенеза воробьинообразных птиц: дис. … д-ра биол. наук: 03.00.08. Пермь, 1978. 323 с.
- Арбузова Е.Н. Рефлексивная система обучения школьников биологии // Биология в школе. 2016. № 7. С. 42–47.
Дополнительные файлы
