Применение анимации в интерпретации художественного и математического текста в начальной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы статьи знакомят читателей с технологией разработки учебной анимации и применения ее в интерпретации художественных и математических тексов в начальной школе. В работе предлагаются алгоритмы действий для развития визуализации, акцентирования внимания к тексту, его деталям, образной системе в процессе интерпретирующей деятельности с применением анимации. Приводятся примеры технологии развития наглядного представления абстрактных математических понятий и отношений с помощью анимации; создания анимации для представления понятия «число», «сложение однозначных чисел» и другое. В интерпретации художественного текста анимация помогает визуализировать образы и события, акцентированию внимания на важных деталях, созданию эмоционального настроя и развитию творческого воображения. В интерпретации математического текста – наглядно представить абстрактные математические понятия и отношения, визуализировать процесс решения задач, создать проблемные ситуации и развить интерес к математике. Применение анимации, как инструмента интерпретирующей деятельности, зависит от стиля, жанра, типа, содержания текста, целевой аудитории и планируемого учебного результата. В статье представлены пошаговые действия для самостоятельного проектирования и разработки анимационных роликов для работы над интерпретацией текста, формулируются практические рекомендации по интеграции анимации в учебный процесс, включая этапы работы с анимацией, примеры заданий и формы использования. Авторы отмечают, что интеграция анимации в образовательный процесс реализуется по принципу «от простого к сложному» и реализуется как с помощью просмотра готовых роликов, так и через создание авторских продуктов с применением цифровых инструментов (программ, сервисов, конструкторов) и, что не менее важно, с учетом основного принципа: анимационные материалы должны иллюстрировать текст, а не заменять его, и быть доступными для понимания обучающихся начальной школы.

Об авторах

Светлана Ивановна Грахова

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sg2223@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Нина Леонидовна Беляева

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: belyaevanl@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Тансылу Ильхамовна Ярулина

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: tata_sun17@mail.ru

магистрант кафедры теории и методики начального и дошкольного образования

Россия, г. Набережные Челны, Республика Татарстан

Список литературы

  1. Грахова С.И. Цифровые технологии в практике интерпретации текста в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78–1. С. 107–110.
  2. Грахова С.И., Ярулина Т.И. GIF-анимация как средство обучения младших школьников интерпретации художественного произведения // Наука и технологии: междисциплинарные исследования: сб. науч. работ XVII междунар. науч.-практ. конф. Мельбурн, 2024. С. 165–174.
  3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. М.: Юрайт, 2024. 432 с.
  4. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2024. 281 с.
  5. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Цукерман Г.А. Как учить детей. М.: Знание, 1991. 80 с.
  6. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2024. 305 с.
  7. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. М.: Баласс, 2014. 43 с.
  8. Джежелей О.В. Развитие речи и обучение чтению: метод. пособие. М.: Валент, 1994. 71 с.
  9. Уколова Т.В. Формирование готовности школьников к культурологической интерпретации в обучении гуманитарным предметам // Искусство и образование. 2009. № 6. С. 129–134.
  10. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 264 с.
  11. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. 398 с.
  12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2002. 272 с.
  13. Кузнецов А.А., Агафонова К.Е., Юсупова К.Т. Цифровые технологии в педагогической деятельности: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2025. 223 с.
  14. Никандров Н.Д. Перспективы развития образования в России. СПб.: СПбГУП, 2005. 24 с.
  15. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-познавательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  16. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: Свет, 1997. 400 с.
  17. Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с.
  18. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 221 с.
  19. Лаптев В.В. Инфографика в цифровом искусстве: учеб. пособие / ред. В.М. Иванов. М.: Аватар, 2015. 286 с.
  20. Лапчик М.П. Подготовка педагогических кадров в условиях информатизации образования: учеб. пособие. М.: Бином. Лаб. знаний, 2013. 182 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Грахова С.И., Беляева Н.Л., Ярулина Т.И., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».