Готовность к участию в медиаобразовании школьников как показатель медийно-информационной компетентности современных педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследование посвящено проблеме формирования у будущих педагогов медийно-информационной компетентности, рассматриваемой во взаимосвязи с их профессиональной компетентностью и готовностью к участию в медиаобразовании школьников. Целью исследования было выявление уровня сформированности такой готовности у будущих учителей и учителей со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 30 лет. Основным методом исследования было анкетирование. В опросе приняли участие 126 выпускников педагогических вузов (по направлениям подготовки учителей русского языка и литературы, истории и правоведения, истории и географии) и 126 учителей (истории, географии, русского языка и литературы) с разным стажем профессиональной деятельности: от 1 до 5 лет (42 учителя), от 10 до 15 лет (42 учителя) и от 25 до 30 лет (42 учителя). При убежденности в необходимости медиаобразования школьников, выявлена низкая готовность как будущих, так и работающих педагогов к личному в нем участию: отсутствие мотивации к использованию на уроках элементов медиаобразования, низкая степень осведомленности о возможностях новых социальных медиа в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, тенденция к перекладыванию ответственности за результаты медиаобразования школьников на родителей, школьную администрацию и учителей информатики, искаженное представление о процессе медиаобразования и его основных целях. На основании результатов опроса, делается вывод о том, что одним из показателей медийноинформационной компетентности педагога является его готовность к участию в медиаобразовании школьников, что необходимо учитывать при разработке и реализации программ профессиональной подготовки будущих педагогов.

Об авторах

Каролина Николаевна Виноградова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: karolina.shirogl@mail.ru

аспирант кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар

Вероника Михайловна Гребенникова

Кубанский государственный университет

Email: vmgrebennikova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, г. Краснодар

Список литературы

  1. Белов С.В., Белова И.В. Медиаинформационная грамотность будущего педагога: структура и средства формирования // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество: сб. докл. и науч. ст. науч.-метод. конф. Иваново: ИвГУ, 2021. С. 343–350.
  2. Люликова А.В. Формирование медийной и информационной грамотности в процессе профессиональной подготовки педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–1. С. 266–268.
  3. Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей: сб. ст. / ред. Ю.Ю. Черный, Т.А. Мурована. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2021. 81 с.
  4. Белова И.В., Белов С.В., Крылова Ю.А. Результаты педагогического эксперимента по формированию информационно-медийной грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. С. 115–120.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70188902.
  6. Тажмуратова А.А. Роль муниципальных Центров медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности региона // Медиа. Информация. Коммуникация. 2021. Т. 36, № 2. С. 34–37.
  7. Мурюкина Е.В. Преемственность идей медиапедагогики «Перестроечного» периода в современное образовательное пространство // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 17–23.
  8. Пханаева С.Н., Хамукова Б.Х., Хапачева С.М. Медийно-информационная компетентность в современном образовании // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 11А. С. 169–176.
  9. Carpenter J.P. Using Social Media in pre-service teacher education: The case of a program-wide twitter hashtag // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 124. P. 104036.
  10. Shafiq M. Social media usage: Analyzing its effect on academic performance and engagement of higher education students // International Journal of Educational Development. 2023. Vol. 98. P. 102738.
  11. Нестерова Н.Г., Волкова Е.В. О «новой грамотности» в контексте приоритетного вектора развития гуманитарного образования // Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 27–33.
  12. Развитие профессиональной компетентности будущего педагога в вузе: опыт и перспективы: кол. монография / под ред. А.А. Михайлова, Г.Е. Муравьёвой. М., 2021. 274 с.
  13. Московская декларация о медиа- и информационной грамотности от 28 06.2012 [Электронный ресурс] // Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf.
  14. Горбунова Н.В., Бойко И. Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 3. С. 84–88.
  15. Буренина Н.В., Гвоздева М.С., Иванкова Т.А., Оноприенко Е.Г., Польшина Ю.А., Разумова И.К., Сафонкина О.С. Информационная грамотность в России: опрос проекта Direkt // Наука и научная информация. 2021. № 3. С. 106–123.
  16. Шеркунов С.А., Рыжов В.Б. Новая парадигма и тренды в развитии среднего профессионального и высшего образования в России и за рубежом // Образование и право. 2021. № 8. С. 154–158.
  17. Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В., Гольцева Ю.В. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 160–173.
  18. Schmitz M.-L., Consoli T., Antonietti Ch., Cattaneo A., Gonon Ph., Petko D. Why do some teachers teach media literacy while others do not? Exploring predictors along the «will, skill, tool, pedagogy» mode // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 151. P. 108004.
  19. Pellikka A., Nylèn T., Hirvensalo V., Hynynen L., Lutovac S., Muukkonen P. Understanding teachers' perceptions of geomedia: Concerns about students’ critical literacy // Teaching and Teacher Education. 2024. Vol. 144. P. 104607.
  20. Castaneda L.V., Castaneda M.E. Uses and abuses of social media in higher education // International Encyclopedia of Education (Fourth Edition). 2023. P. 131–138.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Мнение будущих и работающих педагогов о том, кто в школе отвечает за медийно-информационную грамотность школьников

Скачать (360KB)
3. Рисунок 2 – Распределение ответов педагогов с разным стажем профессиональной деятельности на вопрос о частоте использования ими элементов медиаобразования на уроках

Скачать (306KB)

© Виноградова К.Н., Гребенникова В.М., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».