Готовность к участию в медиаобразовании школьников как показатель медийно-информационной компетентности современных педагогов
- Авторы: Виноградова К.Н.1, Гребенникова В.М.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный университет
- Выпуск: Том 14, № 1 (2025)
- Страницы: 116-121
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/313675
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2025141302
- ID: 313675
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследование посвящено проблеме формирования у будущих педагогов медийно-информационной компетентности, рассматриваемой во взаимосвязи с их профессиональной компетентностью и готовностью к участию в медиаобразовании школьников. Целью исследования было выявление уровня сформированности такой готовности у будущих учителей и учителей со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 30 лет. Основным методом исследования было анкетирование. В опросе приняли участие 126 выпускников педагогических вузов (по направлениям подготовки учителей русского языка и литературы, истории и правоведения, истории и географии) и 126 учителей (истории, географии, русского языка и литературы) с разным стажем профессиональной деятельности: от 1 до 5 лет (42 учителя), от 10 до 15 лет (42 учителя) и от 25 до 30 лет (42 учителя). При убежденности в необходимости медиаобразования школьников, выявлена низкая готовность как будущих, так и работающих педагогов к личному в нем участию: отсутствие мотивации к использованию на уроках элементов медиаобразования, низкая степень осведомленности о возможностях новых социальных медиа в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, тенденция к перекладыванию ответственности за результаты медиаобразования школьников на родителей, школьную администрацию и учителей информатики, искаженное представление о процессе медиаобразования и его основных целях. На основании результатов опроса, делается вывод о том, что одним из показателей медийноинформационной компетентности педагога является его готовность к участию в медиаобразовании школьников, что необходимо учитывать при разработке и реализации программ профессиональной подготовки будущих педагогов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Каролина Николаевна Виноградова
Кубанский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: karolina.shirogl@mail.ru
аспирант кафедры педагогики и психологии
Россия, г. КраснодарВероника Михайловна Гребенникова
Кубанский государственный университет
Email: vmgrebennikova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, г. КраснодарСписок литературы
- Белов С.В., Белова И.В. Медиаинформационная грамотность будущего педагога: структура и средства формирования // Современное университетское образование: вызовы и проблемы, ценности и инновации, технологии и качество: сб. докл. и науч. ст. науч.-метод. конф. Иваново: ИвГУ, 2021. С. 343–350.
- Люликова А.В. Формирование медийной и информационной грамотности в процессе профессиональной подготовки педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–1. С. 266–268.
- Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей: сб. ст. / ред. Ю.Ю. Черный, Т.А. Мурована. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», 2021. 81 с.
- Белова И.В., Белов С.В., Крылова Ю.А. Результаты педагогического эксперимента по формированию информационно-медийной грамотности обучающихся основной школы // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. С. 115–120.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 [Электронный ресурс] // Гарант.ру. https://base.garant.ru/70188902.
- Тажмуратова А.А. Роль муниципальных Центров медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности региона // Медиа. Информация. Коммуникация. 2021. Т. 36, № 2. С. 34–37.
- Мурюкина Е.В. Преемственность идей медиапедагогики «Перестроечного» периода в современное образовательное пространство // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 1 (43). С. 17–23.
- Пханаева С.Н., Хамукова Б.Х., Хапачева С.М. Медийно-информационная компетентность в современном образовании // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 11А. С. 169–176.
- Carpenter J.P. Using Social Media in pre-service teacher education: The case of a program-wide twitter hashtag // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 124. P. 104036.
- Shafiq M. Social media usage: Analyzing its effect on academic performance and engagement of higher education students // International Journal of Educational Development. 2023. Vol. 98. P. 102738.
- Нестерова Н.Г., Волкова Е.В. О «новой грамотности» в контексте приоритетного вектора развития гуманитарного образования // Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 27–33.
- Развитие профессиональной компетентности будущего педагога в вузе: опыт и перспективы: кол. монография / под ред. А.А. Михайлова, Г.Е. Муравьёвой. М., 2021. 274 с.
- Московская декларация о медиа- и информационной грамотности от 28 06.2012 [Электронный ресурс] // Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifapcom.ru/files/News/Images/2012/mil/Moscow_Declaration_on_MIL_rus.pdf.
- Горбунова Н.В., Бойко И. Медийно-информационная грамотность как ключевая компетенция современного педагога высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 3. С. 84–88.
- Буренина Н.В., Гвоздева М.С., Иванкова Т.А., Оноприенко Е.Г., Польшина Ю.А., Разумова И.К., Сафонкина О.С. Информационная грамотность в России: опрос проекта Direkt // Наука и научная информация. 2021. № 3. С. 106–123.
- Шеркунов С.А., Рыжов В.Б. Новая парадигма и тренды в развитии среднего профессионального и высшего образования в России и за рубежом // Образование и право. 2021. № 8. С. 154–158.
- Шитякова Н.П., Верховых И.В., Забродина И.В., Гольцева Ю.В. Подготовка будущих педагогов к формированию личностного самоопределения обучающихся в условиях виртуальной социализирующей среды // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 160–173.
- Schmitz M.-L., Consoli T., Antonietti Ch., Cattaneo A., Gonon Ph., Petko D. Why do some teachers teach media literacy while others do not? Exploring predictors along the «will, skill, tool, pedagogy» mode // Computers in Human Behavior. 2024. Vol. 151. P. 108004.
- Pellikka A., Nylèn T., Hirvensalo V., Hynynen L., Lutovac S., Muukkonen P. Understanding teachers' perceptions of geomedia: Concerns about students’ critical literacy // Teaching and Teacher Education. 2024. Vol. 144. P. 104607.
- Castaneda L.V., Castaneda M.E. Uses and abuses of social media in higher education // International Encyclopedia of Education (Fourth Edition). 2023. P. 131–138.
Дополнительные файлы
