Особенности математической подготовки студентов академического бакалавриата

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) позволил определить, что одним из основных для программ академического бакалавриата различных направлений подготовки являются научно-исследовательская и различные виды проектной деятельности (проектно-конструкторская, проектная). Выпускник, освоивший данную программу, должен быть готов решать профессиональные задачи, требующие от него специальных знаний, умений и навыков в различных областях, в том числе и в математической сфере, вооружиться которыми необходимо во время обучения в вузе. Особенности математической подготовки академического бакалавра должны учитываться при организации учебного процесса. В данной статье под особенностями математической подготовки студентов академического бакалавриата мы понимаем организацию образовательного процесса, которая базируется на индивидуализации образовательного процесса и предполагает дидактически целесообразное сочетание обучения готовым знаниям и способам деятельности по их приобретению в процессе решения задач, соответствующих по структуре видам профессиональной деятельности. При этом индивидуализацию образовательного процесса рассматриваем как проектирование студентами собственной образовательной деятельности. Проведенный анализ научной литературы, видов профессиональной деятельности и математической деятельности позволил выделить следующие особенности математической подготовки академического бакалавра: математика является исследовательским инструментом для большинства наук и решения профессиональных задач; гуманитарный потенциал, выраженный в формировании мировоззрения; высокий уровень фундаментализации математических знаний при выполнении будущих профессиональных задач.

Об авторах

Янина Геннадьевна Стельмах

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yaninastelmah@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и прикладной информатики

Россия, Самара

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2015 г. № 179 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.01 Радиотехника (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/6709.
  2. Приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 года № 959 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 12.03.01 Приборостроение (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/ документы/6501.
  3. Подаева Н.Г. Социокультурная концепция математического образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. 206 с.
  4. Земляков А.Н. Психодидактические аспекты углубленного изучения математики в старших классах общеобразовательной средней школы // Учебно-методическая газета «Математика». «Первое сентября». 2005. № 5. С. 8–10.
  5. Банникова Т.М., Баранова Н.А., Леонов Н.И. Профессиональная математическая подготовка бакалавра: компетентностный подход. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 152 с.
  6. Миракова Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дис. … д-ра пед.наук . М., 2001. 465 с.
  7. Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Вышейшая школа, 1986. 414 с.
  8. Арюткина С.В. Учебно-познавательная математическая деятельность: методологические аспекты формирования // Вестник ЧГПУ. Серия: Педагогика и психология. Челябинск, ЧГПУ, 2011. № 8. 269 с.
  9. Стельмах Я.Г. Формирование профессиональной математической компетентности студентов – будущих инженеров: автореф. дис. …. канд. пед. наук. Самарская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011. 21 с.
  10. Стельмах Я.Г. Прогностический потенциал как условие успешной профессиональной деятельности будущего инженера-электроэнергетика // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3 (13). С. 171–178.
  11. Куприянычева Э.Б. Синергетический принцип активного обучения в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 14. С. 351–354.
  12. Воронина М.А. Особенности формирования культурологической компетентности студентов при изучении иностранного языка // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. редактор Т.И. Руднева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 291–294.
  13. Стельмах Я.Г. Формирование математической компетентности будущего специалиста // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Часть 2. Новосибирск: ЦРНС, 2009. С. 190–194.
  14. Стельмах Я.Г. Развитие творческого потенциала будущих инженеров средствами математики // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС, 2009. С. 133–138.
  15. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник № 4 (5) / Самара: ПГСГА, Издательство ПГСГА, 2014. С. 11–17.
  16. Воронина М.А. Компоненты профессиональной культуры будущего педагога // Школа будущего. № 2. М.: Издательство ГУП СППМ, 2015. С. 160–166.
  17. Куприянычева Э.Б. Развитие креативных способностей студентов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 1. С. 309–314.
  18. Еремичева О.Ю., Ильина Л.А., Кочетова Т.Н. Компетентностный подход как базис для конструирования содержания образовательных программ укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» в техническом вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 2 (26). С. 50–60.
  19. Кочетова Т.Н. Современные технологии математической подготовки будущего инженера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 2 (22). С. 102–107.
  20. Стельмах Я.Г. Формирование профессиональной математической компетентности студентов – будущих инженеров: автореф. дис. …. канд. пед. наук. Самарская государственная социально-гуманитарная академия. Самара, 2011. 21 с.
  21. Стельмах Я.Г. Активизация исследовательской деятельности студентов при изучении математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21). С. 166–173.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стельмах Я.Г., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».