Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проблема развития творческой активности студентов обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется роль понятий «творчество» и «активность» как понятий, несущих равную смысловую нагрузку в понятии «творческая активность». Творчество рассматривается как продуктивная форма активности и самостоятельности человека, делается акцент на взаимосвязи творчества и новизны. Обосновывается, что деятельность человека и его активность предполагают друг друга, что активность человека, как проявление его жизненных сил, является как предпосылкой, так и результатом его развития. Утверждается, что на репродуктивно-подражательном уровне активности человек накапливает опыт деятельности, обращаясь к опыту другого человека; на поисково-исполнительском – принимает задачу и самостоятельно ищет пути ее выполнения; на творческом – сам ставит задачу и избирает новые, нешаблонные, оригинальные пути ее решения. Обосновывается, что творческая активность студента вуза представляет собой качество деятельности личности, проявляемое в отношении студента к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к успешному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели деятельности. Приводятся характеристики творческой активности студента вуза. Рассматриваются формы, методы и средства развития творческой активности студентов. Доказывается эффективность использования проектной студии как формы развития творческой активности студентов вуза. Приводятся примеры работы проектной студии на факультете искусств и сервиса. Обозначаются принципы развития творческой активности студентов, реализуемые в работе проектной студии.

Об авторах

Елена Рудольфовна Стаценко

Мурманский арктический государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lenok255577@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств и сервиса

Россия, Мурманск

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М., 1991. 93 с.
  4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1978. 167 с.
  5. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
  6. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 153 с.
  7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
  9. Якобсон М.Г. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 43 с.
  10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1998. 318 с.
  11. Волков И.П. Учим творчеству: педагогический практикум. М.: Педагогика, 1987. 426 с.
  12. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
  13. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
  14. Варнавских С.М. Формирование творческой активности студентов в процесс вузовского образования // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 121-125.
  15. Джамирзе Н.К. Творческая активность как условие саморазвития студентов в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 85-87.
  16. Иванова Л.В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12-2. С. 68-74.
  17. Раковская О.Л. Педагогические условия развития творческой активности студентов в рамках учебного процесса // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 30. С. 308-313.
  18. Строков В.П. Дидактические основы развития творческой личности студента // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 67-70.
  19. Тельтевская Н.В. Психолого-педагогические факторы развития творческой активности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 301-306.
  20. Укуева Б.К. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3(8). С. 132-135.
  21. Филисюк Н.В. К вопросу о повышение творческой активности студентов в процессе обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 131-132.
  22. Фуфаев И.В. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 6. С. 208-215.
  23. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 576 с.
  24. Горбачева С.С., Чупис Н.Г. К вопросу о формировании творческой активности студентов-дизайнеров в процессе самостоятельной подготовки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 12-18.
  25. Саблина Н.А. Особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 64-66.
  26. Искра И.С. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров как инновационная психолого-педагогическая проблема // Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 19-21.
  27. Небесаева Ж.О. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 2(28). С. 14-17.
  28. Стерхова Н.С., Чигирева Н.В. Особенности развития творческой активности у студентов дизайнеров // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 1(6). С. 132-136.
  29. Фролова С.В. Развитие творческой активности студентов дизайнеров // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-2. С. 185-186.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Стаценко Е.Р., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».