Развитие творческой активности студентов вуза как педагогическая проблема
- Авторы: Стаценко Е.Р.1
-
Учреждения:
- Мурманский арктический государственный университет
- Выпуск: Том 5, № 3 (2016)
- Страницы: 194-198
- Раздел: 13.00.00 – педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/22015
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv20163312
- ID: 22015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проблема развития творческой активности студентов обосновывается как актуальная социально-педагогическая проблема. Аргументируется роль понятий «творчество» и «активность» как понятий, несущих равную смысловую нагрузку в понятии «творческая активность». Творчество рассматривается как продуктивная форма активности и самостоятельности человека, делается акцент на взаимосвязи творчества и новизны. Обосновывается, что деятельность человека и его активность предполагают друг друга, что активность человека, как проявление его жизненных сил, является как предпосылкой, так и результатом его развития. Утверждается, что на репродуктивно-подражательном уровне активности человек накапливает опыт деятельности, обращаясь к опыту другого человека; на поисково-исполнительском – принимает задачу и самостоятельно ищет пути ее выполнения; на творческом – сам ставит задачу и избирает новые, нешаблонные, оригинальные пути ее решения. Обосновывается, что творческая активность студента вуза представляет собой качество деятельности личности, проявляемое в отношении студента к содержанию и процессу деятельности, в его стремлении к успешному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение цели деятельности. Приводятся характеристики творческой активности студента вуза. Рассматриваются формы, методы и средства развития творческой активности студентов. Доказывается эффективность использования проектной студии как формы развития творческой активности студентов вуза. Приводятся примеры работы проектной студии на факультете искусств и сервиса. Обозначаются принципы развития творческой активности студентов, реализуемые в работе проектной студии.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Рудольфовна Стаценко
Мурманский арктический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lenok255577@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета искусств и сервиса
Россия, МурманскСписок литературы
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 392 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя. М., 1991. 93 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: Знание, 1978. 167 с.
- Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 127 с.
- Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991. 153 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
- Якобсон М.Г. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 43 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1998. 318 с.
- Волков И.П. Учим творчеству: педагогический практикум. М.: Педагогика, 1987. 426 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
- Варнавских С.М. Формирование творческой активности студентов в процесс вузовского образования // Педагогика и современность. 2013. № 4. С. 121-125.
- Джамирзе Н.К. Творческая активность как условие саморазвития студентов в образовательном пространстве вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 85-87.
- Иванова Л.В. Развитие творческой активности как предпосылка успешной социализации студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12-2. С. 68-74.
- Раковская О.Л. Педагогические условия развития творческой активности студентов в рамках учебного процесса // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2011. № 30. С. 308-313.
- Строков В.П. Дидактические основы развития творческой личности студента // Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 67-70.
- Тельтевская Н.В. Психолого-педагогические факторы развития творческой активности студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 3. С. 301-306.
- Укуева Б.К. Формирование творческой активности студентов в процессе обучения в вузе // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3(8). С. 132-135.
- Филисюк Н.В. К вопросу о повышение творческой активности студентов в процессе обучения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 8-3. С. 131-132.
- Фуфаев И.В. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 6. С. 208-215.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. 576 с.
- Горбачева С.С., Чупис Н.Г. К вопросу о формировании творческой активности студентов-дизайнеров в процессе самостоятельной подготовки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 23. С. 12-18.
- Саблина Н.А. Особенности организации учебно-познавательной среды, способствующей развитию художественно-творческой активности студентов-дизайнеров // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 64-66.
- Искра И.С. Развитие художественно-творческой активности студентов-дизайнеров как инновационная психолого-педагогическая проблема // Инновации и инвестиции. 2014. № 2. С. 19-21.
- Небесаева Ж.О. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения декоративно-прикладному искусству // Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 2(28). С. 14-17.
- Стерхова Н.С., Чигирева Н.В. Особенности развития творческой активности у студентов дизайнеров // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2010. № 1(6). С. 132-136.
- Фролова С.В. Развитие творческой активности студентов дизайнеров // Альманах современной науки и образования. 2008. № 10-2. С. 185-186.
Дополнительные файлы
