Познавательные универсальные учебные действия как фактор академической успешности освоения учащимися предметного содержания
- Авторы: Кутузова О.Б.1, Сорокина И.В.1
-
Учреждения:
- Институт развития образования
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 283-289
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/114914
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113310
- ID: 114914
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации. Особое внимание уделено необходимости формирования познавательных учебных действий. Определена их роль в образовательном процессе при освоении школьниками предметного содержания. В работе представлены результаты исследования, проведённого специалистами кафедры педагогики и психологии Института развития образования Самарской области, цель которого – выявить и оценить текущее состояние сформированности метапредметных результатов учащихся 5–8 классов общеобразовательных организаций Самарской области, продемонстрированных во всероссийских проверочных работах (ВПР) по русскому языку и математике в 2020, 2021 гг. Исследование выявило наиболее проблемные познавательные метапредметные результаты, на формировании которых рекомендуется сделать акцент в основной школе. Результаты исследования убедительно продемонстрировали, что именно низкий уровень познавательных метапредметных действий у большинства обучающихся является препятствием для полноценного освоения ими любого предметного содержания. Ярко выраженные метапредметные дефициты обучающихся позволили сделать вывод об актуальных профессиональных дефицитах педагогов. Полученные результаты исследования будут полезны педагогам общего образования, студентам педагогических вузов и всем тем, кто заинтересован в повышении качества общего образования.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Борисовна Кутузова
Институт развития образования
Email: olg.kutuzowa2011@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, г. СамараИрина Владимировна Сорокина
Институт развития образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: ivsorokina61@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, г. СамараСписок литературы
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–61.
- Морозова М.И., Штерн В.В., Киселева С.А., Шелопухо О.А., Трипольникова Н.В., Ермакова Е.А. Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС ООО: метод. пособие / под ред. М.И. Морозовой. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. 76 с.
- Харрари Ю.Н. Sapiens: краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. М.: Синбад, 2016. 516 с.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902254916.
- Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография. М.: Market DS, 2005. 358 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 35 с.
- Развитие универсальных учебных действий учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий: метод. пособие / под ред. В.П. Джаджа. Самара, 2014. 30 с.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
- Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 208 с.
- Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: науч.-метод. пособие / науч. ред. М.Р. Битянова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2017. 304 с.
- Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=16398.
- Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 169–176.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 272 с.
- Поташник М.М., Левит М.В. Работа управленческой команды школы по освоению новых стандартов // Народное образование. 2014. № 5. С. 93–100.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/607175842.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/607175848.
Дополнительные файлы
