Познавательные универсальные учебные действия как фактор академической успешности освоения учащимися предметного содержания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации. Особое внимание уделено необходимости формирования познавательных учебных действий. Определена их роль в образовательном процессе при освоении школьниками предметного содержания. В работе представлены результаты исследования, проведённого специалистами кафедры педагогики и психологии Института развития образования Самарской области, цель которого – выявить и оценить текущее состояние сформированности метапредметных результатов учащихся 5–8 классов общеобразовательных организаций Самарской области, продемонстрированных во всероссийских проверочных работах (ВПР) по русскому языку и математике в 2020, 2021 гг. Исследование выявило наиболее проблемные познавательные метапредметные результаты, на формировании которых рекомендуется сделать акцент в основной школе. Результаты исследования убедительно продемонстрировали, что именно низкий уровень познавательных метапредметных действий у большинства обучающихся является препятствием для полноценного освоения ими любого предметного содержания. Ярко выраженные метапредметные дефициты обучающихся позволили сделать вывод об актуальных профессиональных дефицитах педагогов. Полученные результаты исследования будут полезны педагогам общего образования, студентам педагогических вузов и всем тем, кто заинтересован в повышении качества общего образования.

Об авторах

Ольга Борисовна Кутузова

Институт развития образования

Email: olg.kutuzowa2011@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Ирина Владимировна Сорокина

Институт развития образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: ivsorokina61@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7–61.
  2. Морозова М.И., Штерн В.В., Киселева С.А., Шелопухо О.А., Трипольникова Н.В., Ермакова Е.А. Поэтапное формирование универсальных учебных действий при освоении программ начального, основного и среднего общего образования в условиях введения ФГОС ООО: метод. пособие / под ред. М.И. Морозовой. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019. 76 с.
  3. Харрари Ю.Н. Sapiens: краткая история человечества / пер. с англ. Л. Сумм. М.: Синбад, 2016. 516 с.
  4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
  5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/902254916.
  6. Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации: монография. М.: Market DS, 2005. 358 с.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. 35 с.
  8. Развитие универсальных учебных действий учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий: метод. пособие / под ред. В.П. Джаджа. Самара, 2014. 30 с.
  9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
  10. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. 2-е изд. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. 208 с.
  11. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: науч.-метод. пособие / науч. ред. М.Р. Битянова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2017. 304 с.
  12. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=16398.
  13. Гребенев И.В. Учебный предмет и метапредметность // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 169–176.
  14. Поташник М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2013. 272 с.
  15. Поташник М.М., Левит М.В. Работа управленческой команды школы по освоению новых стандартов // Народное образование. 2014. № 5. С. 93–100.
  16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/607175842.
  17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. https://docs.cntd.ru/document/607175848.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кутузова О.Б., Сорокина И.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».