Дидактический потенциал учебных дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время жизнедеятельность индивида все ярче определяет нужность эффективного метода существования, который бы отвечал решению важных проблем в области экологии. Уже давно экологическое воспитание и образование является основным направлением высшей школы, а также системы образования в целом, включая дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование. Формирование у будущих специалистов основной базы экологического мышления и связи с реальностью является доминирующим критерием жизнедеятельности социума, а также его адекватного продвижения в формировании насущных гуманитарных вопросов современности. Актуальные направления развития в образовании и воспитании требуют изменений и перестройки структуры, методов и вариантов для решения инновационных целей. В настоящее время в роли основной выдвигается цель формирования определенной связи с жизнью во всех ее сферах, понимания взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений мира, частью которого и становится сам человек разумный. Современные психолого-педагогические эксперименты показывают важность возрастания роли высшей школы на пути придания экологической направленности всему учебно-воспитательному процессу в вузе. Процесс экологизации воспитания и образования зависит, прежде всего, от преподавателя, его общественной и профессиональной компетенции, мировоззрения, менталитета, культуры. Значимость вопроса экологической культуры сегодня общеизвестна. В структуре профессионального образования экологическое направление является одной из движущих сил, возникает необходимость соединения экологического и естественнонаучного педагогического образования в единое целое, общее. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования выделена самая важная, доминирующая цель – сформировать личность будущего специалиста со значимой экологической культурой, личность, которая стремится к определенному допустимому воздействию на мир, индивида, который выделяется убеждениями, сформированным поведением по сохранению природных богатств, бережным отношением к природе в целом. Важное значение имеет экологическая ответственность учителя. Поэтому самым востребованным на социально-педагогической ступени является усиление внимания к проблемам формирования экологической культуры студентов педвузов – будущих учителей, специалистов, педагогов. В данной статье рассмотрена ведущая роль дисциплин естественнонаучного цикла в развитии экологической культуры бакалавров. Учебные дисциплины естественнонаучного цикла отличаются от остальных учебных вузовских курсов более глубоким экологическим содержанием, так как в них появились и развивались экологические гипотезы, представления, понятия, законы, тезисы, антитезисы и др. Кроме того, естественнонаучные основы являются приоритетными для единой структуры «природная среда – социум – индивид».

Об авторах

Алла Львовна Бусыгина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: busygina@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Светлана Юрьевна Бакулина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: bakulina@sgspu.ru

кандидат культурологии, доцент кафедры педагогики и психологии

Россия, г. Самара

Елена Владимировна Лизунова

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: lizunova@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения

Россия, г. Самара

Лидия Васильевна Вершинина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Email: vershinina@sgspu.ru

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков

Россия, г. Самара

Валерия Витальевна Бондарева

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bondareva@sgspu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 26 с.
  2. Удовыченко О.Д. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
  3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (10–11 кл.). М.: АСТ-Пресс школа, 2006. 302 с.
  4. Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 58–60.
  5. Степанов С.А. От стратегии размышлений к стратегии действий // Вестник экологического образования в России. 2000. № 2. С. 3–6.
  6. Лизунова Е.В. Формирование экологической культуры школьников в процессе биологических экскурсий // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 115-летию со дня рожд. доктора биологических наук, профессора И.С. Сидорука и доктора сельскохозяйственных наук, профессора П.А. Положенцева. Самара, 7 декабря 2015 года / отв. ред. С.И. Павлов. Самара: ПГСГА, 2015. С. 355–361.
  7. Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 180 с.
  8. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
  9. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Рязань: РГПУ, 1999. 211 с.
  10. Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках: методические разработки / сост. В.А. Шарипова, И.А. Вахитова. Казань: ТГГПУ, 2006. С. 58–63.
  11. Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 203–207.
  12. Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 109–111.
  13. Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1. С. 20–32.
  14. Фролова А.Ю. Природоохранные акции как средство экологического воспитания учащихся: опыт проведения // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 247–249.
  15. Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 12–15.
  16. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
  17. Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12243.
  18. Назаренко В.М. Экологическая компонента в школьном курсе химии [Электронный ресурс] // https://him.1sept.ru/article.php?ID=200602302.
  19. Уткин А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 18 с.
  20. Чибисова Н.В. Экологическая химия. Калининград: Калининградский государственный университет, 1998. 113 с.
  21. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Экологическая культура как системообразующий фактор холистичных связей

Скачать (94KB)

© Бусыгина А.Л., Бакулина С.Ю., Лизунова Е.В., Вершинина Л.В., Бондарева В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».