Дидактический потенциал учебных дисциплин естественнонаучного цикла в формировании экологической культуры будущих педагогов
- Авторы: Бусыгина А.Л.1, Бакулина С.Ю.1, Лизунова Е.В.1, Вершинина Л.В.1, Бондарева В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 11, № 3 (2022)
- Страницы: 251-258
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/114909
- DOI: https://doi.org/10.55355/snv2022113305
- ID: 114909
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время жизнедеятельность индивида все ярче определяет нужность эффективного метода существования, который бы отвечал решению важных проблем в области экологии. Уже давно экологическое воспитание и образование является основным направлением высшей школы, а также системы образования в целом, включая дошкольное, школьное, среднее профессиональное и высшее образование. Формирование у будущих специалистов основной базы экологического мышления и связи с реальностью является доминирующим критерием жизнедеятельности социума, а также его адекватного продвижения в формировании насущных гуманитарных вопросов современности. Актуальные направления развития в образовании и воспитании требуют изменений и перестройки структуры, методов и вариантов для решения инновационных целей. В настоящее время в роли основной выдвигается цель формирования определенной связи с жизнью во всех ее сферах, понимания взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений мира, частью которого и становится сам человек разумный. Современные психолого-педагогические эксперименты показывают важность возрастания роли высшей школы на пути придания экологической направленности всему учебно-воспитательному процессу в вузе. Процесс экологизации воспитания и образования зависит, прежде всего, от преподавателя, его общественной и профессиональной компетенции, мировоззрения, менталитета, культуры. Значимость вопроса экологической культуры сегодня общеизвестна. В структуре профессионального образования экологическое направление является одной из движущих сил, возникает необходимость соединения экологического и естественнонаучного педагогического образования в единое целое, общее. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального педагогического образования выделена самая важная, доминирующая цель – сформировать личность будущего специалиста со значимой экологической культурой, личность, которая стремится к определенному допустимому воздействию на мир, индивида, который выделяется убеждениями, сформированным поведением по сохранению природных богатств, бережным отношением к природе в целом. Важное значение имеет экологическая ответственность учителя. Поэтому самым востребованным на социально-педагогической ступени является усиление внимания к проблемам формирования экологической культуры студентов педвузов – будущих учителей, специалистов, педагогов. В данной статье рассмотрена ведущая роль дисциплин естественнонаучного цикла в развитии экологической культуры бакалавров. Учебные дисциплины естественнонаучного цикла отличаются от остальных учебных вузовских курсов более глубоким экологическим содержанием, так как в них появились и развивались экологические гипотезы, представления, понятия, законы, тезисы, антитезисы и др. Кроме того, естественнонаучные основы являются приоритетными для единой структуры «природная среда – социум – индивид».
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Алла Львовна Бусыгина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: busygina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии
Россия, г. СамараСветлана Юрьевна Бакулина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: bakulina@sgspu.ru
кандидат культурологии, доцент кафедры педагогики и психологии
Россия, г. СамараЕлена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: lizunova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, г. СамараЛидия Васильевна Вершинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vershinina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, г. СамараВалерия Витальевна Бондарева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bondareva@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, г. СамараСписок литературы
- Файрушина С.М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. 26 с.
- Удовыченко О.Д. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов географических специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (10–11 кл.). М.: АСТ-Пресс школа, 2006. 302 с.
- Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 58–60.
- Степанов С.А. От стратегии размышлений к стратегии действий // Вестник экологического образования в России. 2000. № 2. С. 3–6.
- Лизунова Е.В. Формирование экологической культуры школьников в процессе биологических экскурсий // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: мат-лы 4-й междунар. науч.-практ. конф., посв. 115-летию со дня рожд. доктора биологических наук, профессора И.С. Сидорука и доктора сельскохозяйственных наук, профессора П.А. Положенцева. Самара, 7 декабря 2015 года / отв. ред. С.И. Павлов. Самара: ПГСГА, 2015. С. 355–361.
- Абдрашитова И.В. Формирование нравственного и эстетического компонентов экологической культуры студентов педвуза: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2004. 180 с.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Рязань: РГПУ, 1999. 211 с.
- Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках: методические разработки / сост. В.А. Шарипова, И.А. Вахитова. Казань: ТГГПУ, 2006. С. 58–63.
- Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 203–207.
- Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 109–111.
- Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1. С. 20–32.
- Фролова А.Ю. Природоохранные акции как средство экологического воспитания учащихся: опыт проведения // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 247–249.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы 11-й науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 12–15.
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
- Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=12243.
- Назаренко В.М. Экологическая компонента в школьном курсе химии [Электронный ресурс] // https://him.1sept.ru/article.php?ID=200602302.
- Уткин А.В. Ролевые игры как средство экологического образования будущих учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 18 с.
- Чибисова Н.В. Экологическая химия. Калининград: Калининградский государственный университет, 1998. 113 с.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.
Дополнительные файлы
