Десмоэкологический подход к формированию экологической культуры в профессиональной подготовке студентов педагогического университета
- Авторы: Бусыгин А.Г.1, Лизунова Е.В.1, Вершинина Л.В.1, Бондарева В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2021)
- Страницы: 252-257
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://bakhtiniada.ru/2309-4370/article/view/104928
- DOI: https://doi.org/10.17816/snv2021104303
- ID: 104928
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современное человечество живет в эпоху третьего тысячелетия, в период огромного количества глобальных экологических проблем. Основная масса ученых-экологов к основной причине глобального экологического кризиса относит низкий уровень экологической культуры индивида и общества в целом. В настоящее время экологическая безопасность стала доминирующим элементом доктрины национальной безопасности. Сам термин «экологическая культура» считает индивида субъектом общественных связей и отношений, внедряет ее в разнообразные виды деятельностного взаимодействия социума и природы, обусловленные определенными причинами, которые связаны с техникой, обменом и потреблением, с отношением к собственности, а также с определенными нормами, правилами, законами, службами, кодексами и т.д. Анализируя труды ученых и опыт взаимодействия окружающей природной среды и общества, экологическая культура включает в себя большой потенциал, является направляющей силой научно-технического революции. Именно учитель, педагог, преподаватель играет центральную функцию в развитии экологической культуры молодежи. Во время проведения учебных занятий и во внеурочное время педагоги должны формировать у обучающихся комплекс научных знаний, мировоззрений, представлений о том, что глобальный экологический кризис, который в скором времени может перейти в экологическую катастрофу, представляет собой огромную опасность для всего человечества. Предотвратить данные явления можно только с помощью целенаправленной природоохранительной деятельности. Природоохранная деятельность включает в себя комплекс экологических знаний, умений и навыков, которые обучающиеся могут освоить в процессе специального воспитания и обучения в образовательном учреждении (школа, СПО, вуз). Достоверным уровнем элементарных экологических представлений необходимо владеть уже с самого раннего возраста, а это говорит о том, что педагог обязан быть достаточно компетентным в данном вопросе. Он должен владеть умением применять теоретические знания в практической деятельности и формировать данное умение у обучающихся. Но как показывает практика, в большинстве случаев педагоги сами пока не готовы к осуществлению данной функции. Это проявляется в том, что они недостаточно хорошо владеют умениями адекватно оценивать состояние современной окружающей природной среды, осуществлять природоохранную деятельность. В данной статье обоснована эффективность десмоэкологического подхода, направленного на формирование экологической культуры студентов педагогического университета. Авторами определено содержание понятийно-терминологического состава педагогических категорий «экологическая культура» и «десмоэкологический подход», разработана модель интегративного курса «Экологическая культура будущего учителя».
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Георгиевич Бусыгин
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: busygin@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии
Россия, СамараЕлена Владимировна Лизунова
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: lizunova@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии, экологии и методики обучения
Россия, СамараЛидия Васильевна Вершинина
Самарский государственный социально-педагогический университет
Email: vershinina@sgspu.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков
Россия, СамараВалерия Витальевна Бондарева
Самарский государственный социально-педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: bondareva@sgspu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, СамараСписок литературы
- Краткий психологический словарь – хрестоматия / сост. Б.М. Петров; под ред. проф. К.К. Платонова. М.: Высшая школа, 2004. 134 с.
- Алексеева Е.В. Формирование универсальных учебных действий средствами экологического образования школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 101–103.
- Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьника как цель обучения // Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36–41.
- Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 169 с.
- Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете (на примере естественно-географического факультета): автореф. … канд. пед. наук. Самара, 2005. 25 с.
- Мамедов Н.М. Экологическое образование: новый взгляд на старую проблему // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 12–15.
- Мартыненко А.Г. К вопросу об определении понятия «экологическая культура» // Педагогический журнал. 2011. № 1. С. 20–32.
- Кашлев С.С. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. 99 с.
- Фролова А.Ю. Природоохранные акции как средство экологического воспитания учащихся: опыт проведения // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 247–249.
- Метлина И.А. Из опыта работы по экологическому воспитанию школьников // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 109–111.
- Ладилова Н.Н. Деловые игры как средство обучения экологическому мышлению // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: мат-лы науч.-практ. конф. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. С. 203–207.
- Максаковский В.П. Геоэкология в экологическом образовании учащихся // Педагогика. 1997. № 5. С. 56–58.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 31–36.
- Липин С.А. Человек глазами природы: монография. М.: Сов. писатель, 1985. 321 с.
- Хусаинов З.А. Теоретические основы игр в формировании экологической культуры детей // Применение дидактических игр на уроках: метод. разработки / сост. В.А. Шарипова, И.А. Вахитова. Казань: ТГГПУ, 2006. С. 58–63.
- Машарина М.В. Регионализм как основной принцип отбора содержания программы «Экологическая мозаика» (формирование основ экологической культуры у дошкольников) // Проблемы формирования профессиональной культуры будущего специалиста: мат-лы первой интернет-конф. студентов пед. колледжей и училищ России, одиннадцатой студ. науч. конф. и шестых междунар. пед. чтений: сб. докл. и тез. Архангельск: Изд-во «Кира», 2004. 444 с.
- Асафова Е.В. Воспитание и диагностика развития экологической культуры студентов. Отчеты о научно-исследовательской работе «Разработка модели системы воспитания в высшем учебном заведении (на опыте Казанского государственного университета)» // Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов / под ред. В.И. Андреева. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. С. 157–176.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология. Книга первая: теория образования для устойчивого развития. 2-е изд., испр. и доп. Ульяновск: Симбирская книга, 2003. 199 с.
- Бусыгин А.Г., Бусыгина А.Л. Спираль потребностей как основа здоровья здорового человека, или Строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу»? // Психология обучения и воспитания. Учёные записки кафедры психологии: сб. ст. Т. 1. Самара: Изд-во СГПУ – СНЦ РАН, 2004. С. 5–25.
