Enactivism and the development of epistemic culture of educational psychologists in the master's program

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Epistemic culture based on the principles of enactivism becomes an important component of professional development of a specialist (graduate of psychological and pedagogical master's degree programs), allowing educational psychologists not only to integrate diverse knowledge and practices, but also to actively participate in their formation. In the context of global changes and challenges faced by modern society, enactivism becomes an important tool for achieving high-quality education and training future specialists. The article considers the essence of modern enactivism as a philosophical direction and its significance for the development of epistemic culture of educational psychologists studying for a master's degree; the postulates (the postulate of the inseparability of subject and object; the postulate of cognition as action; the postulate of co-development; the postulate of embodiment or the postulate of embodiment) and principles (the principle of cognitive symbiosis; the principle of knowledge construction; the principle of the significance of experience and interaction; the principle of knowledge dynamism) of the enactive approach to the design and implementation of the educational process of the master's degree are presented. The author concludes: enactivist philosophy of knowledge, being included in the system of master's degree training of educational psychologists, contributes to the formation of their epistemic culture, characterized by reflexivity, creativity, holism, openness to dialogue, interaction and cooperation, which, in turn, ensures high quality psychological and pedagogical support of the individual in the conditions of increasing complexity and uncertainty of the modern world.

About the authors

Tatyana Vitalievna Vasilyeva

Moscow City University

Author for correspondence.
Email: tvvasilyeva87@gmail.com

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Educational Psychology Department

Russian Federation, Moscow

References

  1. Васильева Т.В., Банников В.А. О необходимости формирования в системе непрерывного профессионального образования эпистемической культуры у педагогов-психологов в условиях информатизации современного российского общества // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6, № 6. С. 23–28.
  2. Князева Е.Н. Энактивизм: концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 91–104.
  3. Hutto D.D. From radical enactivism to folk philosophy // The Philosophers’ Magazine. 2020. Iss. 88. P. 75–82. doi: 10.5840/tpm20208815.
  4. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 352 с.
  5. Ополев П.В. Энактивизм как эпистемология наук о сложном // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2023. Т. 8, № 1. С. 118–126. doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-1-118-126.
  6. Лебедев С.А., Назаров А.А. Конструктивистская концепция чувственного познания // Журнал философских исследований. 2022. Т. 8, № 1. С. 3–11.
  7. Черникова И.В., Черникова Д.В. Конструктивистские схемы в современной теории познания: эволюционный конструктивизм // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 42. С. 14–24. doi: 10.17223/1998863x/42/2.
  8. Coe R., Aloisi C., Higgins S., Major L.E. What makes great teaching? Review of the underpinning research. London: The Sutton Trust, 2014. 57 p.
  9. Nikitina N.I., Galkina T.E., Agronina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Personalized approach to professional development of «helping» professions specialists // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6, № 5 S4. P. 437–445.
  10. Васильева Т.В. Вариативные подходы к раскрытию сущности понятия «эпистемическая культура педагога-психолога» // Повышение качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов: полипарадигмальный подход: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. (г. Краснодар, 28.03.2024 г.). Краснодар: Перспектива, 2024. С. 21–24.
  11. Вольхин С.Н., Никитина Н.И., Васильева Т.В. Антропологический подход к формированию эпистемической культуры педагогов-психологов в системе непрерывного профессионального образования // ЦИТИСЭ. 2023. № 3 (37). С. 424–434. doi: 10.15350/2409-7616.2023.3.35.
  12. Antoniades A. Epistemic communities, epistemes and the construction of (world) politics // Global Society. 2003. Vol. 17, iss. 1. P. 21–38. doi: 10.1080/0953732032000053980.
  13. Рокмор Т. Постнеклассическая концепция науки В.С. Степина и эпистемологический конструктивизм // Человек. Наука. Цивилизация. К семидесятилетию академика В.С. Степина. М.: Канон+, 2004. С. 248–260.
  14. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 25 с.
  15. Конструктивизм в теории познания / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: ИФ РАН, 2008. 171 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vasilyeva T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».