Образовательные квесты по биологии как форма организации профориентационной работы со школьниками

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье описывается проблема применения образовательных квестов по биологии для профориентационной работы с обучающимися, а также их использование для углубления и расширения биологических знаний, активизации познавательной деятельности. В современной школе нужно организовывать такие занятия, при участии в которых деятельность учащихся преобразуется из пассивной в активную, поисковую, исследовательскую. Этого можно добиться с помощью применения образовательных биологических квестов. Для углубления биологических знаний учащихся, активизации их познавательной деятельности и помощи в профессиональном самоопределении нами разработан комплекс биологических квестов с единой сюжетной линией по популярному среди школьников художественному произведению. В их основе лежит использование активных методов обучения, что формирует положительное эмоциональное отношение к биологическим дисциплинам и всему процессу познания, активизирует учебную мотивацию и глубину усвоения материала, способствует творческому развитию обучающихся, вырабатывает навыки информационной деятельности. В статье приведена методическая разработка одного из образовательных биологических квестов данной серии «Тайны Запретного леса», включающая цель, задачи, легенду, основное задание, сюжет и ход игры.

Об авторах

Надежда Васильевна Репина

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: anv_7@list.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования

Россия, г. Чебоксары

Денис Владимирович Репин

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Email: repindv@list.ru

кандидат биологических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования

Россия, г. Чебоксары

Список литературы

  1. Аршевская В.В., Шаруда А.А., Ярмонова В.В. Профориентация в образовательной среде: цели, задачи и факторы, влияющие на выбор профессиональной деятельности // Наука и образование: лучшие исследования и разработки 2025: сб. ст. междунар. науч.-исслед. конкурса (30 января 2025 г.). Пенза: Наука и просвещение, 2025. С. 58–61.
  2. Абдыракунова Ж. Педагогические основы деятельности школы и семьи в профориентации выпускников школы // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2019. № 4 (50). С. 102–104.
  3. Репина Н.В., Быкова О.В. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся с использованием биологических задач // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования: сб. междунар. науч.-практ. конф. (16 мая 2024 г.). Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2024. С. 304–308.
  4. Репин Д.В., Репина Н.В. Применение наглядности для формирования биологических знаний студентов // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования: сб. всерос. науч.-практ. конф. (20 мая 2020 г.). Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 238–242.
  5. Нургалиева М.К., Булатбаева А.А., Есенова К.А., Рамазанова С.А. Особенности мотивации учебной деятельности подростков // Психолог. 2022. № 2. С. 1–7.
  6. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4. С. 111–116.
  7. Скрыпников А.В., Никульчева О.С., Саввина Е.А. О новых методах профориентации // Современные технологии непрерывного обучения: школа–вуз: мат-лы XI всерос. науч.-метод. конф. (20 апреля 2024 г.). Воронеж: ВГУИТ, 2024. С. 162–163.
  8. Хафизова Г.М. Образовательный квест как форма профориентационной работы в психолого-педагогических классах // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2022. № S3 (38). С. 175–176.
  9. Репина Н.В. Разработка биологического образовательного квеста // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования: сб. междунар. науч.-практ. конф. (16 мая 2024 г.). Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2024. С. 327–331.
  10. Губерная Е.В. Веб-квест как современная образовательная технология // Аллея науки. 2019. Т. 1, № 1 (28). С. 881–884.
  11. Морук Л.А. Квест-игра как современная форма образовательной деятельности // Народное образование Якутии. 2024. № 1 (130). С. 69–71.
  12. Самосудова Л.М. Использование квест-технологий в образовательном процессе // Вестник научных конференций. 2023. № 11–4 (99). С. 115–117.
  13. Зонова С.А., Новосёлова Ю.А. Образовательный веб-квест как средство формирования универсальных учебных действий на уроках различного типа // E-Scio. 2020. № 7 (46). С. 433–441.
  14. Жирякова Л.В., Минаева А.С. Развитие креативного мышления обучающихся посредством технологии образовательных квестов // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и мат-лов науч.-практ. конф. 2022. № 3. С. 350–354.
  15. Уколов П.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в ходе организации и проведения геоквестов // Наука и школа. 2021. № 1. С. 218–226.
  16. Казачкова М.Б., Дорохова Т.С. Образовательный квест – эффективный способ вовлечения учащихся в процесс обучения // Начальная школа. 2019. № 5. С. 25–28.
  17. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии) // Биология в школе. 2016. № 6. С. 31–40.
  18. Забавнова Е.М. Создание и применение квестов в образовательном процессе при подготовке обучающихся // Начало – XX: сб. науч. тр. молодых исследователей ГСГУ. Коломна: ГСГУ, 2024. С. 45–50.
  19. Ахмедова З.А. Квест-технологии в образовательном процессе // Научно-практические исследования. 2020. № 5–2 (28). С. 32–34.
  20. Марина А.В., Напалков С.В. Использование тематических образовательных Web-квестов при изучении биологии // Биология в школе. 2019. № 1. С. 33–37.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Корни растений семейства бобовых

Скачать (582KB)
3. Рисунок 2 – Задание № 4 в норе Нюхлера

Скачать (698KB)
4. Рисунок 3 – Взаимоотношения растений и грибов

Скачать (537KB)
5. Рисунок 4 – Разнообразие грибов

Скачать (258KB)
6. Рисунок 5 – Задание № 2 от Флоренца

Скачать (377KB)
7. Рисунок 6 – Ботанический кроссворд

Скачать (186KB)

© Репина Н.В., Репин Д.В., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».