On the methodology of the community and generational university structure research

Capa

Citar

Texto integral

Resumo

The article discusses methodological issues of the study of the social structure of the university, which are of interest and relevant for the current stage of development of Russian higher education. There are two sets of university problems that require consideration at the methodological level. The first one draws attention to the conceptual framework, differentiation of the structure, its various elements, subsystems, and contradictions. The second set includes consideration of various methodological approaches necessary to characterize the social structure of the university, primarily community-based and generational. The article characterizes the provisions of the theory of social community of F. Tennis and the views of K. Mannheim as the founder of the theory of generations in the context of the application of community and generational approaches to the consideration of the social structure of the university. The purpose of the article is to analyze the methodological problems of sociological research of the social structure of the university separately and in their interaction. The logic of the article presupposes the formulation of research questions, the characterization of types of social structure, the interpretation of community and generational structures, and further their interaction. At the same time, special attention is paid to the contradictions in the inter-community and intergenerational relations of representatives of different university communities. It is argued that they are inevitable and that in the processes of their emergence and overcoming, some relationships and contradictions overlap with others: generational communities with educational ones and vice versa, younger generations with middle and older ones and vice versa, some educational communities – scientific and pedagogical workers with others – students and administrative and managerial workers and vice versa. Attention is drawn to the role of university management structures in regulating educational and generational interactions. The task of sociologists in emerging situations is determined by the need to monitor and investigate them, as well as to look for ways to solve emerging problems.

Sobre autores

Garold Zborovsky

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin

Email: garoldzborovsky@gmail.com
ORCID ID: 0000-0001-8153-0561
Código SPIN: 9068-9732
Researcher ID: E-6142-2014
Doctor of Philosophy, Professor, Research Professor Ekaterinburg, Russia

Bibliografia

  1. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис ; пер. с нем. Д. В. Скляднева. М. , СПб. : Фонд Университет ; Владимир Даль, 2002. 450 с. ISBN 5-93615-020-8.
  2. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / К. Мангейм ; пер. Е. Я. Додина ; отв. ред. Л. В. Скворцов. М. : ИНИОН РАН, 2000. 164 с. ISBN 5-248-01334-8. EDN LAFQOX.
  3. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М. : Академический проспект, 2003. 525 с. ISBN 5-8291-0232-3.
  4. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. 304 с. ISBN 5-7741-0119-1. EDN QOKBWV.
  5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники в современной России: теория и биография социальной общности. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2024. 430 с. ISBN 978-5-7741-0452-9. EDN PNLXLU.
  6. Зборовский Г. Е. Характеристика поведенческих стратегий образовательных общностей в условиях трансфера их человеческого капитала // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27, № 1. С. 190–200. doi: 10.15826/izv1.2021.27.1.021. EDN TTGGPI.
  7. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. ISBN 978-5-7741-0373-7. EDN XRTKJM.
  8. Нархов Д. Ю. Взаимодействие вузовских образовательных общностей в университетском научном пространстве // Высшее образование в России. 2024. Т. 33, № 2. С. 9–30. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-9-30. EDN IFUCUU.
  9. Селиверстова Н. А., Зубок Ю. А. Представления студенческой молодёжи о смысле образования: социокультурные особенности саморегуляции // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11, № 1. С. 44–69. doi: 10.19181/snsp.2023.11.1.3. EDN RVEXBB.
  10. Ефимова Г. З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1. С. 24–40. doi: 10.19181/snsp.2022.10.1.8859. EDN OQLCHD.
  11. Индикаторы науки: 2007. Статистический сборник. М. : ГУ-ВШЭ, 2007. 344 с. ISBN 978-5-7218-0940-8.
  12. Образование в Российской Федерации: 2012. Статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2012. 444 с. ISBN 978-5-7218-1275-0.
  13. Индикаторы образования: 2013. Статистический сборник. М. : НИУ ВШЭ, 2013. 280 с. ISBN 978-5-9904002-3-8.
  14. Семенова В. В. Социальная динамика поколений. Проблема и реальность. М. : РОССПЕН, 2009. 271 с. ISBN 978-5-8243-1300-0. EDN QOKHWP.
  15. Радаев В. В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М. : ВШЭ, 2019. 224 с. ISBN 978-5-7598-1985-1. doi: 10.17323/978-5-7598-1985-1. EDN STOTFS.
  16. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York : William Morrow & Co, 1991. 538 p. ISBN 0-688-08133-9.
  17. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным. М. : РИПОЛ классик, 2019. 406 с. ISBN 978-5-386-12783-1.
  18. Омельченко Е. Л. Забытое поколение X. Ретроспективный взгляд из будущего // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Т. 16, № 2. С. 10–28. doi: 10.19181/inter.2024.16.2.1. EDN AATYIC.
  19. Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. New York : Basic Books, 2021. 288 p. ISBN 1-5416-2031-3.
  20. Авраамова Е. М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. С. 78–95. doi: 10.19181/vis.2019.30.3.591. EDN QEJXSY.
  21. Сорокина Н. Д., Токарева Е. М. Связь и преемственность поколений (на примере опроса студентов) // Социальная политика и социология. 2024. Т. 23, № 2. С. 81–88. doi: 10.17922/2071-3665-2024-23-2-81-88. EDN QBLGGV.
  22. Волков Ю. Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7, № 3. С. 30–42. doi: 10.23683/2227-8656.2018.3.2. EDN USUAHO.
  23. Pilcher J. Mannheim’s Sociology of Generations: An Undervalued Legacy // British Journal of Sociology. 1994. Vol. 45, № 3. P. 481–495. doi: 10.2307/591659. EDN BUKSWN.
  24. Van de Velde C. Global perspectives on youth and intergenerational relations in the 21st century // Research Handbook on Transitions into Adulthood / Ed. by J. Chesters. Edward Elgar Publishing, 2024. P. 115–128. ISBN 978-1-83910-696-5. doi: 10.4337/9781839106972.00019.
  25. Connolly J. Generational conflict and the sociology of generations: Mannheim and Elias reconsidered // Theory, Culture & Society. 2019. Vol. 36, № 7-8. P. 153–172. doi: 10.1177/0263276419827085.
  26. Омельченко Е. Л., Лисовская И. В. Молодёжь как барометр будущего? Молодёжная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодёжной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66–92. doi: 10.14515/monitoring.2022.2.2078. EDN XIXVYB.
  27. Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. doi: 10.31857/S013216250014949-6. EDN KNAYMK.
  28. Щелкин А. Г. «Отцы и дети» – социологический портрет поколений в онтологическом интерьере // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 5–34. DOI 10.25990/ socinstras.pss-18.htp8-1j56. EDN DUPRNX.

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML


Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».