About the khans Ghiyath al-Din ibn Tashtimur and ghiyath al-Din ibn Shadibek

封面

如何引用文章

全文:

详细

Abstract. The purpose of this study, based on a comparison of written and numismatic sources, is to reconstruct facts from the life and reign of two different khans who bore the name Giyath al-Din.

Reserch materials: The article uses both previously published materials from written sources and recently discovered numismatic data (some are published for the first time). Among the written sources, texts are drawn that do not directly contain the name Giyath al-Din, however, according to the author, they describe some moments in the life of characters with this name.

Scientific novelty and research results: it was established that the proposed A.L. Pono­marev’s version of the origin of Khan Bek-Sufi was not confirmed. In the Genoese texts of Kaffa, the emperor, the brother of “Tavlatberdi”, should be considered Giyath al-Din, the son of Tashtimur. This khan ascended the throne in AH 819. He renounced power In the next decade, but remained to live in Crimea and retained his title. He was killed in AH 838. by order of Sayyid Ahmad II. He was the father of Hajji Giray khan. Another ruler was Giyath al-Din, son of Shadibek-khan. At the end of AH 828 - beginning 829 he seized the throne of Saray, restoring the power of the Numaghans in the Great Horde. Died in AH 831. His son Mustafa was the khan of the Great Horde for some time, then he was the ruler of Khorezm for several years.

全文:

В настоящее время некоторые исследователи вслед за А.Л. Пономаревым называют хана Бек-Суфи, правившего частью Крыма с 822 по 824 гг.х., сыном Таштимура и родным братом Девлет-Бирди [5, с. 146, 152; 22, с. 442]. Это ошибочное суждение возникло из-за некорректной трактовки А.Л. Пономаревым записи в книги массариев Каффы от 16 декабря 1422 года (2/ I /826 г.х.) о выдаче эксения «господину Тавлатберди брату императора» [24, с. 174]. Андрей Леонидович неверно посчитал, что под «императором» составитель массарии подразумевал хана Крыма Бек-Суфи. Следующим шагом исследователь сделал вывод о том, что раз Бек-Суфи был братом Девлет-Бирди сына Таштимура, то и сам Бек-Суфи был сыном Таштимура [24, с. 176]. Показать очевидную ошибочность такого суждения не составляет труда.

Во-первых, если посмотреть на даты событий, то обнаруживаем, что смерть Бек-Суфи наступила в сентябре 1421 (IX/ 824 г.х.) [11, с. 442], то есть более чем за 14 месяцев до того как секретарь Джованни Бальби своей рукой сделал упомянутую запись в бухгалтерской книге. А.Л. Пономарев заметил, что этот нотарий не был новичком и трудился в Каффе уже длительное время [24, с. 174, сноска № 26], поэтому предположение, что опытный специалист указал бы в качестве действующего императора давно умершего человека, а власти Каффы выдали бы ему и его родственникам из казны какие-то денежные средства – всё это представляется крайне маловероятным. Рассто­яние между Солхатом и Каффой составляет чуть более двадцати километров, поэтому невозможно себе представить, что власти Каффы не имели бы сведений о том, что происходило в соседней местности, тем более очевидцы событий сообщали, что после смерти Бек-Суфи в Крыму развернулась ожесточенная борьба за право именоваться «Императором Солхата» [11, с. 442]. Нумизматические данные также опровергают версию о том, что в Каффе не знали, кто в промежутке 824–826 гг.х. был императором. Чеканка и Крыма (Солхата), и Каффы с именем хана Бек-Суфи уже в 824 г.х. сменилась на монетное производство от имени Девлет-Бирди, которое продолжилась и в следующем 825 г.х. А вот монет этого правителя с датой 826 пока не обнару­жено [45. с. 385–414]. Т.е. уже в 824 г.х. власти Каффы были осведомлены о смерти Бек-Суфи и уж точно бы не выдали деньги на его имя более чем год спустя.

Во-вторых, объявление А.Л. Пономаревым Бек-Суфи сыном хана Ташти­мура и братом Девлет-Бирди противоречит генеалогическим сообщениям средневековых авторов. А.Л. Пономарёв написал «отдать предпочтение позднейшим[1] восточным пересказам перед синхронными сведениями из государственного делопроизводства будет источниковедческим бесстыдством» [24, с. 174–175]. Однако, совершенно неясно, почему Андрей Леонидович решил, что сведения из массарии противоречат, а не подтверждают сообщения средневековых восточных источников?

В «Таварих-и гузида….» и «Муʻизз ал-ансаб» названы четыре сына Таш­тимура: Джамал ад-Дин, Девлет-Бирди, Гийас ад-Дин и Алибек [13, с. 40; 17, с. LVI]. В поздних источниках информация уже не такая подробная. Утемиш-хаджи сообщает: «У Баш Тимура[2] было два сына. Одного звали Девлетберди, другого Тюрк Кыйасетдин» [41, с. 80]. У Абдулгаффара Кырыми находим следующее: «У Таштимура было два сына Гийас ад-Дин и Девлет-бирди» [2, с. 85]. Таким образом, нам логичнее искать брата Девлет-Бирди, которого каффинцы в начале 826 г.х. называли императором среди вышеперечис­ленных персонажей. О жизни и деяниях Джамал ад-Дина и Алибека что-либо сказать затруднительно, а вот о Гийас ад-Дине сыне Таштимура и отце хана Хаджи-Гирея некоторые сведения сохранились.

В 819 г.х. в Орду Муʻаззам некоторое время чеканились монеты от имени некоего хана Гийас ад-Дина, которые штемпельно связаны с чеканом хана Сайид-Ахмада I [33, c. 79].

У Абдулгаффара Кырыми сказано, что в момент смерти Кадыр-Берди (822 г.х.) «у хана (Кадыр-Бирди – Р.Р.) был младший брат Гийасэддин, но его не было в той местности (вблизи реки Яик, где состоялась битва между войсками Кадыр-Бирди и Идегея – Р.Р.)» [2, c. 76]. Нельзя исключать того, что речь идет не о старшинстве по возрасту, а о генеалогической близости к детям Токтамыша[3]. В войске оказался другой родственник умершего Кадыр-Бирди – Мухаммад[4], который до этого «прислуживал» бекам, решившим в итоге возвести его на престол [2, c. 76].

В текстах «Кара-таварих» и «Умдет ал-ахбар», восходящих, по-види­мому, к одному источнику, очевидно, перепутаны характеристики и описания двух братьев, детей Таштимура, вот что там сообщено: «У него (Таштимура – Р.Р.) было двое сыновей по имени Гийаседдин и Девлетберди. У Гияседдина не было потомства. Девлетберди же во время правления его двоюродного брата Улуг Мухаммед хана, находился только в Крыму, его могила находится в Крыму а местности Саладжык. У него было двое сыновей по имени Хаджи Гирай и Джихан Гирай» [2, c. 85]; «Род Кыйасетдина не продолжился. У Девлетберди было два сына – Хаджи Кирей и Джан Кирей. Во времена Улуг Мухаммад хана этот Девлетберди правил в Крыму. Все эли и народ принадлежали Мухаммад хану. Он из Крыма не выезжал. Из-за страха перед Мухаммад ханом, у него не было желания стать ханом, там он и умер» [41, c. 81]. На самом деле отцом Хаджи-Гирея и Джан-Гирея был, именно Гийас ад-Дин сын Таштимура[5], именно он безвылазно сидел в Крыму, а его брат Девлет-Бирди, напротив, несколько раз покидал Крым, соперничая с Улуг-Мухаммадом и другими Джучидами в попытках захватить Сарайский пре­стол и другие территории [27, c. 717–718]. В «Муʻизз ал-ансаб» и «Таварих-и гузида» показано, что у Девлет-Бирди была одна дочь по имени Михр-Насаб, потомков по мужской линии у него не было [17, c. 45; 13, c. 40].

Следующий важный вопрос, был ли ханом Гийас ад-Дин, сын Таштимура? Дело в том, что некоторые исследователи высказывают сомне­ния по этому поводу, приводя аргументы, что не во всех письменных источ­никах отец Хаджи-Гирея назван ханом [47, c. 591, сноска 40]. Справед­ливости ради заметим, что в этих же источниках не сказано, что он ханом не был. Напомню, что отсутствие информации не может являться аргументом в пользу чего-либо. Средневековые авторы, как и переписчики их трудов, могли не знать, не придавать особой важности или нарочно не указывать какие-либо сведения в своих произведениях. Именно поэтому для обосно­вания какого-то тезиса обращать внимание необходимо на имеющиеся данные, а не на их отсутствие. Итак, Гийас ад-Дин, отец Хаджи-Гирея, назван ханом в «Таварих-и Гузида-йи Нусрат-наме» [13, с. 40], в трактате Абу-л-Гази-бахадура «Родо­словное древо Тюрков» [3, с. 102], в сочинении Халим-Гирея «Гюльбун-и ханан» [44, с. 16; 33, с. 73], в «Шаджарат Чингизийе» Салахиддина [10, с. 224] и др.[6] Сюда следует добавить пересказ В.Д. Смир­новым тюркоязычного предания, «которое повторяется всеми турецко-татар­скими историками» [40, c. 185]: «могущественнейший из эмиров того вре­мени и сторонник Сейид-Ахмед-хана Кункрат-Хайдэр-мурза умер; тогда престиж перешел к Ширин-Тэгенэ-мурзе. А так как у этого Тэгенэ-мурзы была вражда к Сейид-Ахмед-хану, то он, чтобы, найдя одного из двух пропавших ханычей (Хаджи-Гирея и Джаная – Р.Р.), поставить его ханом, стал делать розыски и расспросы. Один разумный человек из подданных Гыяс-эд-Дина, отца Хаджи-Герая, знавший о Хаджи-Герае, известил Тэгенэ-мурзу» [40, c. 187]. Как мы видим, в этом отрывке есть фраза «подданный Гийас ад-Дина отца Хаджи-Гирея», а самого Хаджи-Гирея и его брата назы­вают «ханычами». Т.е. у составителя предания не было ни малейшего сом­нения в том, что дети Гийас ад-Дина – это дети бывшего хана.

Помимо этого существуют нумизматические свидетельства о хане Гийас ад-Дине. Это и уже упомянутые выше монеты Орду Муʻаззам 819 г.х., и монеты с легендой: «Султан Хаджи-Гирей сын Гийас ад-Дин-хана / Чеканено в городе Крым. 845» [48, s. 4].

Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби, так описывал соборную мечеть Чуфут-кале «старинной архитектуры»: «Над её дверью четким почерком написан следующий тарих: «Построил эту мечеть благословенную великий султан и достопочтенный хакан, повелитель царей арабов и неарабов, султан Хаджи Герай-хан бен Гыяс эд-Дин-хан бен Эртогмаз-хан (sic!), да продлится его жизнь и царствование. Год 859»» [46, с. 83].

Ещё одним важным аргументом в пользу ханствования Гийас ад-Дина сына Таштимура, как мы теперь видим, является упомянутая в начале статьи заметка в массарии Каффы о выдаче денежных средств «господину Тавлатберди брату императора». Таким образом, и каффинский документ, и «восточные пересказы», и данные нумизматики, и описания путешественниками архитектурных памятников, недошедших до наших дней – все они показывают, что Гийас ад-Дин отец Хаджи-Гирея был ханом.

Важным следствием из всего вышесказанного является то, что предположение А.Л. Пономарёва, по-видимому, является ошибочным. Свидетельств того, что хан Бек-Суфи был сыном хана Таштимура и родным братом хана Девлет-Бирди пока не обнаружено.

Когда умер Гийас ад-Дин сын Таштимура? Согласно В.Д. Смирнову на момент смерти отца Хаджи-Гирей и Джан-Гирей были ещё детьми: «… по единогласному свидетельству всех источников Хаджи-Герай остался десятилетним сиротою после отца, убитого его ненавистником Сейид-Ахмед-ханом» [40, c. 189]. В.Д. Смирнов также указывает на то, что якобы Хаджи-Гирея и Джан-Гирея, «когда они были ещё детьми, намеревался истребить Кадыр-бирды-хан, опасаясь быть свергнутыми ими с трона» [40, c. 188]. Кадыр-Бирди был убит в 822 г.х. Если бы данное сообщение было верным, то смерть отца царевичей должна была произойти до этой даты. Такая после­довательность рассуждений привела нас ранее к мысли, что смерть Гийас ад-Дина I наступила в 819 г.х., когда чеканка монет с его именем сменилась эмиссиями Сайид-Ахмада Первого, а сам отец Хаджи-Гирея был убит Сайид-Ахмадом, ставленником Идегея [25, c. 54]. Предположим теперь, что сведения о преследовании Хаджи-Гирея и Джан-Гирея со стороны Кадыр-Бирди неверны, что имя последнего перепутано с именем другого Джучида[7]. В этом случае выходит, что Гийас ад-Дин I мог остаться живым после смерти Сайид-Ахмада I в 819 г.х. и мог быть тем Гийасэддином, которого беки хотели было поставить ханом после смерти Кадыр-Бирди в 822 г.х., однако он оказался слишком далеко от войска, поэтому ханом «партии Токтамы­шевичей» был избран Улуг-Мухаммад[8]. Вероятно, именно Гийас ад-Дин сын Таштимура был императором Крыма на дату 16 декабря 1422 года (2 мухар­рам 826 г.х.), когда был выдан эксений «господину Тавлатберди брату импе­ратора». Именно он, по словам Абдулгаффара Кырыми, «во время правления его двоюродного брата Улуг Мухаммад-хана, находился только в Крыму в окружении своих нукеров и ни во что не вмешивался. Скончался в Крыму, его могила находится в Крыму в местности Саладжык. У него было двое сыновей по имени Хаджи Гирай и Джихан Гирай» [2, с. 85].

И.В. Зайцев считает, что Гийас ад-Дин похоронен недалеко от Солхата [7, c. 495]. В подтверждение этому он приводит цитату из «Наблюдений» 1793–1794 гг. П.С. Палласа, где сказано, что у деревни Кара-Гоз, в семи верстах от Старого Крыма «находят остатки памятника, построенного из тесаного камня с готическим сводом и татарской надписью [868] 1454, указывающей, что это мавзолей Гиасс-эдин Султана, сына хана Килай-Те­мира[9]» [21, c. 116][10]. Предположим, что И.В. Зайцев прав, и указанный мавзолей, действительно, принадлежал Гийас ад-Дину сыну Таштимура[11]. В этом случае рассуждения могут быть такими. И.В. Зайцев справедливо замечает, что 868 г.х. (сентябрь 1463 – сентябрь 1464 гг.) не соответствует указанному 1454 году (I/ 858 г.х. – I/ 859 гг.х.) [7, c. 496]. Очевидно, что дата передана ошибочно. Трудно согласиться с другим предположением И.В. Зай­цева, что Гийас ад-Дин отец Хаджи-Гирея умер в 868 году. Такой поздней дате смерти Гийас ад-Дина противоречит подавляющее большинство источ­ников, свидетельствующие, что на момент смерти отца Хаджи-Гирей и Джан-Гирей были ещё детьми. Вернёмся к дате на мавзолее. Как мы видели, исследователи понимают, что в переданном П.С. Палласом сообщении кро­ется ошибка: 868 г.х. не соответствует 1454 году. Возможно, она заключена в прочтении года? Сам мавзолей не сохранился. Мы не знаем, как была указана арабская дата: цифрами или словами? В случае если дата была выполнена цифрами, то наиболее вероятна частая ошибка, когда путают арабские цифры 2 (2) и 6 (6). Если П.С. Паллас сделал именно такую оплошность при состав­лении своих заметок, тогда дата смерти на мавзолее Гийас ад-Дина, могла быть – 828 г.х. (ноябрь 1424 – ноябрь 1425 гг.).

Если дата на мавзолее была передана словами, то, скорее всего, ошибка также кроется в неверном прочтении десятков. «Шестьдесят» по-арабски ستين. При лапидарном исполнении это слово может выглядеть похожим на слово ثلثين – «тридцать». В таком случае возможная дата смерти – 838 г.х. Сравним с текстом Халим-Гирея: «После смерти отца, Гиясэддин-хана, Хаджи-Гирай, спасаясь от преследований двоюродного дяди, хана Сеид-Ахмеда, около семи лет скитался, а затем по стечению обстоятельств сел на крымский трон» [44, c. 16]. Дата воцарения Хаджи-Гирея известна – 845 г.х. Вычтя 7 лет, получим ту же дату – 838 г.х. (август 1434 – июль 1435 гг.). Итак, у нас три варианта даты смерти Гийас ад-Дина сына Таштимура 819, 828 и 838 гг.х.[12] Первый вариант, по всей видимости, следует отвергнуть. Из оставшихся вариантов - дата смерти Гийас ад-Дина Первого – 838 г.х. выглядит наиболее предпочти­тельной. В этом случае его, действительно, мог убить Сайид-Ахмад II, который воцарившись в 830-х годах Хиджры, постарался привлечь на свою сторону людей покойного Девлет-Бирди, умершего, не оставив наследников мужского пола. Сам Гийас ад-Дин I и его дети, которые являлись законными наследниками отца и дяди, представляли главную угрозу власти Сайид-Ахмада II, которую для него было бы логичным устранить.

Ещё один аргумент в пользу даты смерти Гийас ад-Дина в 838 г.х. находим в приведенном В.Д. Смирновым тексте «Семи планет» Сейида Мухаммада Ризы, в котором сообщается, что «когда Улуг-Мухаммад умер, Крымское ханство досталось Сейид-Ахмед-хану. Новый хан, умертвив дядиных с отцовской стороны сыновей, Гыяс-эд-Дина с братом его Али-беем, вознамерился также извести Хаджи-Герая с племянником Джанай-огланом» [40, c. 185]. В недавнем переводе И.Р. Гибадуллина этот эпизод передан более подробно. Сообщается, что при первой же возможности Сайид-Ахмад-хан «перепилил» «стан веселья и беззаботности считавшихся соперниками его государства племянников[13] Гийас ад-дина и его брата Али-бека» [39, c. 123–124]. А.В. Якушечкин верно подметил, что в тексте явный анахронизм, т.к. «Улу-Мухаммад скончался в 1445 г. (в 849 г.х. – Р.Р.)» [47, c. 593, сноска 49]. А значительно ранее этой даты, в 845 г.х. (май 1441 – май 1442 гг.), Хаджи-Гирей, который до этого скитался некоторое время после смерти отца, уже отметился на монетах как император Крыма. Но эта загадка может быть разрешена, если предположить, что в тексте, что использовал для составления своих трудов Сейид Мухаммад Риза, говорилось не о смерти Улуг-Мухаммада, а об его отступлении с территории Крыма во время его войны с Сайид-Ахмадом Вторым. Напомним, что второе[14] военное противоборство Сайид-Ахмада с Улуг-Мухаммадом началось, примерно, в 837 г.х., а закончилось в ноябре 1436 года (840 г.х.), когда Сайид-Ахмад одержал победу над войском Улуг-Мухаммада [43, c. 182]. Как мы видим, дата 838 г.х., попадает в обозначенный интервал 837–840 гг.х. И даже близка к его ранней границе, когда у Сайид-Ахмада появилась первая возможность ворваться в Крым и расправиться там с потенциальными соперниками, находившимися в это время в состоянии «веселья и беззаботности»[15].

Остается ещё один вопрос. Если на монетах и в некоторых письменных памятниках указано, что Гийас ад-Дин был ханом, то почему на мавзолее и в других письменных источниках было сказано, что он был «султаном»? Ответом на этот вопрос может быть то, что этот Джучид, действительно, был объявлен ханом в какой-то момент, но впоследствии по каким-то причинам предпочёл снять с себя бремя власти, вероятно, уступив её своему брату Девлет-Бирди, которого также объявили ханом[16]. Произошло это, по-видимому, ещё в двадцатые годы XV века. Гийас ад-Дин не стал претендовать на власть и после смерти брата. Ограничившись правлением в каком-то небольшом владе­нии, он проводил жизнь в праздности. В памяти потомков, повелителей Крыма, он остался запечатленным как хан, для современников же и составителей летописей он выглядел больше как один из многих султанов-Джучидов.

Приведём вариант перевода, выполненного Н.С. Сейтягъяевым, текста Кы­рыми, описывающий отца Хаджи-Гирея: «…во время правления сына своего дяди, Улуг-Мухаммед-хана, в окружении только своих нукеров проживал в Крыму. Будучи разиней, он не вмешивался ни в какие дела. Сам умер в Крыму» [1, c. 207].

Дополнительные сведения о Гийас ад-Дине, сыне Таштимура. Гийас ад-Дин происходил из Крымской ветви Тукайтимуридов. Его воспитателем был Девлет-гэлди. «Во время царствования деда Хаджи-Герая, Таш-Тимура, он по их обычаю поручил воспитание сына своего Гыяс-эд-Дина одному из своих ветеранов, главе племени Герай, по имени Девлет-гелди, и упомянутого суфи сделал дядькой в смысле атабека. Добродетельный суфи отправился в хадж (на богомолье в Мекку). Так как возвращение его совпало с рождением Хаджи-Герая, то отец последнего Гыяс-эд-Дин, в память паломничества своего аталыка и в честь его племени, нарек сына Хаджи-Гераем. Когда со временем Хаджи-Герай сделался ханом Крымским, добродетельный старец был еще в живых»[17] [40, с. 187].

Женой Гийас ад-Дина, матерью Хаджи-Гирея и Джихан-Гирея, в сочинении Абдулгаффара названа Адеми, которая «была дочерью Кабагык беков из черкесского Кемеркой» [16, c. 45].

О Гийас ад-Дине сыне Шадибека. История обнаружения фактов правления этого хана, сомнения, ошибки и находки исследователей, которые соприкасались с информацией об этом правителе, нумизматическая историография публикаций, содержащих сведения о его монетах, штемпельный анализ сарайских эмиссий этого эмитента подробно разобраны нами в работе, переданной ещё в январе 2021 года для публикации в сборнике, посвящённом 65-летию П.Н. Петрова. В настоящей публикации я кратко приведу выводы из указанной статьи и некоторые новые аргументы, подтверждающие озвученные в ней тезисы.

После смерти Идегея согласно «Кара-таварих» и «Умдет ал-ахбар» его дети разделились [41, с. 72; 2, с. 78]. Старшие братья (Нураддин и Кейкубад), по всей видимости, уйдя в вилайет Тура, признали своим правителем Шибанида Хаджи-Мухаммад-хана. Младшие (Мансур, Гази и Навруз) укрылись в землях московского вилайета. Там в это время оказался и Гийас ад-Дин-оглан, сын Шадибека. В 826 г.х. хан Мухаммад-Барак разбил войско Мухаммада и овладел его ордой. К этому времени уже ушли из жизни старшие дети Идегея. Сначала Нураддин, а затем Кейкубад. Мансур де-факто стал старшим среди потомков всесильного беклербека и главой его эля. Спустя некоторое время у него возникла идея интронизировать Гийас ад-Дина Шадибековича, а самому стать беклербеком при новом императоре. Гийас ад-Дин был объявлен ханом. Отряды Гийас ад-Дина и Мансура покинули русские земли, и ушли испытать свое счастье в борьбе за Верховный трон Джучидского государства. На пути они столкнулись с войском хана Улуг-Мухаммада. Мансур вступил в тайные переговоры с одним из карачи-беков Улуг-Мухаммада - ширинским эмиром Тигене, который приходился ему родственником по материнской линии. Для Тигене злейшим соперником в борьбе за близость к трону Улуг-Мухаммада был кунгратский бек Хайдар. Глава ширинов договорился с Мансуром, что во время предстоящей битвы между войсками Гийас ад-Дина и Улуг-Мухаммада, часть войска, управляемая Тигене, покинет поле боя, для того, чтобы отряд Мансура смог напасть и убить Хайдара. План почти удался. Во время битвы в местности Камышлы Самар [41, c. 76], ширины ретировались, уведя с собой хана Улуг-Мухаммада. Битва была проиграна, Хайдар был тяжело ранен, но не убит. Победители некоторое время преследовали побежденных, затем «начали объединять эли, дошли и захватили Волжский престол. Гийас хан стал падишахом. Улуг Мухаммад хан переселил народ, живший в западной части Волги и пошел в сторону Крыма» [2, c. 80]. Правление Гийас ад-Дина сына Шадибека в Сарае продолжалось чуть более двух лет, после чего он умер. Эмиры возвели на престол Большой Орды его двоюродного племянника – Кичи-Мухаммада, сына Тимура.

Нумизматические данные помогают уточнить даты правления Гийас ад-Дина сына Шадибека. Несмотря на то, что до сих пор наибольшее число монет с именем этого эмитента обнаружено в землях Булгара, в Рыбнослободском кладе 2003 года, состоявшим более чем из шести тысяч монет (из них более четырёх тысяч были булгарскими) и датированным по младшей монете не ранее 826 г.х., не было ни одной монеты с именем хана Гийас ад-Дина. Что является сильным аргументом в пользу того, что овладение этим правителем Булгаром произошло не ранее этой даты.

На сарайских монетах Гийас ад-Дина сына Шадибека стоят даты 829 и 820 (возможно, искажённое исполнение даты 830). Самые ранние датированные монеты Кичи-Мухаммада, приемника Гийас ад-Дина, несут на себе цифры «831». [38, c. 254]. С учетом данных из нарративных источников можно предположить, что время правления Гийас ад-Дина в Сарае умещается в промежутке конец 828 г.х. – начало 831 гг.х.

Еще один интересный факт, который считаю нужным упомянуть. На монетах Гийас ад-Дина Второго после его имени практически всегда присутствует дополнительная буква син (или шин). Возможно, она проставлена, для того, чтобы указать, что хан Гийас ад-Дин – является сыном Шадибека, в отличие от монет его тёзки-предшественника, которые не несут дополнительных знаков. Добавление дополнительных элементов в монетную легенду необходимо для различения эмитентов в случае совпадения имени при одновременном правлении. В нашем случае наличие буквы шин в легендах монет Гийас ад-Дина сына Шадибека является сильным аргументом в пользу того, что его тезка Гийас ад-Дин Первый сын Таштимура еще был жив во время чеканки указанных монет[18].

Когда умер Гийас ад-Дин сын Шадибека? В.Д. Смирнов представляет следующие известия из «восточных историков, которыми воспользовался Лангле»: «… сыновья убитого Идики, сперва бежавшие вместе с Гийас ад-Дином, сыном Шади-бека, в Московию, потом вернулись с тремя тысячами татар опять в Деши-Кыпчак и напали на Ширинского бея, как главного виновника возвышения Улу-Мухаммед-хана. Разбив ширинцев, Гийас ад-Дин со своими партизанами обратился против самого Улу-Мухаммеда и его приверженца Хайдэр-бея, главы татарского племени Кункрат. Хан и бей, потерпев поражение, оба удалились в Крым. Победитель Гыяс-эд-Дин воспользовался ханской властью, но ненадолго: спустя год он умер в 841 (=1436–1437) году. Тогда то был возведён в ханы юноша Кючук-Мухаммед, сын Тимур-хана, благодаря стараниям одного из сыновей Идики, сильного эмира Мансура. В то время в Азове засел сын (sic! – Р.Р.) Урус-хана, Борак-хан … Мансур вздумал было потом свергнуть Кючук-Мухаммеда и предложил ханское достоинство Бораку. Но Борак, вероятно уже озлобленный на Мансура за предпочтение, оказанное им Кючук-Мухаммеду, умертвил его и подверг преследованиям всех тех, кого только подозревал в приверженстве к убитому Мансуру…» [40, c. 179–180]. Я привёл столь длинную цитату из В.Д. Смирнова потому, что именно она сыграла злую шутку с выкладками многих учёных, в том числе А.Г. Бахтина, который считает, что «вероятно, смерть Гияс ад-Дина наступила летом 1437 г.» (841 г.х.) [4, c. 69]. Однако если присмотреться повнимательней к показанной цитате Смирнова из сочинения Лангле и сравнить её с данными из нумизматических и других письменных источников, то можно заметить, что Гийас ад-Дин правил не один, а два с небольшим года; некоторые его сарайские монеты несут на себе дату по Хиджре 829 (13 ноября 1425 – 1 ноября 1426 гг.), вероятно, год овладения Сараем, другие, по всей видимости, чеканены в 830 г.х. (2 ноября 1426 – 21 октября 1427 гг.); первые монеты Кичи-Мухаммада сына Тимура, возведённого после смерти Гийас ад-Дина на трон Мансуром, датированы 831 г.х.; в этом же 831 г.х. произошло убийство Мансура ханом Бараком; смерть самого Барака произошла в интервале конец 831 – начало 832 гг.х. [26, c. 96]. То есть, смерть Гиас ад-Дина следует локализовать в интервале: конец 830 – начало 831 гг.х. Очевидно, что Лангле использовал некие, не дошедшие до нас источники, что были близки к «Кара-таварих» Утемиш-хаджи и «Умдет ал-ахбар» Абдулгаффара Кырыми, но в отличие от последних в них был обозначен год смерти Гийас ад-Дина, прочтённый исследователем как 841. Так как во многих арабографичных текстах цифры 3 и 4 (۳ и ۴) пишутся очень похоже, я считаю, что Лангле (или переписчик, использованного им источника) просто неверно воспринял дату, которая, очевидно, в оригинале была обозначена как 831 г.х., а сообщение о смерти Гийас ад-Дина сына Шадибека пришло в Крым, по всей видимости, в последней четверти 1427 года. При такой трактовке текста Лангле-Смирнова мы получаем полное совпадение данных письменных и нумизматических источников.

На какие территории распространялась власть Гийас ад-Дина сына Шадибека? И на этот вопрос помогают ответить данные нумизматики. Дело в том, что монеты Гийас ад-Дина Шадибековича чеканены из очень низкопробного серебра. Такие монеты, по сути, являясь фиатными деньгами, не могли быть ни средством накопления, ни платёжным средством вне территорий, на которые не распространялась власть указанного на них императора. Таким образом, места концентрации находок таких монет с большой степенью достоверности указывают нам те земли, что признавали своим правителем хана Гийас ад-Дина сына Шадибека.

На настоящий момент основными местами находок низкопробных монет Гийас ад-Дина II являются Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Предуралье, Зауралье (в т.ч. Курганская область). Великое княжество Московское во время правления Гийас ад-Дина Шадибековича чеканило монеты более высокой пробы, чем продукция собственно золотордынских монетных дворов, одна сторона которых подражает арабской надписи. Некоторые из монет несут в легенде не имя Токтамыша, как это было раньше, а «неожиданно» подражают тексту более ранних монет ставленника Мамая хана Гийас ад-Дина Мухаммада, т.е. являются имитации надписи: «Султан справедливый Гийас ад-Дин…» [28, c. 93–98]. Приведённый перечень земель должен достаточно хорошо коррелировать с реальным составом территорий, призна­вавших сына Шадибека в качестве своего законного царя[19].

Дополнительные сведения о Гийас ад-Дине сыне Шадибека. После того, как в 809 г.х. с политической арены сошёл столь грозный соперник Нумаганов в борьбе за Верховный Престол[20], каким был Токтамыш, хан Шадибек решил отодвинуть от власти Идегея. В конце этого же года, он задумал тайным образом уничтожить Идегея. Последнему мгновенно донесли о намерениях хана, он решил действовать на опережение, собираясь захватить Шадибека. Но хан также был вовремя предупреждён об этом. Ему ничего не оставалось, как спасаться бегством. Шадибек ушел в Ширван. Тогдашний правитель этих земель, эмир Шейх-Ибрахим принял белгеца и уже с 809 г.х. начал в Дербенде, а затем в Баку, Шемахе и Кизил-Агаче, чеканку монет с его именем [23, c. 50]. Идегей присылал в Ширван послов, требуя выдачи Шадибека, однако Шейх-Ибрахим отказал ему в этом [15, c. 150]. Чеканка монет от имени Шадибека в Ширване прекратилась только в 813 г.х. В этом году Идегей был отстранен от должности беклербека ханом Тимуром сыном Тимур-Кутлуга, начались военные столкновения между ними. По видимому, Шадибек расценил это как удобную возможность, чтобы покинуть Ширван и вернуться на территорию Улуса Джучи, однако это закончилось для него плачевно. Фасих Хавафи пишет, что смерть Шадибека произошла в 813 г.х. в Дешт-и Кипчаке. Чуть ниже в тексте сообщается о смерти хана Пулада в этом же году [42, c. 159].

Где находился Гийас ад-Дин сын Шадибека в промежутке с 813 г.х. до 820-х гг.х., когда летописцы отметили его пребывание на территории Московского вилайета, неизвестно. Возможно, и в этом случае нам помогут данные нумизматики. Высокая концентрация монетных находок монет 829–830 гг.х. с именем этого хана в Чечне и Дагестане дают нам основание думать, что свою юность он провёл где-то на Северном Кавказе, где сумел в свое время заручиться поддержкой местной знати, признавшей его своим правителем после захвата им Сарайского престола.

Гийас ад-Дин был потомком Нумагана из Тукайтимуридской ветви Джучидов и приходился троюродным братом хану Тимуру сыну Тимур-Кутлуга, после смерти которого в 814 г.х. прервалась власть рода Нумагана над вилайетом Сарай, что фактически означала потерю Верховной власти в Улусе Джучи. Более чем на десятилетие Нумаганы были выключены из числа претендентов в борьбе за Верховную власть. За нее в это время сражались потомки Токтамыша, ставленники Идегея из линии Тукайтимуридов, генеало­гически близкой к Мамаевским ханам второй половины XIV столетия, Урусханиды и Шибаниды. Провозглашение ханом Гийас ад-Дина сына Шадибека, а затем захват им Сарайского престола фактически означал восстановление власти Нумаганов над центральной частью Улуса Джучи. Таким образом, именно Гийас ад-Дин сын Шадибека, а не наследовавший ему по воле Гийасаддиновых эмиров троюродный племянник Кичи-Мухаммад должен считаться восстановителем Большой Орды под рукой Нумаганов. Дата этого события, согласно монетам, – 829 г.х.

После смерти Кичи-Мухаммада сына Тимура и кратковременного пер­вого правления его сына Махмуда, некоторое время ханом Большой Орды со столицей в Хаджи-Тархане был сын Гийас ад-Дина Шадибековича – Мус­тафа, пока не был разбит в местности Атбасар Шибанидом Абу-л-Хайром в 850 г.х.[21] [35, c. 155]. Позже хан Мустафа внук Шадибека ушел в Хорезм. По сведениям «Раузат ас-сафа» Мирхонда в 864 г.х. он помимо г. Ве­зира «владел несколькими городами Хорезма». Здесь же проживал его двоюродный брат Пир-Будаг-султан сын Али-Дервиша сына Шадибека. В 866–867 гг.х. Мустафа был изгнан из земель Хорезма войсками Тимурида Султан-Хусейна Байкара [14, c. 538–540].

Краткое описание нумизматического материала. На рис. 1 и 2 приведены реконструкции штемпелей монет с указанием публикаций, откуда взяты иллюстрации.

  1. Сайид-Ахмад I, Орду Муʻаззам 819 г.х. [32, c. 69].
  2. Гийас ад-Дин I[22], Орду Муʻаззам 819 г.х. [33, c. 79, № 6].

Монеты 1 и 2 выполнены из высокопробного серебра. Стиль исполнения соответствует нумизматической продукции Улуса Джучи второго десятилетия XV века. Штемпели монет 3–13 исполнены в иной каллиграфии, сами монеты биты из металла с очень низким содержанием серебра, размеры монет намного меньше использованных для их чеканки штемпелей, поэтому для реконструкции штемпелей необходимо большее количество экземпляров. Т.е. монеты 3–13 произведены в совершенно иных условиях и другое время, нежели монеты №№ 1и 2, а именно в промежутке 826–831 гг.х., когда на монетных дворах Улуса Джучи повсеместно (за исключением Крыма и Русских земель) монеты чеканились из низкопробного серебра.

3–5. Гийас ад-Дин сын Шадибека, ас-Сарай, 829 г.х. [30, c. 109].

 

Рис. 1. Реконструкции штемпелей монет: Сайид-Ахмада I (1), Гийас ад-Дина I (2), Гийас ад-Дина сына Шадибека (3–13).

Fig. 1. Reconstructions of coin stamps: Sayyid Ahmad I (1), Giyath al-Din I (2), Giyath al-Din, son of Shadibek (3–13).

 

Рис. 2. Реконструкции штемпелей монет: Хаджи-Гирея сына Гийас ад-Дина сына Таштимура (14), Мустафы сына Гийас ад-Дина сына Шадибека (15), Махмуда сына Кичи-Мухаммада (16), Ахмада сына Кичи-Мухаммада (17).

Fig. 2. Reconstructions of coin stamps: Hadji Giray, son of Giyath al-Din, son of Tashtimur (14); Mustafa, son of Giyath al-Din, son of Shadibek (15); Mahmud, son of Kichi-Muhammad (16); Ahmad, son of Kichi-Muhammad (17).

 

Монеты № 5, с эпитетом справедливый, не содержат дополнительного дифферента шин, однако они штемпельно соединены с монетами, у которых в легенде такая буква имеется.

  1. Гийас ад-Дин сын Шадибека, ас-Сарай, «820» (неверное указание 830 г.х.?) [30, c. 109]. Монеты № 6 штемпельно соединены с продукцией 829 г.х., что является основанием для сомнения в правильном указании на них даты «820».

7–8. Гийас ад-Дин сын Шадибека, Орду-Базар [настоящая публикация][23].

9–10. Гийас ад-Дин сын Шадибека, Махмуд-бик-базар [34, c. 74, №№ 8–12]. Замечательной особенностью монет 9 и 10 является то, что они чеканены в кочевой ставке некоего значимого эмира по имени Махмуд, который, по всей видимости, не принадлежал к потомкам Идегея, а был представителем иного важного рода золотоордынских беков.

11–12. Гийас ад-Дин сын Шадибека, Хаджи-Тархан [36, c. 91].

  1. Гийас ад-Дин сын Шадибека, Иль-Уй- Муʻаззам [12, c. 48, № 26; 6, c. 185].

Хотя на монетах 11–13 не обнаружен дополнительный дифферент шин, но указанные в легендах места чеканки, а также состав металла не оставляют нам сомнений, от имени какого эмитента они были изготовлены.

Помимо означенных вариантов на сегодняшний день известны эмиссии Гийас ад-Дина сына Шадибека в Булгаре [18, c. 265, №№ 54–58; 19, таб. XX, 2–6] и «с солярным знаком» [20, c. 68, 72][24]. В 2020 году автор этих строк сообщал об обнаружении новых разновидностей монет Гийас ад-Дина сына Шадибека, найденных в Курганской области, битых на неописанном до этого монетном дворе Бик-Базар [29, c. 176–177, №№ 17–20]. Реконструкции штем­пелей этих монет пока не сделаны.

  1. Хаджи-Гирей сын Гийас ад-Дина сына Таштимура, Белдат Крым 845 г.х. [48, taf. I, 1].
  2. Мустафа сын Гийас ад-Дина сына Шадибека, Хаджи-Тархан [37, c. 95–97]. 16. Махмуд сын Мухаммада сына Тимура, Хаджи-Тархан [37, c. 61–64].
  3. Ахмад сын Мухаммада сына Тимура, Хаджи-Тархан [37, c 115–116].

Монеты 14–17 наглядно иллюстрируют, что титул хан, стоящий в конце легенды монет № 14 принадлежит Гийас ад-Дину, а не его сыну Хаджи-Гирею. На монетах 15–17 отчетливо видно, что в монетных легендах титул хан каждый раз маркирует того правителя, чье имя указано непосредственно перед титулом.

Почему мы называем сына Таштимура Гийас ад-Дином Первым, а сына Шадибека Гийас ад-Дином Вторым? Важнейшим моментом для решения этого вопроса является правильная атрибуция монеты с именем Гийас ад-Дин, чеканенных в 819 г.х. в Орду Муʻаззам[25]. Дело в том, что нель­зя исключать вероятность того, что они могли быть произведены от имени сына Шадибека[26]. Однако вероятность чеканки этих монет представи­телем Нумаганов очень низкая. Дело в том, что оборотные стороны этих монет близки к штемпелям монет Сайид-Ахмада Первого, правившего в том же 819 г.х. Сайид-Ахмад I был ставленником Идегея, который с 816 г.х. начал возводить на престол претендентов из другой Тукайтимуридской линии, нежели Нумаганы. Тем более сложно представить, чтобы он решился бы сделать ханом сына Шадибека, человека, который ещё в 809 г.х. хотел отрешить Идегея от власти.

Трудно также представить, что потомок Шадибека мог быть возведен на престол с подачи правителей Литовского государства. В сообщении «Поме­зан­ского официала» о разорении татарами Киева от 13 июля 1416 г. (17/5/819 г.х.) сказано, что «Великий император татар (der grose keyser von Tattern) объявил войну князю Витовту из-за того, что он возвёл [на престол] другого хана против него, ибо он десятком лет ранее причинил сильный ущерб Прусской земле с тем же ханом и вёл его с собой в своём войске»[27]. В одной из наших статей мы показали, чтобы избежать обвинений автора этого сообщения в некомпе­тентности в делах соседнего государства, «великим императором татар» в этом отрывке, следует признать ставленника Идегея хана Сайид-Ахмада Первого, внука Муайссара (Менгасира), воцарившегося в 819 г.х. [31, c. 97]. Продолжим линию рассуждений предложенную в указанной статье, предполагающую, что «Помезанский официал» не оши­бался в знании ордынских реалий и в своём сообщении описывал события 1416 года. Кто мог быть этим «другим ханом», возведённым Витовтом против Сайид-Ахмада I? К середине 819 г.х. Джаббар-Бирди был уже убит, а Кадыр-Бирди[28] и Бек-Суфи будут интронизированы позже, однако, есть монеты Орду-Муʻаззам 819 г.х. с именем Гийас ад-Дин. Орду Муʻаззам[29] находился в западной части Джучидской империи (современный Юг России и Украина), вероятнее всего, после ухода Чекре и до похода Сайид-Ахмада I контролируемой силами Ви­товта. Можно предполо­жить, что Гийас ад-Дин, чеканивший монеты в Орду-Муаʻззам в 819 г.х. являлся ставленником правителя Литвы[30]. Очевидно, что Витовт не сделал бы ставку на потомка Шадибека, который сам прежде был креатурой Идегея[31]. По указанным причи­нам мы считаем, что наиболее вероятным эмитентом монет Орду Муʻаззам 819 г.х. следует считать Гийас ад-Дина сына Таштимура. В таком случае возможен любопытный сюжет, вытекающий из сообщения Помезанского официала: Гийас ад-Дин сын Таштимура (как и Джелал ад-Дин сын Токтамыша) был в войске Витовта во время его Тевтонской компании 1410 года, а после ухода с исторической сцены потомков Токтамыша Гийас ад-Дин стал для литовского правителя удобной фигурой для возведения его на престол в противовес ханам-креатурам Идегея[32]. Таким образом, есть все основания для предположения, что это Гийас ад-Дин сын Таштимура был объявлен ханом еще в 819 г.х. В следующем десятилетии он по каким-то причинам отошел от активной политической жизни, уступив власть своему брату Девлет-Бирди, возможно, даже чуть ранее – хану Бек-Суфи. По всей видимости, Гийас ад-Дин сохранил за собой титул хан, который упоминали власти генуэзской Каффы при выдаче подарков и подношений татарским правителям. Уход в частную жизнь на некоторое время уберег Гийас ад-Дина от потрясений, но после прихода к власти Сайид-Ахмада Второго, примерно, в 838 г.х. вместе с другим его братом Алибеком он был убит и похоронен в Крыму.

Совершенно иная судьба была предназначена Гийас ад-Дину сыну Шади­бека. Время объявления его ханом неизвестно, по-видимому, это произошло около 826 г.х. с подачи эмира Мансура сына Идегея. Примерно, в конце 828 – начале 829 гг.х. ему удалось овладеть Сарайским престолом, восстановив власть Нумаганов в Большой Орде. Хотя Гийас ад-Дин сын Шадибека был Великим ханом около двух с половиной лет (смерть этого правителя насту­пила в начале 831 г.х.), он, тем не менее, на своих монетах продолжал про­ставлять дополнительный дифферент в виде буквы шин, чтобы показать, что они биты от имени иного Гийас ад-Дина, отличного от живого человека, что был возведен ханом раньше. По этой причине считаем целесообразным называть сына Шадибека Гийас ад-Дином Вторым.

Еще одно упоминание хана с именем Гийас ад-Дин, чья идентификация пока представляется затруднительной, мы встречаем в венецианских доку­ментах Таны. В 1421 году (824–825 гг.х.) в Тану прибыли татарский хан «Краседдин» (Гийас ад-Дин – Р.Р.) и его визирь «Базар-Уголан», которым консул преподнёс подарки [9, c. 38]. Незначительность даров (кафтаны, ру­башки и пр.) показывает, что в этот момент Гийас ад-Дин, хоть и назван ханом, однако не представлялся в тот момент венецианцам фигурой близкой к статусу императора-правителя какой-либо важной части Орды. Поиски в генеалогических трудах оглана-Джучида с именем «Базар» результатов не дали. Вероятно, под «Базар-Уголаном» скрывается не имя собственное, а титул «наследник Базара», не исключено, что так был записан потомок не­коего эмира, владевшего собственным Бик-базаром. Надеемся, будущие ис­сле­дователи смогут разрешит вопрос, кто из Гийас ад-Динов, сын Таштимура или Шадибека, посещал Тану в 1421 году.

 

1 «Муʻизз ал-ансаб» никак нельзя отнести к «позднейшим» источникам, он был написан в 20–30-е годы XV столетия.

2 В источниках имя этого Джучида передается и как Таштимур, и как Баштимур.

3 Гийас ад-Дин сын Таштимура приходился четвероюродным братом Кадыр-Бирди, сыну Токтамыша.

4 Улуг-Мухаммад сын Ичкили Хасана также приходился четвероюродным братом Кадыр-Бирди и двоюродным братом Гийас ад-Дину сыну Таштимура.

5 На монетах Хаджи-Гирея, где указано его происхождение, начертано, что его отцом был Гийас ад-Дин [48, s. 4].

6 Средневековые хронисты могли умышленно преувеличивать значимость предков своих правителей. Т.е. если бы мы имели сообщения о ханствовании Гийас ад-Дина только в трудах крымских историков, нам пришлось бы учитывать и такую причину появления эпитета «хан» у отца Хаджи-Гирея. Однако Абу-л-Гази и составитель «Таварих-и Гузида …» написали свои сочинения в среднеазиатских государствах, управляемых потомками Шибана, чьи предки ранее соперничали за верховную власть в Золотой Орде с Тукайтимуридами, к коим принадлежала ветвь наследников Гийас ад-Дина. Подозревать среднеазиатских авторов в стремлении возвеличить конкурирующую династию контрпродуктивно.

7 Например, Девлет-Бирди или Сайид-Ахмада Второго?

8 Заметим, что Кунгратские и Ширинские беки не поставили бы над собой ханов из династии Нумаганов, с которой сражались долгие годы, поэтому в данном пассаже речь может идти только о Гийас ад-Дине сыне Таштимура, а не об его тезке – сыне Шадибека.

9 Существует несколько вариантов лапидарного исполнения имени Таштимур, когда неискушенный читатель может прочесть Килайтемир.

10 К сожалению, этот мавзолей не сохранился. В.Д. Смирнов, пытавшийся разыскать его в 1886 году, писал «Теперь и следов его не осталось, и даже на расспросы мои никто не смог указать места, где был этот памятник» [7, с. 495].

11 Хотя, как мы видели, в «Умдет ал Ахбар» и «Кара-таварих» сказано, что могила отца Хаджи-Гирея на момент написания протографов этих текстов была в Салачике, в дальнейших рассуждениях мы будем опираться на версию И.В. Зайцева о том, что в конце XVIII века мавзолей этого правителя мог находиться недалеко от Старого Крыма – первой татарской столицы полуострова. Эвлия Челеби, пребывав­ший в Крыму в 1666–1667 годах, описывая мечеть Гийас ад-Дина-хана, отца Хаджи-Гирея в Кырк-Йере (т.е. рядом с Салачиком) заметил: «Однако эта несчастная мечеть стоит среди евреев и дверь её всегда закрыта. Мусульманской общины нет ни имени, ни знака» [46, c. 83]. Нельзя исключать, что прах Гийас ад-Дина мог быть перво­начально погребен рядом с этой мечетью, но впоследствии он был перемещен из места, столь неподобающего для отца династии великих правителей Крыма.

12 Нельзя исключать также, что цифры 868 обозначали дату постройки мавзолея.

13 На самом деле это Сайид-Ахмад Второй, приходился дальним племянником и Гийас ад-Дину и Алибеку. Перевод В.Д. Смирнова, возможно, нужно скорректи­ровать до «дядей с отцовской стороны»?

14 Первая, неудачная для Сайид-Ахмада Второго, стычка с Улу Мухаммадом произошла ещё в 835 г.х. [27, c. 719].

15 Если сведения, приведённые В.Д. Смирновым, о десятилетнем возрасте Хаджи-Гирея на момент смерти его отца верны, а смерть Гийас ад-Дина I наступила в 838 г.х., в таком случае дата рождения Хаджи-Гирея – примерно, 828 г.х., а на момент его смерти в 871 г.х. ему было около 43 лет.

16 Это не первый и не последний раз, когда бывший хан отстранялся от активного исполнения обязанностей повелителя, передавая всю полноту власти кому-то из своих ближайших родственников, которого также объявляли ханом. Как правило, отошедший от дел правитель сохранял свой ханский титул.

17 Это обстоятельство является косвенным подтверждением, того, что Гийас ад-Дин в момент своей смерти не был очень старым человеком, т.к. взрослый человек, «ветеран», которому он был передан на воспитание Таштимуром был ещё жив в момент интронизации его сына Хаджи-Гирея спустя семь лет после смерти Гийас ад-Дина.

18 Наличие дифферентов в легенде монет служит признаком для различения эмиссий разных людей, носящих одинаковые имена. В случае если один из эмитентов в это время уже умер, то такой дифферент уже не обязателен. Поэтому, раз в легенде монет Гийас ад-Дина, сына Шадибека, стоит дополнительная буква шин, то, скорее всего, это обозначает, что на момент чеканки таких монет был ещё жив другой хан, который до этого эмитента начал указываться на монетах как Гийас ад-Дин.

19 Сведения из письменных и нумизматических источников показывают, что в то время, когда Гийас ад-Дин сын Шадибека был правителем вышеперечисленных территорий, другие земли оставались во власти иных ханов. Крым и Поднепровье управлялись ханами Девлет-Бирди и Улуг-Мухаммадом, территории Казахстана и части Мавераннахра были под властью Мухаммада-Барака, Сибирь и часть Среднего Поволжья и Урала оставались в руках Шибанидов. Хан Худайдат, двоюродный брат Улуг-Мухаммада, чье правление по времени частично совпадает со временем Гийас ад-Дина сына Шадибека, сошёл с политической арены в 828 г.х.

20 Нумаганы Тимур-Кутлуг и Шадибек к этому времени уже почти 12 лет удерживали за собой Верховную власть в Улусе Джучи.

21 Именно этот Мустафа сын Гийас ад-Дина чеканил монеты в Хаджи-Тархане. Нельзя согласиться с мнением И.В. Зайцева о том, что Хаджи-Гирей был родным братом этого Мустафы, которое исследователь сделал на основании содержания легенды таких монет, не учтя того факта, что ханов с именем Гийас ад-Дин было двое [8, c. 341]. И.В. Зайцев также ошибается, приписывая вслед за А.Г. Мухама­диевым булгарские эмиссии монет с именем Гийас ад-Дин сыну Таштимура.

22 Гийас ад-Дина, воцарившегося в 819 г.х. можно считать Первым его имени, поэтому мы обозначили его латинской цифрой I. Так как остаются определенные сомнения, был ли он сыном Таштимура, либо это была первая интронизация сына Шадибека, мы посчитали корректным при описании нумизматического материала следующего периода указывать именно происхождение эмитента, если это пред­ставлялось возможным.

23 Пробная прорисовка монеты №8 была приведена ранее в работе [6, c. 181].

24 С описаниями таких артефактов можно ознакомиться, пройдя по ссылкам. Заметим, что приведенные в указанных работах прорисовки монет, к сожалению, требуют уточнения, поэтому мы решили не показывать их в настоящей публикации.

25 Орду Муʻаззам – это ставка ханов, кочевавшая по территориям от Волги до западных границ государства.

26 В этом случае пришлось бы говорить о двух правлениях Гийас ад-Дина сына Шадибека, и, соответственно, его называть Первым.

27 Перевод отрывка из «Scriptores Rerum Prussicarum» [49, p. 364] сделан С.В. Полеховым.

28 Находился в это время на Северном Кавказе.

29 Монетный двор Орду Муʽаззам появился при Мамае и производил продукцию на контролируемых им территориях.

30 Возможен вариант, что монеты Гийаса чеканены после Сайид-Ахмада I.

31 Чисто гипотетически можно предположить, что так как Шадибек, рас­сорившись с Идегеем, в итоге бежал от последнего и сделался его врагом, Витовт мог впоследствии использовать против всесильного беклербека сына униженного Идегеем бывшего хана, но данное предположение полностью опровергается сле­дующим утверждением «официала» о присутствии этого претендента в войске Витовта во время его Прусской компании. Совершенно невероятным представляется возможность нахожденния малолетнего сына Шадибека в литовском войске, в то время как его отец находился у Шейх-Ибрахима в Ширване, где чеканились монеты с именем Шадибека.

32 Заметим, что подобные построения получены при двух условиях: 1) немецкий хронист правильно указал татарские титулы; 2) он описывал события 1416 года. В ином случае возможен вариант, когда Гийас ад-Дин, указанный на монетах Орду Муʻаззам 819 г.х. великим ханом, был или ставленником Идегея, или же был интронизирован своими сторонниками вопреки воли и Витовта, и Идегея.

×

作者简介

Roman Reva

编辑信件的主要联系方式.
Email: roman04reva@yandex.ru

expert in the category “Numismatic materials of the East (3th century BC – 20th century AD)”

俄罗斯联邦

参考

  1. Abdulgaffar Kyrymi. Umdet al-Akhbar. From the History of the Crimean Khans. (The reign of Hadji Giray, Mengli Giray, Muhammad Giray I and Saadet Giray I). Zolotoordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2015, no. 4, pp. 207–213. (In Russian)
  2. Abdulgaffar Kyrymi. Umdet al-akhbar. Book 2. Iss. 5. Trans. from Ottoman Yu.N. Karimova, I.M. Mirgaleev; general and scientific edition, preface and comments by I.M. Mirgaleev. Kazan: Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, 2018. 200 р. (In Russian)
  3. Abul-Ghazi-Bahadur Khan. Family tree of the Turks. Moscow-Tashkent-Bishkek, 1996. 544 p. (In Russian)
  4. Bakhtin A.G. “The beginning of the Kazan kingdom...” (Creation of the Kazan and Kasimov Khanates). Nizhny Novgorod, 2019. 218 p. (In Russian)
  5. Gulevich V.P. From the Horde Ulus to the Khanate of Girey: Crimea in 1399–1502. Kazan, 2018. 492 p. (In Russian)
  6. Zayonchkovsky Yu.V., Shaposhnik V.G., Arzumanova T.V. Coin issues of the late Jochid khan Ghiyas ad-Din II. Zolotoordynskoe nasledie=Golden Horde Heritage. 2019, Iss. 3, pp. 176–187. (In Russian)
  7. Zaitsev I.V. Kyrk-Yer / Kyrkor (Chufut-Kale) and the early history of the Crimean Khanate. From Onon to the Thames. Genghisids and their western neighbors. To the 70th anniversary of Mark Grigorievich Kramarovsky. Moscow, 2013, pp. 494–505. (In Russian)
  8. Zaytsev I.V. Was Hadji Giray the Khan of Kazan? Attempts to explain the “Dastan about Hadji Giray” in the “Compendium of Chronicles” by Kadyr Ali-bek. Zoloto¬ordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2023, vol. 11, no. 2, pp. 335–348. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2023-11-2.335-348 (In Russian)
  9. Karpov S.P. Crime and punishment in Venetian Tana. The case of the consul Ermolao Valaresso (1423). Vizantiyskiy vremennik = Byzantine Time Book. 2010, vol. 69 (94), pp. 32–43. (In Russian)
  10. The genealogy of khans in Kazakh writings. Introduction, translated from Turkic-Chagatai language into modern characters, prepared facsimiles, indexes by M. Shafigi, S. Sattaruly, G.M. Abikova; editor-in-chief A.K. Muminov. Almaty, 2016. 310 p. (In Kazakh)
  11. Lannoy G. Travels and embassies of Mr. Guilbert de Lannoy, Knight of the Gol¬den Fleece, owner of Santa, Villerval, Tronchien, Beaumont, Vageny; in 1399–1450. Translation and notes by F. Brun. Zapiski Odesskago Obschestva Istorii I Drevnostey = Notes of the Odessa Society of History and Antiquities. 1853, vol. 3, pp. 433–465. (In Russian)
  12. Lebedev V.P., Klokov V.B. Coins from the south-eastern outskirts of Sarai. Tatarskaya arkheologiya = Tatar Archeology. 2001, no. 1–2 (8–9), pp. 22–52. (In Russian)
  13. Materials on the history of the Kazakh khanates of the 15th–18th centuries. (Extracts from Persian and Turkic writings). Alma-Ata, 1969. 548 p. (In Russian)
  14. Materials on the history of the Turkmen and Turkmenistan. Vol. 1. 7th–15th centuries. Arabic and Persian sources. Edited by S.L. Volin, A.A. Romaskevich, A.Yu. Yaku¬bovsky. Moscow-Leningrad, 1939. 612 p. (In Russian)
  15. Mirgaleev I.M. Political history of the Golden Horde during the reign of Tokhtamysh Khan. Kazan, 2003. 164 p. (In Russian)
  16. Mirgaleev I.M., Pashaoglu D.D. Review of the work of Abdulgaffar Kyrymi “Umdet al-Akhbar”. Zolotoordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2014, no. 2 (4), pp. 35–60.
  17. Mu'izz al-ansab. (Glorifying genealogy). History of Kazakhstan in Persian sources. Vol. 3. Almaty, 2006. 672 p. (In Russian, in Persian)
  18. Mukhamadiev A.G. Two treasures of Tatar coins of the 15th century. Sovetskaya arkheologiya = Soviet Archeology. 1966, no. 2, pp. 259–273. (In Russian)
  19. Mukhamadiev A.G. Bulgaro-Tatar coin system of the 12th–15th centuries. Moscow, 1983. 188 p. (In Russian)
  20. Mukhametshin D.G. Coins from the Toretsky settlement. On the issue of money circulation in the Bulgarian Ulus of the late 14 – early 15 centuries. Numizmatika Zolotoy Ordy = Golden Horde Numismatics. 2011, Iss. 1, pp. 65–81. (In Russian)
  21. Pallas P.S. Observations made during a trip to the southern governorates of the Russian state in 1793–1794. Moscow, 1999. 246 p. (In Russian)
  22. Parunin A.V. The Political History of the Golden Horde in 1419–1427. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 3, pp. 434–460. https://doi.org/10.22378/2313-6197.2019-7-3.434-460
  23. Pakhomov E.A. The struggle of feudal dynasties for Eastern Transcaucasia from the middle of the 14th century. until the beginning of the 15th century according to coin data. Kratkie soobscheniya o dokladah i polevyh issledovaniyah Instituta istorii mate¬rialnoy kultury = Brief reports on reports and field research of the Institute of the History of Material Culture. 1956, no. 66, pp. 47–50. (In Russian)
  24. Ponomarev A.L. The first khans of Crimea: chronology of the turmoil of the 1420s in the accounts of the Genoese Treasury of Caffa. Zolotoordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2013, no. 2, pp. 158–190. (In Russian)
  25. Reva R.Yu. Sayyid Ahmad I and Giyas ad-Din I. (Historiography of the discovery, genealogy, newly discovered coin issues). Numizmatika Zolotoy Ordy = Golden Horde Numismatics. 2014, no, 4, pp. 48–60, 201. (In Russian)
  26. Reva R.Yu. Muhammad Barak and his time. Review of numismatic and written sources. Numizmatika Zolotoy Ordy = Golden Horde Numismatics. 2015, no, 5, pp. 80–104, 153–155. (In Russian)
  27. Reva R.Yu. The struggle for power in the first half of the 15th century. Zolotaya Orda v mirovoy istorii = Golden Horde in World History. 2016, pp. 704–729. (In Russian)
  28. Reva R.Yu. About Russian coins of the 1420s – 1430s. with imitation of an Arabic legend. Numizmaticheskie chteniya Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya = Numismatic readings of the State Historical Museum. 2019, pp. 93–98. (In Russian)
  29. Reva R.Yu. On recent finds of oriental coins in the Kurgan region. Sibirskiy sbornik = Siberian collection. Iss. 5, Tobolsk, 2020, pp. 166–186. (In Russian)
  30. Reva R.Yu. Saray coins of Giyas ad-Din b. Shadibek (Preliminary message). Numizmaticheskie chteniya Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya = Numismatic rea¬dings of the State Historical Museum, 2020, pp. 104–111. (In Russian)
  31. Reva R.Yu. New information about Sayyid Ahmad I. Numizmaticheskie chteniya Gosudarstvennogo Istoricheskogo muzeya = Numismatic readings of the State Historical Museum. 2021, pp. 92–100. (In Russian)
  32. Reva R.Yu., Kazarov A.A. Ulus of Jochi in AH 817–819. Reconstruction of events taking into account new numismatic data. Vostochnaya numizmatika v Ukraine = Eastern numismatics in Ukraine. Part 3, Kyiv, 2013, pp. 60–75. (In Russian)
  33. Reva R.Yu., Kazarov A.A., Klokov V.B. New numismatic data for the reconstruction of the history of the Golden Horde in AH 817–819. Pyatnadtsataya Vserossiyskaya numizmaticheskaya konferentsiya = 15th All-Russian Numismatic Conference. Moscow, 2009, pp. 78–80. (In Russian)
  34. Reva R.Yu., Leonov B.I. In search of the Mahmuds (The first 30 years of the 15th century). Dvadtsataya Vserossiyskaya numizmaticheskaya konferentsiya = 20th All-Russian Numismatic Conference. Moscow, 2019, pp. 73–75. (In Russian)
  35. Reva R.Yu., Nedayvoda A.V. Coins with the name of Emir Vaqqas and two reigns of Mahmud, Khan of the Big Horde. Vestnik NGU = Bulletin of the Novosibirsk State University. Series: History, philology. Vol. 16, no. 7: Archeology and ethnography. Novosibirsk, 2017, pp. 151–159. (In Russian)
  36. Savosta R.Yu. Coins of Hadji-Tarkhan AH 813–831. Nikolaev, 2016. 160 p. (In Russian)
  37. Savosta R.Yu. Catalog of silver coins of Hajji Tarkhan from AH 831. Nikolaev, 2020. 132 p. (In Russian)
  38. Savosta R.Yu., Reva R.Yu., Leonov B.I. The last coins of Saray. Zolotoordynskoe nasledie = Golden Horde Heritage. Iss. 4, Kazan, 2021, pp. 250–261. (In Russian)
  39. Sayyid Muhammad Riza. Seven planets in the news about the Tatar kings. Book 2. Translation from Ottoman by I.R. Gibadullin. Kazan, 2023. 528 p. (In Russian)
  40. Smirnov V.D. Crimean Khanate under the rule of the Otoman Porte until the beginning of the 18th century. Vol. 1. Moscow, 2005, 540 p. (In Russian)
  41. Utemish-hajji. Kara tawarich. Translation by I.M. Mirgaleev, E.G. Sayfetdinova. Kazan, 2017. 312 p. (In Russian, in Tatar)
  42. Fasikh Khawafi. Mujmal-i Fasikhi (Fasikh vault). Tashkent, 1980, 348 p. (In Russian)
  43. Florya B.N. Horde and states of Eastern Europe in the middle of the 15th century (1430–1460) Slavyane i ikh sosedi = Slavs and their neighbors. Iss. 10. Slavs and the nomadic world. Moscow, 2001, pp. 172–196. (In Russian)
  44. Halim Giray Sultan. The rose bush of the khans, or the history of Crimea. Simferopol, 2008. 192 p. (In Russian)
  45. Khromov K.K. On the chronology of the reign of Davlat Berdi Khan in the Crimean ulus according to numismatic data (the last Jochid silver coins of Crimea). From Onon to Thames. Genghisids and their western neighbors. To the 70th anniversary of Mark Grigorievich Kramarovsky. Moscow, 2013, pp. 378–416. (In Russian)
  46. Evliya Celebi. Travel book. Crimea and adjacent regions (Extracts from the writings of a Turkish traveler of the 17th century). Simferopol, 2008. 272 p. (In Russian)
  47. Yakushechkin A.V. To the question of the circumstances of Hadji Giray’s coming to power Zolotoordynskoe obozrenie = Golden Horde Review. 2016, vol. 4, no. 3, pp. 580–601. (In Russian)
  48. Retowski O. Die Münzen der Gireï. Moskau, 1905. 306 s. + XXX taf. (In German)
  49. Scriptores Rerum Prussicarum. Die Geschichtsquellen der Preussischen Vorzeit bis zum Untergange der Ordensherrschaft. Herausgegeben von T. Hirsch, M. Töppen, E. Strehlke. Bd. 3. Leipzig, 1866. 730 s. (In German)

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig. 1. Reconstructions of coin stamps: Sayyid Ahmad I (1), Giyath al-Din I (2), Giyath al-Din, son of Shadibek (3–13).

下载 (430KB)
3. Fig. 2. Reconstructions of coin stamps: Hadji Giray, son of Giyath al-Din, son of Tashtimur (14); Mustafa, son of Giyath al-Din, son of Shadibek (15); Mahmud, son of Kichi-Muhammad (16); Ahmad, son of Kichi-Muhammad (17).

下载 (193KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».