Наставничество в системе «школа – школа» в контексте приоритетов современного образования в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье актуализируется проблема наставничества в системе «школа – школа» как один из ключевых механизмов повышения качества образования в контексте приоритетов современного образования в России. Этот вид наставничества позволяет не только усилить профессиональное развитие педагогов, но и создать условия для устойчивого обмена лучшими практиками между образовательными учреждениями. В статье рассматриваются методологические подходы к реализации модели наставничества «школа – школа» в России и за рубежом, а также факторы, которые влияют на успешность этой формы взаимодействия. В ходе исследования проведен анализ отечественного и международного опыта, что позволяет выявить наиболее эффективные практики и предложить рекомендации для дальнейшего развития системы наставничества в России. Особое внимание уделено методологическим аспектам наставничества и его влиянию на качество образования, а также условиям, способствующим успешной реализации наставнических программ в России и за рубежом. В заключение представлены выводы о необходимости внедрения инновационных моделей наставничества в образовательную практику и усиления взаимодействия между образовательными учреждениями для решения актуальных задач современной школы.

Об авторах

Анатолий Геннадьевич Маджуга

Институт развития образования Республики Башкортостан

Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Оксана Владимировна Гумерова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Email: gumerova_80@mail.ru
кандидат биологических наук, доцент, руководитель научно-методического центра сопровождения педагогических работников Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Светлана Геннадьевна Бережная

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Email: bereg-69@mail.ru
руководитель центра исследований и разработок в сфере качества инпо «вектор развития» Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Гузель Ибрагимовна Калимуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Email: g_kalimullina@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, директор института непрерывного профессионального образования «вектор развития» Уфа, Республика Башкортостан, Россия

Список литературы

  1. Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 5. С. 124–151.
  2. Горбунова Е.А. Наставничество в профессиональном развитии учителя: зарубежный опыт // Педагогика. 2018. № 4. С. 105–112.
  3. Грачева Л.Ю., Баграмян Э.Р., Цыганкова М.Р. и др. Модели и практики профессионального развития учителей в современных системах образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 176–200.
  4. Тимофеева А.А. Практика наставничества в системе общего образования: российский и зарубежный опыт // Педагогическое образование и наука. 2019. № 2. С. 45–50.
  5. Министерство просвещения Российской Федерации. Концепция развития наставничества в системе образования Российской Федерации. М.: Министерство просвещения РФ, 2019. С. 10–15.
  6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. М.: Правительство РФ, 2017. С. 35–42.
  7. Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Мониторинг экономики образования: развитие профессиональных компетенций педагогов. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 75–83.
  8. Сидорова И.Н. Партнерство школ в современном образовательном пространстве // Образование и наука. 2020. № 6. С. 68–77.
  9. Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. New York: Teachers College Press, 2012. P. 32–47.
  10. OECD. Teacher Professional Learning and Development: Best Practices in Mentoring and Coaching. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 15–28.
  11. Кузнецова Е.И. Партнерство образовательных организаций в условиях реализации ФГОС // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 4. С. 112–119.
  12. Barber M., Mourshed M. How the World's Best-Performing School Systems Come Out on Top. London: McKinsey & Company, 2007. P. 21–30.
  13. Department for Education. National Teaching Service: School-to-School Support and Collaboration. London: DfE Publications, 2016. P. 58–65.
  14. Матвеева Е.Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 175–180. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-mirovye-tendentsii-v-sisteme-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley-v-gonkonge (дата обращения: 19.09.2024).
  15. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К. и др. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost-1/viewer (дата обращения: 29.10.2024).
  16. Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2023. № 17 (2). С. 162–176.
  17. Zhang L., Li X. Peer Mentoring Between Schools in China: A Case Study of Collaborative Professional Development // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19, № 3. P. 325–336.
  18. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. 5th ed. New York: Teachers College Press, 2016. P. 50–61.
  19. Leana C.R. The Missing Link in School Reform // Stanford Social Innovation Review. 2011. Vol. 9, № 4. P. 30–35.
  20. Международная академия образования (МАО). Наставничество и коучинг: эффективные практики. Брюссель: МАО, 2019. С. 22–29.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».