Проблемы декоративного восприятия на пленэре у студентов художественных факультетов педагогических вузов
- Авторы: Сердюкова Н.С.1, Худэжичаолу .2
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный педагогический университет
- Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 63-70
- Раздел: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-6127/article/view/292822
- DOI: https://doi.org/10.23951/2307-6127-2025-2-63-70
- ID: 292822
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается изучение декоративного восприятия как психологического процесса в контексте учебно-творческой деятельности студентов во время пленэрной практики. Освоенные студентами умения изучать и грамотно воспроизводить объекты реального мира помогают им в выразительной стилизации натуры, поскольку только через познание предмета возможно максимально творчески его раскрыть. Однако овладев навыками реалистичного изображения природы в соответствии с законами изобразительной грамоты, студенты старших курсов демонстрируют неспособность к декоративному изображению натуры. Трудности при переходе от реалистичного изображения к декоративному могут указывать на недостаточно развитое декоративное восприятие у обучающихся. Анализируются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты старших курсов художественных факультетов при создании декоративных этюдов на природе. Исследование включает анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за изобразительной деятельностью студентов, просмотр пленэрных работ с целью выявления типичных ошибок и внедрения результатов исследования в образовательный процесс. На основе теоретических и практических данных делается вывод, что психологические проблемы студентов связаны именно с декоративным восприятием, поскольку обучающиеся не до конца понимают, что нужно увидеть в натуре. Просмотр пленэрных работ подтверждает низкий уровень декоративного восприятия, которое отражается в отсутствии таких признаков, как эмоциональное и чувственное восприятие ландшафта, оригинальность идей, выразительность цвета, поиск стереотипного и индивидуального, использование стилизации, способность выделять ключевые особенности и объединять детали, создавать целостный живописный этюд. Исследование подтверждает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы для раскрытия методических возможностей пленэрной практики.
Ключевые слова
Об авторах
Надежда Сергеевна Сердюкова
Новосибирский государственный педагогический университет
Email: serdyukovan-2016@mail.ru
ассистент Новосибирск, Россия
. Худэжичаолу
Колледж искусств и наук Хондера во Внутренней Монголии
Автор, ответственный за переписку.
Email: 497373519@qq.com
доцент
Хоххот, МонголияСписок литературы
- Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. Т. 1. 388 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / отв. ред. А.В. Брушлинский, В.А. Кольцова. М.: Наука, 2001. 270 с.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Акад. пед. наук СССР. М.: Просвещение, 1968. 332 с.
- Кузин В.С. Психология. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Оникс 21 век, 2005. 304 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971. 144 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 2. 320 с.
- Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.
- Восприятие и деятельность: сб. статей / под. ред. А.Н. Леонтьева. М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. 319 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / под ред. и с предисл. Д.А. Леонтьева. 5-е, испр. и доп. изд. М.: Смысл, 2020. 526 с.
- Leontiev A.N. The Life and Creative Path of A.N. Leontiev // Journal of Russian and East European Psychology. 2005. Vol. 43. P. 8.
- Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. 32 с.
- Известия Академии педагогических наук СССР: cб. ст. Вып. 76: Психологические исследования представлений и воображения / Отделение психологии; ред. Е.И. Игнатьев. М.: Просвещение, 1956. 248 с.
- Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.
- Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во Московского ун-та, 1969. 106 с.
- Зинченко В.П. Восприятие и визуальная культура / науч. ред. А.И. Назаров, Т.Г. Щедрина. М.: ЦГИ Принт, 2017. 598 с.
- Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов I–II курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе обучения живописи: дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 145 с.
- Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 16 с.
- Коробко Ю.В. Формирование целенаправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно-графических факультетов: дис. … д-ра пед. наук. Краснодар, 2005. 384 с.
- Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2009. 16 с.
- Shokorova L.V., Grechneva N.V., Bochkovskaya V.I. Importance of Plein-Air Practice in Professional Art Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. P. 8657–8668.
- Медведев Л.Г. Критерии оценки художественного образа как фактор развития творческих способностей студентов. Алма-Ата: Каз. пед. инт-т., 1980. 63 с.
- Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. 158 с.
- Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета. СПб.: ЗАО «Мультипринт Северо-Запад», 2009. 152 с.
- Бесчастнов Н.П. Цветная графика: учеб. пос. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2014. 176 с.
- Крамской И.Н. Об искусстве / сост. и вступ. ст. Т.М. Коваленской. М.: Изобразительное искусство, 1988. 208 с.
Дополнительные файлы



