Динамика чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современный образовательный процесс в высшем учебном заведении должен иметь личностно-профессиональную направленность. Развитие личностно-профессиональных компетенций, необходимых будущим педагогам и психологам, – важнейшая задача подготовки специалистов в этой области. Чувствительность к другому человеку является одной из таких компетенций. В теоретической части проводится анализ понятия «чувствительность к человеку», раскрывается структура данного понятия и описываются компоненты чувствительности к другому, такие как интерес к человеку, эмпатия, понимание и помощь. Цель эмпирического исследования – выявить динамику чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки. Всего в исследовании приняло участие 163 студента психолого-педагогических направлений подготовки Череповецкого государственного университета (с 1-го по 5-й курс). В результате было установлено, что уровень чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки довольно высок, некоторое ее снижение происходит лишь на втором-третьем курсе. Наиболее выраженными параметрами чувствительности у студентов всех курсов являются эмпатия и помощь. В меньшей степени у студентов проявляется интерес к человеку и понимание человека. Научная новизна работы заключается в том, что представлен анализ динамики чувствительности у студентов психолого-педагогических направлений подготовки, выявлены «проблемные» зоны при ее формировании на разных этапах обучения в вузе. Полученные данные показывают важность целенаправленного формирования чувствительности к человеку у студентов психолого-педагогических направлений подготовки как в рамках учебных занятий, так и во внеучебной деятельности.

Об авторах

Ольга Валериевна Смирнова

Череповецкий государственный университет

Email: ovsmirnova@chsu.ru
кандидат психологических наук, доцент Череповец, Россия

Екатерина Александровна Ловкова

Череповецкий государственный университет

Email: ekaterina_lovkova@mail.ru
старший преподаватель кафедры психологии Череповец, Россия

Список литературы

  1. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
  2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный ин-т. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.
  3. Rest J. R. Moral development: Advances in research and theory, 1986. 241 p.
  4. Бакурова О. Н. Чувствительность к проблеме: психологические подходы к определению и изучению // Вестник Калужского ун-та. 2015. № 3 (28). С. 82–90.
  5. Маралов В. Г. Проблема чувствительности к угрозам: обзор исследований // Национальный психол. журнал. 2021. № 1 (41). С. 15–26. doi: 10.11621/npj.2021.0102
  6. Маралова Т. П. Психологическая структура сензитивности к человеку // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. № 5. С. 30–33.
  7. Кузнецова Е. Н. Интерес к человеку как ценностное основание педагогического взаимодействия // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2010. № 121. С. 124–127.
  8. Тулитбаева Г. Ф. Социальный интерес как условие преодоления отчужденности в межличностных отношениях у студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2019. 24 с.
  9. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. С. 248–265.
  10. Карпова Е. В., Коптева С. И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский пед. вестник. 2019. № 2 (107). С. 114–121.
  11. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. 512 с.
  12. Юшачкова Т. Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 23 с.
  13. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
  14. Кухтова Н. В. Структурные компоненты просоциальной личности специалистов, ориентированных на оказание помощи // Психология человека в образовании. 2021. № 3. С. 273–287. URL: https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-3-273-287
  15. Маралов В. Г., Романюк Л. В. Влияние чувствительности к человеку на принятие позиций взаимодействия студентами // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 180–195.
  16. Маралова Т. П. Сензитивность к человеку как условие формирования личностной нормативности и профессиональной идентичности у студентов-психологов младших курсов // Гуманитарные научные исследования (электронный научный журнал). 2015. № 2. URL: https://human.snauka.ru/2015/02/9892 (дата обращения: 25.02.2023)
  17. Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи профессиональной идентичности и доверия к себе у студентов – будущих психологов // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2014. № 5. С. 126–130.
  18. Маралов В. Г., Маралова Т. П. Психологические особенности взаимосвязи отношения к опасностям с отношением к людям у студентов // Ярославский пед. вестник. 2022. № 2 (125). С. 96–105.
  19. Юшачкова Т. Б. Взаимосвязь понимания другого человека и ценности умения прощать у студентов // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 2. С. 110–126. doi: 10.17759/sps.201809020
  20. Allport G. W. Personality: A Psychological Interpretation. N. Y.: Henry Holt & Co, 1937. 588 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».