Формирование позитивной профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях индивидуализации образовательного процесса

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена неоспоримой значимостью формирования профессиональной мотивации для академических достижений будущих педагогов в процессе обучения в высшей школе, их успешной профессиональной адаптации и самореализации в педагогической профессии. Индивидуализация образовательного процесса посредством выстраивания студентами индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) личностно-профессионального развития и получения образования выступает в качестве ключевого фактора, детерминирующего развитие позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов (свобода выбора учебных курсов, источников получения информации, методов и средств самостоятельной работы, удовлетворяющих потребность в автономии, компетентности, аффиляции). Одной из форм индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогов – студентов бакалавриата является организация образовательного процесса по схеме «2 + 2», или «2 + 3» (с двумя профилями), предоставляющей абитуриентам возможность поступления на укрупненную группу специальностей/направлений (УГСН) с последующим выбором направления подготовки и профилей образовательной программы после второго курса. Реализация в Московском городском педагогическом университете схемы обучения «2 + 2 (3)» выявила наличие у студентов трудностей, связанных с несформированностью навыков самостоятельной работы, саморегуляции учебной деятельности, ответственности за свой профессиональной выбор и т. п., что свидетельствует о взаимосвязи успешности обучения студентов по ИОТ с развитием профессиональной мотивации студентов (интерес к педагогической деятельности, осознание ее социальной значимости, активность, настойчивость, упорство в достижении цели и др.). Цель исследования – разработать структуру и содержание тьюторского сопровождения бакалавров педагогического образования с включением в него мотивационного обеспечения реализации ИОТ. Методы исследования: аналитический обзор отечественных и зарубежных научных источников, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение результатов, проектирование. Структуру тьюторского сопровождения образуют сформировавшиеся в образовательной практике вузов четыре взаимосвязанных этапа (информационно-диагностический, проектировочный, организационно-технологический, оценочно-рефлексивный). На каждом этапе тьютор в процессе субъект-субъектного взаимодействия с тьюторантом избирательно воздействует на его мотивационные состояния (желания, интересы, стремления, намерения и др.), побуждающие, направляющие и поддерживающие деятельность тьюторанта в процессе проектирования и реализации ИОТ.

Об авторах

Александр Пилялович Каитов

Московский городской педагогический университет

Email: kaitovap@mgpu.ru
кандидат социологических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2017. № 1. С. 67–87.
  2. Ковалевич М. С. Индивидуализация образовательного процесса как условие проектирования профессиональной карьеры будущих специалистов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 41–49.
  3. Байбородова Л. В., Белкина В. Н., Груздев М. В., Гущина Т. Н. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (8). С. 7–21.
  4. Graham M., Wayne I., Persutte-Manning S., Pergantis S., Vaughan A. Enhancing Student Outcomes: Peer Mentors and Student Transition // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. 2022. Vol. 34 (1). P. 1–14. URL: https://isetl.org/ijtlhe/pdf/IJTLHE4221.pdf (дата обращения: 12.06.2023).
  5. Морозова И. С., Бугрова Н. А., Крецан З. В., Евсеенкова Е. В. Выбор студентом индивидуальной образовательной траектории: субъектная позиция и стратегии выбора // Психологическая наука и образование. 2023. № 2 (28). C. 30–45.
  6. Карпова Е. В. Мотивационные и антимотивационные факторы «перевернутого обучения» // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 8–16.
  7. Ryan R. M., Deci E. L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions // Contemporary Educational Psychology. 2020. Vol. 61. P. 1–11. doi: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych
  8. Каитов А. П. Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 118–123.
  9. Weiner B. Human motivation: Metaphors, theories, and research. Newbury Park, CA: SAGE Publications, 1992. 391 p. URL: https://archive.org/details/humanmotivationm0000wein (дата обращения: 21.06.2023).
  10. Sebesta A., Speth B. How Should I Study for the Exam? Self-Regulated Learning Strategies and Achievement in Introductory Biology // CBE – Life Sciences Education. 2017. Vol. 16 (2). P. 1–13. doi: 10.1187/cbe.16-09-0269
  11. Góes N., Boruchovitch E. Estratégias de aprendizagem: como promovê-las? Petrópolis, RJ: Vozes, 2020. 126 p. doi: 10.5585/eccos.n57.19890
  12. Higgins N., Frankland S., Rathner J. Self-Regulated Learning in Undergraduate Science // International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education. 2021. Vol. 29 (1). P. 58–70. doi: 10.30722/IJISME.29.01.005
  13. Essa E. K. Strategies for Self-regulated Learning and Associated Impact on Academic Achievement in an EFL Context // EduLine: Journal of Education and Learning Innovation. 2022. Vol. 2 (4). P. 533–540. doi: https://doi.org/10.35877/454RI.eduline1451
  14. Ekici F., Atasoy B. mplementation of Strategy Instruction to Promote Pre-Service Chemistry Teachers’ SelfRegulated Learning Skills // Shanlax International Journal of Education, 2023. Vol. 11 (1). P. 1–25. doi: 10.34293/education.v11iS1-Jan.5863
  15. Asyhari A., Islamia I. The Influence of Massive Open Online Courses (MOOCs) and Face-to-Face Learning on Motivation and Self-Regulated Learning (SRL) // Journal of Educational Online. 2023. Vol. 20 (1). P. 1–17. doi: 10.9743/JEO.2023.20.1.2
  16. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 286 с.
  17. Зеер Э. Ф., Степанова Л. Н. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов // Образование и наука. 2018. № 6 (20). С. 139–157.
  18. Slepcevic-Zach P., Stock M. E-portfolio as a tool for reflection and self-reflection//Reflective Practice. 2018. Vol. 19 (2). P. 1–17. doi: 10.1080/14623943.2018.1437399

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».