Анализ метамоделей вербального представления одежды женщинами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования – выявление и анализ существенных категорий вербального представления одежды респондентами-женщинами. Актуальность исследования связана с изучением идентичности человека через оформление внешности в соответствии с его представлениями об идеальном я. Современные исследования взаимосвязи одежды и идентичности больше сосредоточены на социальных и культурных стереотипах, а не на психологических аспектах выбора одежды. Материал статьи восполняет дефицит в исследованиях этого направления психологии. Исследование проводилось методом психологического анкетирования. Выборку составили 36 женщин в возрасте 24–55 лет. Автор рассматривает элементы вербального представления одежды как отражение процесса самоидентификации у женщин. Проведенный анализ способствует более глубокому пониманию взаимосвязи между речью, одеждой и идентичностью. Для профессионального практикующего психолога умение анализировать и интерпретировать визуальные аспекты клиентской внешности – навык, способствующий проведению эффективной диагностики личностных психологических проблем клиента. В основном фокусе статьи – анализ метамоделей речи, используемых при описании одежды. Исследование показывает, что, помимо прямых словесных сообщений, респонденты неосознанно выражают свои эмоции и отношения через речевые конструкции. Для анализа авторы опираются на работы из области символического интеракционизма, а также на психоаналитические и нейролингвистические подходы. Выделены три группы значений одежды: утилитарное, социальное и личностное. Дополнительно описаны и проанализированы три метамодели: отрицание, использование экспрессивной лексики и метафорические выражения. Для иллюстрации представлены примеры клиентских кейсов. Одежда обладает универсальными коммуникативными значениями. При анализе описания внешности следует обращать внимание не только на содержание речи, но и на структуру высказываний, так как она несет дополнительные смысловые нюансы и предоставляет психологу возможность выявления бессознательных мотивов человека с целью сделать их видимыми для него. Это расширяет возможности терапевтического диалога. Результаты исследования полезны для психологов-консультантов, немедицинских психотерапевтов и арт-терапевтов, которые могут использовать проективное описание одежды для диагностики и определения поведенческих паттернов клиентов с последующей коррекцией. Также результаты могут быть важны для исследователей в области одежды и идентичности, а также для имиджмейкеров, дизайнеров и стилистов.

Об авторах

Анна Олеговна Ефимкина

Новосибирский государственный технический университет

Email: efim_kin@mail.ru
аспирант кафедры психологии и педагогики Новосибирск, Россия

Список литературы

  1. Brumberg J. J. The body project: An intimate history of American girls. New York: Random House, Inc., 1997. 267 p.
  2. Fallon A. Culture in the mirror: Sociocultural determinants of body image // Body images: Development, deviance, and change. New York: The Guilford Press, 1990. P. 80–109.
  3. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Edinburgh: University of Edinburgh Social Sciences Research Centre, 1956. 161 p.
  4. Emberley J. The fashion apparatus and the deconstruction of postmodern subjectivity // Canadian Journal of Political and Social Theory/Revue canadienne de theoriepolitiqueetsociale. 1987. Vol. XI, № 1-2. P. 39–50.
  5. Ефимкина А. О. Взаимосвязь личностной идентичности и одежды // Вопросы психологии. 2023. Т. 69, № 3. С. 107–115.
  6. Ефимкина А. Индивидуальное представление образа тела и выбора одежды // Психологические исследования. 2023. № 16 (89). С. 6. doi: 10.54359/ps.v16i89.1397
  7. Ефимкина А. О. Роль одежды в арт-терапевтическом процессе // История российской психологии в лицах: дайджест. 2016. № 6. С. 389–396.
  8. Ефимкина А. О. Дискурс одежды и телесных модификаций как диагностический материал в психотерапии // Социальная онтология России: сб. научных статей по докладам XVI Всероссийских Копыловских чтений. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2022. С. 141–144.
  9. Roach-Higgins M. E., Eicher J. B. Dress and Identity // Clothing and Textiles Research Journal. 1992. № 10 (4). P. 1–8.
  10. Stone G. P. Appearance and the Self // Human Behavior and Social Processes: An Interactionist Approach / еd. by A. M. Rose. N. Y.: Houghton Miffl in Co, 1962. P. 86–118.
  11. Goffman E. Behavior in publicplaces. N. Y.: Harper & Row, 1971. 248 p.
  12. Goffman E. Stigma, notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1963. 147 p.
  13. Stryker S. Symbolic interaction, a social structural version. Menlo Park, CA: Benjamin Cummings, 1980. 161 p.
  14. Weigert A. J., Teitge J. S., Teitge D. W. Society and identity, toward a sociological psychology. Cambridge, England: Cambridge Univ. Press, 1986. 134 p.
  15. Айхер Дж. Одежда, чувства и наше «Я» – публичное, приватное и тайное // Теория моды: одежда, тело, культура. 2021. № 1 (59). С. 119–140.
  16. Eicher J. B. Introduction: Dress as Expression of Ethnic Identity // Dress and Ethnicity / еd. by J. B. Eicher. Oxford; Washington, DC: Berg Publishers, 1995. P. 1–5.
  17. Hunt S. A., Miller K. A. The discourse of dress and appearance: Identity talk and a rhetoric of review // Symbolic Interaction. 1997. Vol. 20, № 1. P. 69–82.
  18. Boomsma Y. The fabricated self – the role of clothing in identity development: master thesis. Faculty of Behavioural Management and Social Sciences (BMS) MSc Philosophy of Science, Technology and Society (PSTS) Dr. M. H. Nagenborg, Examination committee Dr. K. N. J. Macnish Prof. dr. C. Aydin. 2020. 2 November.
  19. Зиновьева Л. Е. Костюм и идентичность: представление о себе и представление себя // Вестник ПГГПУ. Серия № 3: Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kostyumi-identichnost-predstavlenie-o-sebe-i-predstavlenie-sebya (дата обращения: 27.02.2024).
  20. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М.: Энциклопедист-Максимум; СПб.: Мiръ, 2015. 240 с.
  21. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 354 с.
  22. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения // Нейролингвистическое программирование / под ред. К. Андреас, С. Андреаса; пер. [с англ.] Л. Миникеса, Г. Сгонник. Воронеж: МОДЭК, 1998. 224 с.
  23. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек – в принцы. Нейролингвистическое программирование / под ред. С. Андреаса. Воронеж: МОДЭК, 1994. 239, [1] с.
  24. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. СПб.: Белый кролик, 1996. 496 c.
  25. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2004. 576 с.
  26. Ефимкина Р. П. В переводе с марсианского. Приемы метакоммуникации в психологическом консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2006. 288 с.
  27. Фрейд З. Отрицание. ERGO, 1925.
  28. Фрейд З. Собрание сочинений: в 26 т. Т. 1. Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. 466 c.
  29. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 200 с.
  30. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза) / ред. и коммент. Дж. К. Зейга; пер. с англ. Т. К. Кругловой. М.: Класс, 1994. 336 с.
  31. Хейли Дж. Необычайная психотерапия: психотерапевт. техники М. Эриксона // Нейролингвистическое программирование: [пер. с англ.]. СПб.: Белый кролик, 1995. 381, [1] с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».