ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ РАССКАЗОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются понятия «компетенция» и «компетентностная задача», внимание к которым обусловлено появлением новой образовательной парадигмы. Анализ педагогических источников выявил отсутствие полноценного компетентностно ориентированного учебно-методического обеспечения учебного предмета «Литература», что свидетельствует об актуальности разработок в данной области. Рассматривая основные характеристики компетентностной задачи, автор предлагает примерный вариант такого задания на материале рождественского рассказа О. Генри «Дары волхвов».

Об авторах

Татьяна Алексеевна Байдагулова

Томский государственный педагогический университет

Email: bay.tatyana@yandex.ru
студент ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000 (дата обращения: 20.11.2021).
  2. Хуторской А. В. Компетентностный подход и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В. В. Краевского // Вестник Института образования человека. 2016. № 1. С. 1–13.
  3. Королькова С. А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник ВолГУ. 2008–2009. Вып. 11. С. 29–33.
  4. Дубова М. В., Маслова С. В. Целевой и содержательный аспект понятия «компетентностная задача» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevoy-isoderzhatelnyy-aspekt-ponyatiya-kompetentnostnaya-zadacha/viewer (дата обращения: 21.11.2021).
  5. Сергеева Т. Ф. Математика на каждый день. 6–8 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2020. 112 с.
  6. Криволапова Н. А., Шаврина О. Г., Важенина Н. Г. Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку: сборник для образовательных учреждений. Курган, 2015. 120 с.
  7. Компетентностные задания по русскому языку. 5–11 классы. Методический конструктор: учеб. пособие / авт.-сост. Т. И. Павлова, Т. В. Белоусова. Ростов н/Д: Легион, 2012. 73 с.
  8. Голиченко Т. И. Компетентностно-ориентированные задания по обществознанию: методическое пособие. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2016. 30 с.
  9. Компетентностно-ориентированные задания для сельской школы: учебно-методическое пособие для учителей физики и химии, студентов направления 050100.62 «Педагогическое образование профилей „Физика. Информатика“, „Физика“, „Химия“» / О. В. Коршунова, М. Х. Зинатова, А. Ф. Кандакова, А. А. Корепанова, С. Н. Храмцова, Т. С. Шеромова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. 66 с.
  10. Данюшенков В. С., Коршунова О. В. Разноуровневые задачи по физике: 7–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных школ. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2012. 151 с.
  11. Компетентностно-ориентированные задания в школе: сборник заданий / сост. Н. Н. Стоянкина, Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, В. В. Шишина. Челябинск: ЧИППКРО, 2017. 52 с.
  12. Пашкевич А. В. Компетентностно-ориентированный урок. Волгоград: Учитель, 2014. 207 с.
  13. Пашкевич А. В. Создание системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы. М.: Научная мысль: ИЦ РИОР: Инфра-М, 2013. 166 с.
  14. Пашкевич А. В. Оценка метапредметных результатов: основы проектирования компетентностно-ориентированных заданий (в рамках методического обеспечения реализации проекта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и школ с низкими образовательными результатами): методические рекомендации: в 2 ч. Ч. I / авт.-сост. А. В. Пашкевич. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 61 с.
  15. Пашкевич А. В. Оценка метапредметных результатов: основы проектирования компетентностно-ориентированных тестовых заданий (в рамках методического обеспечения реализации проекта поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях, и школ с низкими образовательными результатами): методические рекомендации: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. А. В. Пашкевич. Ханты-Мансийск: Институт развития образования, 2018. 66 с.
  16. Сарафанова Л. Г. Компетентностно ориентированные задания по литературе. Чусовой, 2015. URL: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/kompietientnostno_oriientirovannyie_zadaniia_po_litieraturie (дата обращения: 25.11.2021).
  17. Кананыхина А. А. Компетентностно-ориентированные задания по литературе. Затобольск, 2014. URL: https://tak-to-ent.net/load/494-1-0-20752 (дата обращения: 25.11.2021).
  18. Уминова Н. В. Изучение произведений святочной прозы на уроках литературы в 5–11 классах: дис. … канд. пед. наук. М., 2009. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-izuchenieproizvedeniy-svyatochnoy-prozy-s-uchetom-ih-zhanrovoy-spetsifiki-na-urokah-literatury-v-5-11-klassah (дата обращения: 20.11.2021).
  19. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Литература» (для 5–9 классов образовательных организаций) от 27.09.2021. М., 2021. 105 с. URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Literatura_proekt_.htm (дата обращения: 26.11.2021).
  20. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Беляева Н. В. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 7-е изд. М.: Просвещение, 2021. 303 с.
  21. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 6-е изд. M.: Просвещение, 2021. 160 с.
  22. Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. Литература: 5–9 классы: рабочая программа / под ред. Б. А. Ланина. М.: Просвещение, 2021. 140 с.
  23. Архангельский А. Н. Литература: 5–9 классы: рабочая программа к учебнику А. Н. Архангельского, Т. Ю. Смирновой / под ред. А. Н. Архангельского. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2021. 124 с.
  24. Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. 2-е изд. М.: Просвещение, 2017. 240 с.
  25. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
  26. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 2. 5-е изд. М.: Просвещение, 2016. 319 с.
  27. Фасоля А. Н. Компетентностно ориентированные задачи. Проблемы терминологии, типологии и создания. Основа. 2015. № 11 (47). С. 6–9. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_9_47_13154.pdf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».