Formation of Religious Terminology of the Komi Folk Orthodox Movement Bursyylysyas

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Features of religious doctrine, religious practices, and norms of behavior are among the significant group characteristics of confessional communities. This list of religious characteristics and their interpretations can differ considerably depending on whether they are used for identification from the perspective of the group members (self-identification) or identification by others. The understanding of one’s own faith as true and saving faith is reflected in religious terminology and often becomes a decisive factor in the formation of confessional terms. The article analyzes the semantic and pragmatic components of self-designations and key religious terms of the Komi folk Orthodox movement bursylysyas (ver. ‘singers of goodness’), which emerged at the beginning of the 20th century. This study is based on archive and published material from the first half of the 20th century. The bursylysyas movement emerged at the beginning of the 20th century in the Komi villages on the upper Vychegda. The most important elements of the religious practices were spiritual conversations, during which religious hymns were sung in the Komi language, led by a local peasant, Stefan Yermolin, and after his death by other lay people. The religious terminology of the Komi folk Orthodox movement bursylysyas is an example of selfidentification and self-designation, as it refers to certain collective acts performed for religious reasons that unite the group. The self-designation of the religious group and the names of the religious practices reflected the religious and ethical notions of goodness (bur), demonstrated a high regard for their own doctrine, and emphasized the special status of their followers. The names of the leader and his followers – burvystalys‘ 'singers of goodness' / burkyvzysyas ‘hearers of goodness' – were closely linked. The direct meaning of these terms, reflecting certain signs and actions, was combined with additional symbolic meanings denoting the status of a religious leader and his followers. The change of the self-name of the religious group and the name of the spiritual talks after the death of S. Yermolin shows the importance of the personality of the founder of the religious movement as well as the reconsideration of his own role by his followers.

About the authors

Victoria Vladimirovna Vlasova

Institute of language, literature and history, Federal Research Centre Komi Science Centre of Ural Branch RAS

Email: vv505@hotmail.com
Syktyvkar, Russian Federation

References

  1. Вендина Т. И. Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры (концепты Добро и Зло) // Славянский альманах 2003. М.: Индрик, 2004. С. 430–475.
  2. Власова В. В. Христианское просвещение в зырянских приходах Вологодской епархии: беседа и церковная проповедь на родном языке // Этнографическое обозрение. 2017. № 1. С. 183–195.
  3. Власова В. В. «Слово по случаю вступления на паству» А. А. Куратова: к истории церковной проповеди на коми языке // Историческое произведение как феномен культуры: материалы X Международной научной конференции / отв. ред. А. Ю. Котылев, А. А. Павлов. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. П. Сорокина, 2016. С. 172–179.
  4. Вологжанин. Новый «братец» Стефан Вологодский: материалы для истории новейшего мистического сектантства. СПб.: Издание М. В. Скворцова, 1912. 19 с.
  5. Гагарин Ю. В. Религиозные пережитки в Коми АССР и их преодоление. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1971. 255 с.
  6. Гагарин Ю. В. «Бурсьылысь» как местная разновидность православия в Коми крае // Этнография и фольклор / отв. ред. Л. Н. Жеребцов. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1976. С. 60–74 (Труды Института языка, литературы и истории. Вып. 17).
  7. Исхаков Р. П. Этапы генезиса кряшенской (крещено-татарской) этноконфессиональной идентичности // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 1. С. 50–54.
  8. Коми сёрнисикас кывчукöр. Словарь диалектов коми языка: в 2 т. Сыктывкар: Кола, 2012. Т. I: А–О. 1096 с.
  9. Лимеров П. Ф. Рукописный памятник коми-зырян Соборный чин: поучение и основы вероучения // Quaestio Ros¬sica. 2020. Т. 8, № 1. С. 56–70.
  10. Лимеров П. Ф. Памятник литературы Верхней Вычегды: Сӧбирайтчӧм рад – Соборный чин // Арт (Лад). 2022. № 3 (99). С. 25–55.
  11. Лыткин Г. С. Зырянско-русский словарь // Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык. Санкт-Пе¬тербург: Типография Императорской академии наук, 1889. С. 43–112.
  12. Лыткин Г. С. Русско-зырянский словарь. Составлен по рукописному словарю Н. П. Попова. Л.: Изд-во АН СССР, 1931. 360 с.
  13. Львов А. «Нежные псалмы»: этническое и религиозное в культуре русских иудействующих // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 100–120.
  14. Мельникова Е. А. «Воображаемая книга»: очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России. СПб.: Изд-во Европ. Ун-та в С.-Петербурге, 2011. 182 с.
  15. Никитина С. Е. Конфессиональные культуры и их территориальные варианты (проблемы синхронного описания). М.: Институт наследия, 2013. 312 с.
  16. Никифор арх. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: в 4 вып. Труд и издание архим. Никифора. Вып. 1. А–Е. М., 1891. 248 с.
  17. Пастырь-проповедник. Живое слово пастыря // Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1909. № 17. С. 403–415.
  18. Подюков И. А. Христианские реминисценции в живой речи (на материале старообрядческих говоров Прикамья) // Научный диалог. 2022. Т. 11, № 4. С. 318–334.
  19. Терюков А. И. Из истории перевода Священного Писания на язык коми-зярын (П. И. Савваитов и Г. С. Лыткин) // Христианство в регионах мира: сборник статей / отв. ред. Т. А. Бернштам, А. И. Терюков. СПб.: Наука, 2008. С. 229–245.
  20. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А. П. Лопухина. Т. 11. СПб.: Тип. Монтвида, 1913. 609 c.
  21. Феофан-затворник. Толкование Посланий св. апостола Павла к колоссаем и к Филимону. М.: Унив. тип. М. Каткова, 1880. 296 с.
  22. Черных А. В. Народная терминология старообрядческих согласий в русских традициях Прикамья: бегуны (странники) // Традиционная культура. 2018. Т. 19, № 5. С. 97–109.
  23. Чувьюров А. А. Гендерные отношения в религиозно-мистических сообществах (на примере коми этноконфессионального движения бурсьыласьяс) // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции. СПб.: Алетейя, 2001. С. 76–84.
  24. Чувьюров А. А. Рукописные традиции вычегодских коми // Русский Север: Аспекты уникального в этнокультурной истории и народной традиции. СПб.: МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2004. Вып. 6. С. 385–415.
  25. Chuvyurov A., Smirnova O. Confessional factor in the ethno-cultural processes of the Uppet-Vychegda Komi // Pro Ethnologia. 15. Multiethnic Communities in the Past and Present. Tartu, 2003. P. 169–196.
  26. Koosa P., Leete A. Revolt of Grannies: the Bursylysyas Komi Folk Orthodox Movement // Journal of Ethnology and Folkloristics. 2011. № 5 (1). Р. 45–61.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».