Анализ нарушений лесного законодательства на примере Республики Карелия
- Авторы: Лукашевич В.М.1, Кузнецов А.В.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 94-108
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2307-0048/article/view/356685
- DOI: https://doi.org/10.15393/j2.art.2023.7203
- ID: 356685
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлен анализ нарушений лесного законодательства в Республике Карелия. На основе предварительной оценки сформулированы цель и задачи исследования. Цель — оценка лесонарушений на территории Республики Карелия. Задачи: 1) сбор информации по нарушениям лесного законодательства на территории Олонецкого, Муезерского, Медвежьегорского, Кондопожского, Суоярвского, Пудожского центральных лесничеств; 2) анализ нарушений лесного законодательства на исследуемых территориях; 3) выработка рекомендаций и прогнозирование нарушений лесного законодательства. В выборку попали участковые лесничества из шести центральных лесничеств Республики Карелия. Временной промежуток анализа лесонарушений составляет 5 лет (с 2017 по 2021 г.). В процессе анализа установлено, что основными видами лесонарушений являются незаконная рубка леса, оставление не вывезенной в срок древесины, оставление недорубов и неудовлетворительная очистка лесосек от порубочных остатков. На исследованной территории количество некоторых видов нарушений лесного законодательства имеет тенденции к уменьшению (оставление не вывезенной в срок древесины и незаконная рубка леса), в то же время ряд лесонарушений после спада в 2018—2019 гг. имеют тенденцию к увеличению (оставление недорубов и неудовлетворительная очистка лесосек). Объёмы не вывезенной в установленный срок древесины сократились за период с 2017 по 2021 г. примерно в два раза. Объёмы незаконной заготовки леса сократились в 3,5 раза. В начале 2017 г. объёмы нарушений, связанных с оставлением недорубов, сократилась в 4 раза, с 2019 г. увеличились 2,5 раза. При анализе данных по нарушению, связанному с неудовлетворительной очисткой лесосек, явных закономерностей не выявлено. Авторами отмечается, что неустойки за недорубы необходимо убрать с законодательства и с договоров аренды, т. к. оставление растущего леса никакого вреда и ущерба не приносит, особенно на лесосеках, оставляемых под естественное лесовосстановление. Важно, что решение основных проблем контроля и выявления лесонарушений позволит кардинально исправить ситуацию с профилактикой нарушений лесного законодательства и благоприятно скажется на функционировании лесной экосистемы.
Ключевые слова
Об авторах
Виктор Михайлович Лукашевич
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: lvm-dov@mail.ru
Алексей Владимирович Кузнецов
Петрозаводский государственный университет
Email: kuzalex@psu.karelia.ru
Список литературы
- Рослесинфорг обновил сведения государственного лесного реестра на 2022 год // Рослесинфорг. URL: https://roslesinforg.ru/news/all/6679/ (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Распоряжение Главы Республики Карелия от 30 декабря 2020 г. № 814‑р «О внесении изменений в Лесной план Республики Карелия» // Электронный фонд правовых и нормативно‑технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/465426691 (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Elvan O. D. Forest offences in 21st century Turkey (with the example for the offender and trial period of illegal use of the forests in Istanbul) // International Journal of Law, Crime and Justice. 2014. Vol. 42. Pp. 324–339. doi: 10.1016/j.ijlcj.2014.04.002.
- Bența A. E. The forest offences and the national security of Romania // Knowledge‑Based Organization. 2017. Vol. 23. Pp. 38–43. doi: 10.1515/kbo-2017-0006.
- Ahmed Y. M., Oruonye E. D. Challenges of enforcement of forestry legislation in Taraba State, Nigeria // International Journal of Geography and Geology. 2017. Vol. 6. Pp. 48–57. URL: https://doi.org/10.18488/journal.10/2017.6.3/10.3.48.57. Текст: электронный.
- Gencay G., Mercimek A. Public conscience and influence of law on forest crimes: insights from Kastamonu, Turkey // Forest Policy and Economics. 2019. Vol. 106. Article 101978. doi: 10.1016/j.forpol.2019.101978.
- Colaco R., Simão J. Disclosure of corporate social responsibility in the forestry sector of the Congo Basin // Forest Policy and Economics. 2018. Vol. 92. Pp. 136–147. doi: 10.17221/79/2019-JFS.
- Гусев Р. К. Правовое обеспечение рационального использования и охраны лесов по новому лесному законодательству: состояние и перспективы развития // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М.: Интел‑Синтез, 1998. С. 47–67.
- Лукашевич В. М., Корнилов К. А. Оценка влияния технологий лесозаготовок на лесную среду с учётом сезонности ведения работ // Известия Санкт-Петербургской лесотехнической академии. СПб.: СпбЛТА, 2009. № 186. С. 78–84.
- Хайрутдинов Ф. Ю., Мусин Х. Г., Хайретдинов А. Ф. Причинно-следственные связи лесонарушений в рекреационных лесах // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2006. № 7. С. 58–59.
- Гулевская В. В. Современное состояние и перспективы развития судебно‑экологической экспертизы по делу о лесонарушениях // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. № 1 (25). С. 64–68.
- Iksanov R., Khalikova O., Vladimirov I. et al. Forestry violations as a global issue of legal regulation in the field of forest control and supervision: the Krasnodar Territory and the Republic of Bashkortostan case study // Journal of Forest Science. 2021. Vol. 67 (6). Pp. 272–284.
- Об утверждении особенностей возмещения вреда, причинённого лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства: Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) // Электронный фонд правовых и нормативно‑технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/552051494 (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18.10.2012 (ред. от 15.12.2022) // Электронный фонд правовых и нормативно‑технических документов. URL: https://sудрф.cntd.ru/document/902376851 (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Васильева М. А., Степанюгин К. В., Богданов А. В. Выявление нарушений лесного законодательства с использованием систем дистанционного мониторинга на территории Дальневосточного федерального округа // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 4 (68). С. 107–111.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195 от 30.12.2001 (ред. от 24.06.2023, с изм. от 13.06.2023) // Электронный фонд правовых и нормативно‑технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901807667 (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 63 от 13.06.1996 (ред. от 24.07.2023, с изм. от 13.06.2023) // Электронный фонд правовых и нормативно‑технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/9017477 (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Лесной план Республики Карелия на 2019–2028 гг. // Официальный интернет‑портал Республики Карелия. URL: https://ecology.gov.karelia.ru/about/7248/ (дата обращения: 29.06.2023). Текст: электронный.
- Дряглина С. А., Кулакова Т. Г., Шевко Н. Н. Некоторые проблемы противодействия незаконным рубкам лесных насаждений (на примере Дальневосточного федерального округа) // Аграрное и земельное право. 2018. № 1 (157). С. 131–137.
Дополнительные файлы



