№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

О некоторых особенностях признания административного правонарушения в области дорожного движения малозначительным

Сидоров Э.Т., Никоноров Е.А.

Аннотация

Предметом исследования послужили правовые нормы, содержащиеся как в ст. 2.9, так и в других нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые наделяют правоприменителя при рассмотрении дела об административном правонарушении в области дорожного движения, освобождать лицо от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Объектом исследования явились административные правоотношения, которые возникают при реализации правоприменителем правового института освобождения лица от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Авторами проведен анализ позиций ученых, которые в разное время исследовали данный правовой институт. Особое внимание уделено решениям высших судебных органов и судебной практике в этой области судами районного и регионального звена. В статье предлагаются критерии определения административного правонарушения в качестве грубого, и обосновывается позиция, что грубое административное правонарушение не может быть признано ни при каких обстоятельствах малозначительным. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, фундаментальные положения научного мировоззрения. В ходе исследования применялись методы исторического, сравнительно-правового, конкретно-социологического, статистического анализа. При подготовке научной статьи авторами статьи было проведено анкетирование сотрудников Госавтоинспекции. В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: 1. Охраняемый законодательством об административных правонарушениях круг общественных отношений в сфере государственного управления настолько широк, что делает невозможным установление конкретных критериев для признания административного правонарушения в качестве малозначительного. 2. Высшие судебные органы для восполнения данного пробела устанавливают конкретные составы административных правонарушений, которые не могут быть признаны в качестве малозначительных. 4. В КоАП РФ необходимо ввести понятие «грубого административного правонарушения», под которым следует понимать «административные правонарушения, повторное совершение которых влечет уголовную ответственность». 5. Статью 2.9 КоАП РФ следует дополнить второй частью, которая будет содержать следующую правовую норму: «Не могут быть освобождены от административной ответственности в связи с признанием деяния малозначительным лица, совершившие такие административные правонарушения, по которым повторность их совершения влечет уголовную ответственность».
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(2):1-13
pages 1-13 views

Проблемы определения и применения понятий гендерного равенства и гендерного неравенства в российском праве

Мадатов О.Я.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы возникновения, развития и современного состояния научной проблемы определения понятий гендерного равенства (неравенства), а также правоприменительный аспект её решения в Российской Федерации и в зарубежных странах. Объектом исследования являются общественные отношения между государством и гражданами России по вопросам равенства прав, свобод, возможностей для их реализации и обязанностей, установленных ч. 2 ст. 6 и ч. 3 ст. 19 Конституции РФ. Предметом исследования являются нормы конституционного (ч. 2 ст. 6, ч. 3 ст. 19 и п. «ж.1» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), гражданского (ч. 1 ст. 12 СК РФ) и административного права (ч. 2 ст. 3.9 и ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ), иные нормативно-правовые и судебные акты, определяющие гендерное равенство (неравенство) граждан.   В процессе работы использовались диалектический, логический, системный, функциональный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Целью исследования является разработка единообразного подхода по установлению понятий гендерного равенства (неравенства) для исключения проблем неоднозначного толкования и коллизии законодательства в современной науке и правоприменительной практике. Указанная цель определила необходимость постановки и решения следующих задач: 1.Исследование понятий гендерного равенства (неравенства) как юридических категорий в Российской Федерации и зарубежных странах. 2.Формулирование единых определений гендерного равенства (неравенства). 3.Определение основного отличия между понятиями гендерного равенства (неравенства). 4.Рассмотрение возможности применения авторских понятий гендерного равенства (неравенства) в правоприменительной практике и в нормативных актах. Исследование показало, что единого подхода в понимании гендерного равенства (неравенства) в современной науке и правоприменительной практике не существует. Большинство современных концепций понятий гендерного равенства (неравенства) основано на признании равенства прав и свобод мужчин и женщин. Автор же статьи выдвигает теорию, что гендерное равенство является гарантированным государством и международными правовыми актами правом, свободой, обязанностями и возможностями для их достижения по отношению к гражданам без разделения по полу, а гендерное неравенство напротив выступает дискриминационным признаком по отношению к гражданам в зависимости от их пола.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(2):14-29
pages 14-29 views

Немецкий опыт определения достоверности волеизъявления народа

Кравченко О.А.

Аннотация

Предметом исследования является опыт Германии в сфере достоверности волеизъявления народа при голосовании на прямых формах демократии. В работе рассмотрена демократия и выявление воли народа в Германии. Предлагается выделить широкий и узкий подходы к понимаю достоверности когда речь идет о выявлении воли народа. Так, узкий подход имеет отношение только к правильности подсчета голосов и тогда достоверность волеизъявления народа следует определить как соответствие итогового протокола о голосовании действительному волеизъявлению народа, а при широком подходе предложено рассматривать как соответствие волеизъявления народа истинной и свободной воле народа. Выявлена классификация типов искажений волеизъявления гражданина (исходя из их природы). Основными выводами исследования являются результат изучения зарубежной практики организации определения достоверного волеизъявления народа при прямых формах демократии. В ряде позиций зарубежный опыт может быть позаимствован. Так, было бы оправдано законодательно и конституционно закрепить повышение значения политических партий в сфере формирования воли народа. С учётом зарубежного опыта можно ввести конкретные меры уголовной и гражданской ответственности казуистичной направленности за неисполнение или нарушение предусмотренных законом процедурных норм избирательного процесса влекущее искажение волеизъявления избирателей. Думается, назрела необходимость введения ответственности перед народом и всего депутатского корпуса органа законодательной власти в целом, то есть введение народного вотума недоверия данному составу органа законодательной власти в том, случае если имеются сомнения в достоверности результатов определения волеизъявления народа. В качестве гарантий реального воплощения в жизнь демократии и власти народа, следовало бы предусмотреть принятие важнейших законодательных актов в сфере определения достоверности волеизъявления народа, только при наличии народной инициативы.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(2):30-52
pages 30-52 views

Защита неприкосновенности частной жизни в условиях развития цифровых коммуникаций

Якунина А.В.

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние технологического прогресса на обеспечение и защиту неприкосновенности частной жизни в условиях расширения цифровых коммуникаций. Уровень ожиданий конкретного общества относительно состояния неприкосновенности частной жизни служит эталоном, стимулирующим либо ослабляющим действия по совершенствованию национального законодательства. Чувствительное отношение к восприятию технологий, основанное на здравом смысле, позволит избежать явных нарушений соразмерности и поддерживать баланс между частными и публичными интересами в обществе. В статье автор проводит анализ влияния цифровых технологий на приватную жизнь в условиях расширения государственной поддержки данной сферы на примере самых влиятельных корпораций Palantir Technologies Inc. и Cambridge Analytica, и предлагает эффективные меры по обеспечению защиты личных данных в современном цифровом мире. В рамках подготовки настоящей статьи был использован комплекс методов, включая сравнительно-правовой метод, системный анализ, историко-правовой метод и эмпирические методы для анализа практической реализации правовых норм. Научная новизна исследования определяется комплексным и всесторонним анализом влияния цифровых технологий на неприкосновенность частной жизни, поскольку применяемые информационные технологии дают большую возможность как для сознательного, так и для неосознанного нарушения прав и свобод. Кроме того, в настоящей статье рассматриваются этические и правовые аспекты использования личных данных граждан и даются рекомендации по улучшению конфиденциальности в цифровую эпоху. В связи с этим вопрос неприкосновенности частной жизни в контексте эволюции цифровых коммуникаций приобретает особую актуальность. В заключение статьи обсуждается важность баланса публичных и частных интересов в сфере цифровых технологий и защиты данных и предлагаются пути решения этой сложной проблемы в интересах всех заинтересованных сторон.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(2):53-62
pages 53-62 views

Об организации прокурорско-надзорного сопровождения реализации национального проекта «Экологическое благополучие»

Усов А.Ю.

Аннотация

В работе исследуются общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления прокуратурой Российской Федерации прокурорско-надзорного сопровождения реализации национального проекта в сфере экологии. Предмет исследования составляют практика прокуратур субъектов Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная практика Верховного Суда Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, труды ученых, относящиеся к теме исследования. Актуальность проведенного исследования обусловлена принятием решения о продлении действия в Российской Федерации национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».  Методологическая основа исследования включает в себя диалектический метод, системный метод, методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции, наблюдения, моделирования, исторический, сравнительно-правовой, статистический и иные методы. Автором исследуется организация надзорного сопровождения национальных проектов, в частности, проблемы, возникающие в ходе работы с источниками информации о нарушении законов, организации системного информационного взаимодействия с проверяемыми объектами, распределения обязанностей среди прокурорских работников, формирования ведомственной отчетности, взаимодействия со специалистами (экспертами) при проведении проверки, а также при проведении проверок на различных стадиях реализации национальных проектов. В работе классифицированы типичные нарушения, проанализированы конкретные примеры на различных этапах реализации национального проекта, таких как: организация и проведение закупок; реализация государственных контрактов; оплата государственных контрактов и иное расходование бюджетных средств; организация и осуществление последующего обслуживания приобретенного оборудования и возведенных объектов. Автором также обосновывается необходимость создания в Российской Федерации единого экспертного учреждения.
NB: Административное право и практика администрирования. 2024;(2):63-74
pages 63-74 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».