№ 1(64) (2025)
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Математическая оценка влияния уровня государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса
Аннотация
Введение. Продовольственную безопасность страны гарантирует эффективное функционирование предприятий агропромышленного комплекса (АПК). Для обеспечения стабильной деятельности агропромышленных предприятий важную роль играет государственная поддержка. Непосредственная оценка степени этого влияния на развитие АПК является актуальной задачей, поэтому в статье предложен и реализован подход к математически обоснованной оценке влияния уровня государственной поддержки на развитие агропромышленного комплекса в регионе. Цель статьи заключается в разработке математических моделей зависимости показателей развития АПК от объёмов государственной поддержки на примере статистических данных одного из регионов РФ – Удмуртской Республики. Методология. В рамках исследования были использованы методы корреляционного анализа, математического моделирования и прогнозирования временных рядов. В работе оценена корреляционная связь между объёмами господдержки и ключевыми показателями агропромышленного комплекса, а также предложены регрессионные модели анализа и прогноза показателей развития АПК от уровня государственной поддержки. Для учёта государственных финансовых вложений в АПК за предыдущие периоды используется их накопленная величина. Результаты. Результаты корреляционного анализа и математического моделирования свидетельствуют о том, что накопленный объём государственной поддержки оказывает значительное воздействие на ключевые показатели развития агропромышленного комплекса, включая валовое производство молока, объём сельскохозяйственной продукции, продукцию животноводства и уровень заработной платы работников данной отрасли. Предложенные математические модели обладают достаточно высокой точностью и позволяют прогнозировать динамику показателей АПК с учётом различных уровней государственной поддержки, а также строить различные сценарии развития АПК в регионе.
Построены три сценария развития динамики ключевых показателей АПК в Удмуртской Республике до 2030 года. Выводы. Резкое снижение государственной поддержки АПК и сохранение её на уровне 2022 года в размере 1,2 млрд. руб. или снижение до 305 млн. руб. негативно скажется на прогнозной динамике всех показателей развития АПК в Удмуртской Республике. Только увеличение объёмов государственной поддержки до уровня в 3,4 млрд. руб. в год приведёт к устойчивому стабильному росту всех показателей АПК.



Изменение рынка труда сельскохозяйственной отрасли в условиях её цифровизации
Аннотация
Введение. Для повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо внедрять инновационные механизмы. Вместе с тем, основным фактором в сельскохозяйственном производстве, как и в любой другой отрасли, остаётся труд. В статье рассматриваются важность и роль трудовых ресурсов в производстве аграрной продукции в контексте цифровизации отрасли.
Целью работы является анализ изменений рынка труда в сельском хозяйстве и определения роли образования работников в условиях цифровизации отрасли. Методы. При подготовке к публикации результатов исследования использовались следующие методы: научная абстракция, контент-анализ, системный анализ, аналитико-синтетический метод, сравнительный анализ, а также изучение и обобщение документальных источников и научных публикаций. Результаты исследования. Одним из наиболее оптимальных вариантов решения задачи повышения эффективности сельского хозяйства является разработка и реализация большого количества мероприятий по внедрению в отрасль цифровых технологий, поскольку именно они играют важную роль в решении задачи роста объёмов производства продукции. Однако процесс цифровой трансформации отрасли требует от работников освоения новых компетенций. В этой связи эксперты акцентируют внимание на важности как специализированного обучения, так и базового технического образования, необходимого для успешного освоения новых инструментов. Было выявлено, что для эффективного решения кадровых вопросов в агропромышленном комплексе требуется стратегическое управление, основанное на следующих теоретико-методологических и институционально-правовых принципах: партнёрских отношений между представителями региональных органов государственной власти, социальной инфраструктуры сельских территорий, научным сообществом, образовательными учреждениями и бизнес-сектором АПК; договорных форм сотрудничества между ветвями власти, бизнесом и научно-образовательными структурами; индикативный характер установленных целей и инновационные методы реализации стратегии развития человеческого капитала. Заключение. Аграрная политика Российской Федерации предусматривает повышение уровня профессиональных качеств сельских товаропроизводителей, что, в первую очередь, затрагивает рынок труда аграрного сектора. В русле обозначенных тенденций Стратегия развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 года декларирует необходимость изменения и совершенствования системы аграрного образования, что позволит повысить эффективность трудового потенциала сельского хозяйства. Руководители сельскохозяйственной отрасли России считают, что такая модернизация будет содействовать повышению профессионализма сельских тружеников в условиях цифровизации отрасли и, в конечном счёте, укреплению продовольственной безопасности и росту конкурентоспособности России на международных продовольственных рынках.



ФИНАНСЫ
Эффективность как важнейший индикатор финансирования расходов регионального бюджета
Аннотация
Введение. Министерство финансов Российской Федерации ежегодно проводит мониторинг финансового положения российских регионов и качества управления финансами. Регионы предпринимают усилия для повышения эффективности расходов бюджета путём использования новых инструментов, однако, часто это приводит к усложнению бюджетных процессов, что в итоге снижает уровень информационной открытости и прозрачности расходов. Цель работы – провести комплексную оценку видов, методологических подходов и моделей эффективности расходования бюджетных средств на региональном уровне, определить ключевые эффекты и ограничения их применения на основе сравнительного анализа существующих практик. Методология исследования. В процессе исследования применялись абстрактно-логические, аналитические и статистические методы, а также методы систематизации, аналогии и обобщения. При рассмотрении практических аспектов оценки эффективности бюджетных расходов региона основное внимание уделялось использованию статистического и аналитического инструментария. Результаты. В рамках исследования проведена систематизация подходов к определению эффективности бюджетных расходов региона, включая анализ исполнения государственных программ и национальных проектов. На основе изучения динамики финансовых показателей выявлены ключевые факторы, влияющие на результативность использования бюджетных средств, а также институциональные и экономические ограничения, требующие учёта при совершенствовании механизмов бюджетного управления. Изучение регионального опыта реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия демонстрирует возможности применения программно-целевого финансирования региональными властями для более эффективного управления бюджетными расходами. Выводы. Социально-экономическая эффективность бюджетных расходов региона показывает, как соотносится величина достигнутого общественно значимого результата и величина затрат на реализацию государственной программы. Результативность демонстрирует, как соотносятся фактически достигнутые и запланированные результаты в процессе бюджетного планирования и финансирования.



МЕНЕДЖМЕНТ
Государственная поддержка научно-технических разработок для создания инновационного бизнеса в Республике Марий Эл
Аннотация
Введение. Стратегическими задачами в условиях геополитических вызовов являются обеспечение технологического суверенитета, создание импортозамещающих образцов техники. Существенный вклад в решение данных задач вносят институты развития инноваций, в том числе Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на территории Республики Марий Эл. Цель исследования – продемонстрировать положительные эффекты государственной поддержки инновационно-ориентированных молодёжных работ и предприятий малого инновационного бизнеса Республики Марий Эл в их производственных и экономических успехах. Результаты исследования. В Республике Марий Эл активно реализуются грантовые программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, такие программы как «УМНИК», «Студенческий стартап», «Старт», «Развитие», «Коммерциализация». Проведён анализ реализации программ на региональном уровне за период с 2007 по 2024 годы. В Республике Марий Эл по активности наиболее популярна программа «УМНИК» (участник молодёжного научного инновационного конкурса). Финансовая поддержка программы позволила достичь существенных результатов в научной деятельности в виде публикаций, создания объектов интеллектуальной собственности, защит диссертаций, а главное, создать участникам программы свой коммерциализуемый проект. На примере двух малых инновационных предприятий Республики Марий Эл показана эффективность государственной программы в их деятельности по выручке от реализации продукции, прибыли предприятий и создании новых рабочих мест. Выводы. Для повышения активности участия представителей бизнеса в конкурсных заявках Фонда необходимо больше внимания уделить научно-технической составляющей проекта, его индивидуальности и патенто-защищённости. Важно использовать все механизмы поддержки наукоёмкого бизнеса, которые имеют широкую направленность.



Концептуальные модели взаимодействия и взаимопроникновения цифровой трансформации и устойчивого развития в управлении промышленного предприятия
Аннотация
Введение. Современные кейсы компаний наглядно показывают сосредоточенность менеджмента промышленных предприятий на цифровой трансформации и на обеспечении устойчивого развития, которые, как правило, реализуются независимо друг от друга. Однако следует учитывать, что сочетание этих процессов на предприятии, зачастую, даёт синергетический эффект. Целью работы является построение концептуальных моделей взаимодействия и взаимопроникновения цифровой трансформации и устойчивого развития в управлении цифровым развитием промышленного предприятия. Методология исследования. В работе применены методы анализа, синтеза, обобщения и графического моделирования. Использованы результаты исследований российских и зарубежных авторов, опубликованные в высокорейтинговых научных журналах, а также данные официальных веб-сайтов организаций. Результаты исследования. Основываясь на современных взглядах в сфере цифровых технологий и ESG-подхода, автором предложены концептуальные модели интеграции (взаимопроникновения) цифровой трансформации и устойчивого развития промышленного предприятия. Представлена авторская трактовка понятий «ответственное цифровое развитие промышленного предприятия» и «устойчивое цифровое развитие промышленного предприятия» с позиции направленности целей устойчивого развития организации (при ориентации на конкретный вид ответственности или при отсутствии такого предпочтения). Для обозначения развития, отвечающего принципам ESG, предлагается использовать термины «устойчивое развитие формата ESG» и «ESG-устойчивая цифровая трансформация». Указано, что ситуативная приоритизация одного или двух принципов ESG проявляется в осуществлении менеджментом предприятия цифрового ESG-ответственного развития и цифровой ESG-ответственной трансформации. Выводы. Научная новизна полученных результатов заключается в разработке актуальных и позволяющих практическое применение в управлении предприятием моделей, учитывающих научно состоятельные концепты устойчивого развития и цифровой трансформации предприятий. Предложенный набор терминов является полным, поскольку учитывает все возможные сочетания цифровой трансформации и устойчивого развития предприятия. Внедрение авторских концептуальных моделей в систему управления промышленным предприятием позволит организациям соответствовать актуальному тренду всеобщей направленности на цифровизацию и устойчивое развитие. Ориентация на предложенные модели поможет руководителям сохранить и усилить конкурентные преимущества, а также обеспечить устойчивый рост своих организаций.



Разработка концептуальной модели смарт-производства для предприятий машиностроения
Аннотация
Введение. Востребованность продукции со стороны глобального рынка и необходимость реакции на угрозы национальной безопасности обусловили стремительный рост и технологическое развитие предприятий отрасли, прежде всего, на базе цифровизации и роботизации производства, использования интегрированного управления сетевыми производствами, сетями поставок и распределёнными активами компаний. Достигнутый сегодня научно-технический уровень в эволюции систем производственного менеджмента/ организации производства в рамках концепции «Фабрики будущего» (Factories of Future) позволяет ставить и успешно решать задачи создания «умного» производства (Smart Мanufacturing). Цель исследования – разработать концептуальную модель смарт-производства для предприятий машиностроения. Задачи исследования: уточнить организационно-экономическое содержание и трактовку понятия «смарт-производство» в приложении к предприятиям машиностроения; предложить классификацию свойств и систему принципов построения и функционирования смарт-производства на предприятиях машиностроения; разработать подход к обоснованию выбора характеристик организации структуры и процесса функционирования смарт-производства на предприятиях машиностроения. Данные и методы. Исследование проводилось на базе общенаучных методов (анализа, синтеза, наблюдения, сравнения, моделирования, обобщения, формализации). Объект исследования – предприятия машиностроения, внедряющие смарт-производство. Предмет исследования – управленческие отношения, возникающие в процессе развития предприятий машиностроения на основе внедрения смарт-производства. Результаты. Авторами уточнено организационно-экономическое содержание и трактовка понятия «смарт-производство» в части целевой направленности, функционального наполнения, условий реализации и измерения эффективности, предложена классификация свойств и система принципов построения смарт-производства, разработан подход к обоснованию выбора характеристик организации смарт-производства на основе типовых решений, закладываемых в модель цифрового двойника производства, что представляет собой концептуальную модель смарт-производства для предприятий машиностроения. Заключение. Авторами предложена концептуальная модель смарт-производства для предприятий машиностроения, позволяющая предприятиям машиностроения на её основе разрабатывать цифровые двойники производства для использования в оперативном, тактическом и стратегическом управлении с целью повышения текущей эффективности и обеспечения устойчивого развития на перспективу.



Направления совершенствования управления корпоративной социальной ответственностью в банках
Аннотация
Введение. Корпоративная социальная ответственность (КСО) является необходимым условием для успешной деятельности любого предприятия или учреждения. Банковские учреждения России активно осуществляют мероприятия в области КСО. Был осуществлён обзор публикаций по проблеме корпоративной социальной ответственности. Однако важной проблемой является отсутствие комплексного управления этим видом деятельности в связи с неразработанностью специальной стратегии КСО. Цель проведённого исследования – разработка направлений совершенствования управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО «Банк ПСБ» в новых регионах страны. В соответствии с целью были решены следующие задачи: анализ деятельности в сфере КСО в ПАО «Банк ПСБ» на территории Донецкой Народной Республики; уточнение возможных видов, форм и направлений корпоративной ответственности банка в новых регионах; разработка направлений совершенствования управления корпоративной социальной ответственностью банковского учреждения. Результаты. Охарактеризованы преимущества и недостатки формирования стратегии КСО в банковском учреждении; возможные внутренние и внешние направления деятельности банка в данной сфере деятельности. Автором предложены структурно-логическая схема содержания Стратегии развития КСО банка, в которой охарактеризованы цели, задачи, целевые группы и т. п.; алгоритм деятельности по разработке стратегий КСО банка. Для совершенствования управления КСО в российских банках предлагается осуществлять следующие виды деятельности: установление места КСО в системе управления банком; разработать стратегию КСО банка. Выводы. Дальнейшее развитие управления КСО должно проходить в направлении использования комплексного и процессного подхода в вопросах разработки стратегии, определении ответственных лиц, которые будут отвечать за разработку и внедрение данной стратегии



ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Развитие человеческого капитала в аграрной сфере


