Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи
- Авторы: Мехедов М.И.1, Сотников Е.А.1, Холодняк П.С.1, Лобанов С.В.1
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
- Выпуск: Том 83, № 3 (2024)
- Страницы: 231-247
- Раздел: УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ПЕРЕВОЗОК
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-9731/article/view/272353
- EDN: https://elibrary.ru/rpluup
- ID: 272353
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Для перевозочного процесса характерны непрерывные и часто непрогнозируемые изменения оперативной ситуации на станциях, участках и полигонах сети. Для стабилизации перевозочного процесса требуется принятие оперативных управляющих решений, которые сегодня на основе знаний, опыта, способностей и интуиции принимают диспетчеры и дежурные работники различных уровней с использованием информации, получаемой на автоматизированных рабочих местах от многочисленных информационных систем. Разработка и внедрение автоматизированных информационно-управляющих систем вместо информационных позволит повысить технико-экономическую эффективность оперативного управления перевозочным процессом и расширить зоны управления дежурно-диспетчерского аппарата.
Материалы и методы. Предложено классифицировать факторы, влияющие на перевозочный процесс, на внутренние и внешние. Рассмотрены причины их формирования и характер их воздействия на оперативную работу.
Результаты. Установлены временны́е параметры на разработку оперативных управляющих решений и доказана необходимость выполнения технико-экономических оценок при выборе рациональных решений. Обоснована этапность внедрения информационно-управляющих систем в части выбора категорий диспетчеров и дежурных работников, автоматизированные рабочие места которых подлежат первоочередной разработке в качестве информационно-управляющих рабочих мест. Рассмотрены условия построения иерархических имитационных моделей работы управляемых объектов для выбора рациональных оперативных управляющих решений на конкретных рабочих местах.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут служить основой для создания в ОАО «РЖД» программы решения актуальной проблемы перехода от информационных к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом на сети российских железных дорог.
Об авторах
Михаил Иванович Мехедов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-8174-214X
канд. техн. наук, заместитель генерального директора, директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
Россия, МоскваЕвгений Александрович Сотников
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Автор, ответственный за переписку.
Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0003-0852-993X
д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник
Россия, МоскваПавел Сергеевич Холодняк
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-5469-7419
начальник отдела, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
Россия, МоскваСергей Валентинович Лобанов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта
Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
аспирант, начальник отдела, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»
Россия, МоскваСписок литературы
- Бусленко Н. П. Математические модели производственных процессов. М.: Наука, 1964. 362 с. Buslenko N. P. Mathematical models of production processes. Moscow: Nauka Publ.; 1964. 362 p. (In Russ.).
- Лернер А. Я. Начало кибернетики. М.: Наука, 1967. 400 с. Lerner A. Ya. Fundamental cybernetics. Moscow: Nauka Publ.; 1967. 400 p. (In Russ.).
- Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. 439 с. Buslenko N. P., Kalashnikov V. V., Kovalenko I. N. Lectures on Complex System Theory. Moscow: Sovetskoye radio Publ.; 1973. 439 p. (In Russ.).
- Левин Д. Ю. Теория оперативного управления перевозочным процессом: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. 624 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvvvr. Levin D. Yu. Theory of operational control of transportation: monograph. Moscow: Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte; 2008. 624 p. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/qnvvvr.
- Поплавский А. А. Автоматизированная система управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта в оперативном режиме (сетевой и региональный уровни). М.: Интекст, 2008. 192 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvwwz. Poplavskiy A. A. Automated system of railway transportation management in operational mode (network and regional levels). Moscow: Intext Publ.; 2008. 192 p. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/ qnvwwz.
- Мугинштейн Л. А., Мехедов М. И. Методические подходы к выявлению факторов, влияющих на стабильность пропуска поездопотоков // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 24–33. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgzt. Muginshteyn L. A., Mekhedov M. I. Methodological approaches to revelation of factors influencing the stability of train flow handling. Russian Railway Science Journal. 2014;(2):24-33. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/tolgzt.
- Козлов П. А., Осокин О. В., Тушин Н. А. Построение интеллектуальной информационной среды на железнодорожном транспорте // Инновационный транспорт. 2011. № 1 (1). С. 6–9. EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf. Kozlov P.A., Osokin O.V., Tushin N.A. Designing a smart information environment on the railway transport. Innotrans. 2011;(1):6-9. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf.
- Васильев А.Б., Котенко А.Г., Прокофьева В.В. Разработка алгоритма поддержки принятия решений поездного диспетчера при организации движения поездов // Вестник транспорта Поволжья. 2014. № 1 (43). С. 52–56. EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip. Vasil'ev A.B., Kotenko A.G., Prokof'eva V.V. Development of the algorithm of the train dispatchers decision-making support when organising train traffic. Vestnik transporta Povolzhya. 2014;(1):52-56. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip.
- Сотников Е. А., Холодняк П. С. Рациональная технология временной отстановки поездов от движения // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 1. С. 3–9. https://doi. org/10.21780/2223-9731-2019-78-1-3-9. Sotnikov E. A., Kholodnyak P. S. Cost-effective technology of temporary setting trains aside from the traffic. Russian Railway Science Journal. 2019;78(1):3-9. (In Russ.). https://doi.org/10.21780/22239731-2019-78-1-3-9.
- Сотников Е.А., Холодняк П.С. Преодоление временных затруднений в ходе перевозочного процесса // Железнодорожный транспорт. 2019. №9. С. 18–22. EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg. Sotnikov E.A., Kholodnyak P.S. Overcoming temporary difficulties in transportation. Zheleznodorozhnyy transport. 2019;(9):18-22. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg.
- Угрюмов А. К. Неравномерность движения поездов. М.: Транспорт, 1968. 112 с. Ugryumov A. K. Irregularity of train traffic. Moscow: Transport Publ.; 1968. 112 p. (In Russ.).
- Шенфельд К. П., Сотников Е. А. Развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в современных условиях. М.: Научный мир, 2015. 200 с. EDN: https:// www.elibrary.ru/vkanpp. Shenfel'd K. P., Sotnikov E. A. Development of railway transportation management methods in modern conditions. М.: Nauchnyy mir Publ.; 2015. 200 p. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/vkanpp.
- Сотников Е. А., Ивницкий В. А., Ольшанский А. М. Принципы интеллектуализации оперативного управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта общего пользования // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 40–47. EDN: https:// www.elibrary.ru/tolhan. Sotnikov E. A., Ivnitskiy V. A., Ol'shanskiy A. M. Intellectualization concept of operating traffic management of public railway transport. Russian Railway Science Journal. 2014;(2):40-47. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/tolhan.
- Козлов П. А., Осокин О. В., Колокольников В. С. Исследование проектов развития железнодорожных станций и полигонов с помощью имитационного моделирования // Железнодорожный транспорт. 2018. № 6. С. 12–16. EDN: https://www.elibrary.ru/xpuiah. Kozlov P. A., Osokin O. V., Kolokol'nikov V. S. Study of railway station and polygon development projects using simulation modelling. Zheleznodorozhnyy transport. 2018;(6):12-16. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/xpuiah.
- Тулупов Л. П. Управление перевозками на участках и направлениях // Железнодорожный транспорт. 2003. № 4. С. 50–54. Tulupov L. P. Transportation management on sections and directions. Zheleznodorozhnyy transport. 2003;(4):50-54. (In Russ.).
- Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp. Muginshteyn L.A., Vinogradov S.A., Kiryakin V.Yu., Lyashko O.V., Anfinogenov A.Yu., Yabko I.A. Elbrus Innovations Project. Zheleznodorozhnyy transport. 2013;(12):18-25. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary. ru/rmtbfp.
- Мугинштейн Л.А., Илютович А.Е., Ябко И.А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. (Вестник ВНИИЖТ). 2013. №6. С. 3–13. EDN: https://www.elibrary. ru/tolgrr. Muginshteyn L. A., Ilyutovich A. E., Yabko I. A. Mimimum energy consumption-based train performance calculation. Russian Railway Science Journal. 2013;(6):3-13. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/ tolgrr.
Дополнительные файлы
