Переход к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом в сети ОАО «РЖД»: постановка задачи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Для перевозочного процесса характерны непрерывные и часто непрогнозируемые изменения оперативной ситуации на станциях, участках и полигонах сети. Для стабилизации перевозочного процесса требуется принятие оперативных управляющих решений, которые сегодня на основе знаний, опыта, способностей и интуиции принимают диспетчеры и дежурные работники различных уровней с использованием информации, получаемой на автоматизированных рабочих местах от многочисленных информационных систем. Разработка и внедрение автоматизированных информационно-управляющих систем вместо информационных позволит повысить технико-экономическую эффективность оперативного управления перевозочным процессом и расширить зоны управления дежурно-диспетчерского аппарата.

Материалы и методы. Предложено классифицировать факторы, влияющие на перевозочный процесс, на внутренние и внешние. Рассмотрены причины их формирования и характер их воздействия на оперативную работу.

Результаты. Установлены временны́е параметры на разработку оперативных управляющих решений и доказана необходимость выполнения технико-экономических оценок при выборе рациональных решений. Обоснована этапность внедрения информационно-управляющих систем в части выбора категорий диспетчеров и дежурных работников, автоматизированные рабочие места которых подлежат первоочередной разработке в качестве информационно-управляющих рабочих мест. Рассмотрены условия построения иерархических имитационных моделей работы управляемых объектов для выбора рациональных оперативных управляющих решений на конкретных рабочих местах.

Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут служить основой для создания в ОАО «РЖД» программы решения актуальной проблемы перехода от информационных к автоматизированным информационно-управляющим системам оперативного управления перевозочным процессом на сети российских железных дорог.

Об авторах

Михаил Иванович Мехедов

Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-8174-214X

канд. техн. наук, заместитель генерального директора, директор научного центра «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

Россия, Москва

Евгений Александрович Сотников

Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Автор, ответственный за переписку.
Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0003-0852-993X

д-р техн. наук, профессор, главный научный сотрудник

Россия, Москва

Павел Сергеевич Холодняк

Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-5469-7419

начальник отдела, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

Россия, Москва

Сергей Валентинович Лобанов

Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Email: baklanova.yuliya@vniizht.ru

аспирант, начальник отдела, научный центр «Цифровые модели перевозок и технологии энергосбережения»

Россия, Москва

Список литературы

  1. Бусленко Н. П. Математические модели производственных процессов. М.: Наука, 1964. 362 с. Buslenko N. P. Mathematical models of production processes. Moscow: Nauka Publ.; 1964. 362 p. (In Russ.).
  2. Лернер А. Я. Начало кибернетики. М.: Наука, 1967. 400 с. Lerner A. Ya. Fundamental cybernetics. Moscow: Nauka Publ.; 1967. 400 p. (In Russ.).
  3. Бусленко Н. П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. 439 с. Buslenko N. P., Kalashnikov V. V., Kovalenko I. N. Lectures on Complex System Theory. Moscow: Sovetskoye radio Publ.; 1973. 439 p. (In Russ.).
  4. Левин Д. Ю. Теория оперативного управления перевозочным процессом: монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. 624 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvvvr. Levin D. Yu. Theory of operational control of transportation: monograph. Moscow: Uchebno-metodicheskiy tsentr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte; 2008. 624 p. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/qnvvvr.
  5. Поплавский А. А. Автоматизированная система управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта в оперативном режиме (сетевой и региональный уровни). М.: Интекст, 2008. 192 с. EDN: https://www.elibrary.ru/qnvwwz. Poplavskiy A. A. Automated system of railway transportation management in operational mode (network and regional levels). Moscow: Intext Publ.; 2008. 192 p. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/ qnvwwz.
  6. Мугинштейн Л. А., Мехедов М. И. Методические подходы к выявлению факторов, влияющих на стабильность пропуска поездопотоков // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 24–33. EDN: https://www.elibrary.ru/tolgzt. Muginshteyn L. A., Mekhedov M. I. Methodological approaches to revelation of factors influencing the stability of train flow handling. Russian Railway Science Journal. 2014;(2):24-33. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/tolgzt.
  7. Козлов П. А., Осокин О. В., Тушин Н. А. Построение интеллектуальной информационной среды на железнодорожном транспорте // Инновационный транспорт. 2011. № 1 (1). С. 6–9. EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf. Kozlov P.A., Osokin O.V., Tushin N.A. Designing a smart information environment on the railway transport. Innotrans. 2011;(1):6-9. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/pivmsf.
  8. Васильев А.Б., Котенко А.Г., Прокофьева В.В. Разработка алгоритма поддержки принятия решений поездного диспетчера при организации движения поездов // Вестник транспорта Поволжья. 2014. № 1 (43). С. 52–56. EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip. Vasil'ev A.B., Kotenko A.G., Prokof'eva V.V. Development of the algorithm of the train dispatchers decision-making support when organising train traffic. Vestnik transporta Povolzhya. 2014;(1):52-56. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/spsuip.
  9. Сотников Е. А., Холодняк П. С. Рациональная технология временной отстановки поездов от движения // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2019. Т. 78, № 1. С. 3–9. https://doi. org/10.21780/2223-9731-2019-78-1-3-9. Sotnikov E. A., Kholodnyak P. S. Cost-effective technology of temporary setting trains aside from the traffic. Russian Railway Science Journal. 2019;78(1):3-9. (In Russ.). https://doi.org/10.21780/22239731-2019-78-1-3-9.
  10. Сотников Е.А., Холодняк П.С. Преодоление временных затруднений в ходе перевозочного процесса // Железнодорожный транспорт. 2019. №9. С. 18–22. EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg. Sotnikov E.A., Kholodnyak P.S. Overcoming temporary difficulties in transportation. Zheleznodorozhnyy transport. 2019;(9):18-22. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/avqpbg.
  11. Угрюмов А. К. Неравномерность движения поездов. М.: Транспорт, 1968. 112 с. Ugryumov A. K. Irregularity of train traffic. Moscow: Transport Publ.; 1968. 112 p. (In Russ.).
  12. Шенфельд К. П., Сотников Е. А. Развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте в современных условиях. М.: Научный мир, 2015. 200 с. EDN: https:// www.elibrary.ru/vkanpp. Shenfel'd K. P., Sotnikov E. A. Development of railway transportation management methods in modern conditions. М.: Nauchnyy mir Publ.; 2015. 200 p. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/vkanpp.
  13. Сотников Е. А., Ивницкий В. А., Ольшанский А. М. Принципы интеллектуализации оперативного управления перевозочным процессом железнодорожного транспорта общего пользования // Вестник Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (Вестник ВНИИЖТ). 2014. № 2. С. 40–47. EDN: https:// www.elibrary.ru/tolhan. Sotnikov E. A., Ivnitskiy V. A., Ol'shanskiy A. M. Intellectualization concept of operating traffic management of public railway transport. Russian Railway Science Journal. 2014;(2):40-47. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/tolhan.
  14. Козлов П. А., Осокин О. В., Колокольников В. С. Исследование проектов развития железнодорожных станций и полигонов с помощью имитационного моделирования // Железнодорожный транспорт. 2018. № 6. С. 12–16. EDN: https://www.elibrary.ru/xpuiah. Kozlov P. A., Osokin O. V., Kolokol'nikov V. S. Study of railway station and polygon development projects using simulation modelling. Zheleznodorozhnyy transport. 2018;(6):12-16. (In Russ.). EDN: https:// www.elibrary.ru/xpuiah.
  15. Тулупов Л. П. Управление перевозками на участках и направлениях // Железнодорожный транспорт. 2003. № 4. С. 50–54. Tulupov L. P. Transportation management on sections and directions. Zheleznodorozhnyy transport. 2003;(4):50-54. (In Russ.).
  16. Инновационный проект «Эльбрус» / Л. А. Мугинштейн [и др.] // Железнодорожный транспорт. 2013. № 12. С. 18–25. EDN: https://www.elibrary.ru/rmtbfp. Muginshteyn L.A., Vinogradov S.A., Kiryakin V.Yu., Lyashko O.V., Anfinogenov A.Yu., Yabko I.A. Elbrus Innovations Project. Zheleznodorozhnyy transport. 2013;(12):18-25. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary. ru/rmtbfp.
  17. Мугинштейн Л.А., Илютович А.Е., Ябко И.А. Энергооптимальный тяговый расчет движения поезда // Вестник Научноисследовательского института железнодорожного транспорта. (Вестник ВНИИЖТ). 2013. №6. С. 3–13. EDN: https://www.elibrary. ru/tolgrr. Muginshteyn L. A., Ilyutovich A. E., Yabko I. A. Mimimum energy consumption-based train performance calculation. Russian Railway Science Journal. 2013;(6):3-13. (In Russ.). EDN: https://www.elibrary.ru/ tolgrr.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».