ОЦЕНКА НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ ДИТИОФОСФАТОВ ЦИНКА И МОЛИБДЕНА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ЧЕТЫРЁХШАРИКОВОЙ МАШИНЕ
- Авторы: Буяновский И.А.1, Самусенко В.Д.2, Большаков А.Н.1, Щербаков Ю.И.1
-
Учреждения:
- Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
- Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук
- Выпуск: № 10 (172) (2025)
- Страницы: 40-48
- Раздел: Качество поверхностного слоя, контактное взаимодействие, трение и износ деталей машинами
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-4608/article/view/349991
- DOI: https://doi.org/10.30987/2223-4608-2025-10-40-48
- ID: 349991
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлена оценка несущей способности масел, содержащих присадки на основе дитиофосфатов цинка (ДФ-11, ДФ-11к) и молибдена (ПАФ-4) при трении в условиях граничной смазки. Эти присадки являются ключевыми компонентами современных смазочных материалов, которые обеспечивают необходимые трибологические свойства при тяжелых режимах работы. Исследовалось влияние металла в составе диалкилдитиофосфатов на их трибологические характеристики, в частности на несущую способность. Исследования проводились на стандартной четырёхшариковой машине с использованием нефтяного масла МС-20 в качестве базовой среды. Для оценки трибологических характеристик применялся метод РД50-531-85, который позволяет определить параметры линейной аппроксимации зависимости интенсивности изнашивания от контактного давления: коэффициент износа (k) и несущую способность p0. Данный подход обеспечивает более глубокий анализ трибологических свойств смазочных материалов, учитывающий контактные давления в процессе изнашивания. Полученный результаты показали, что цинксодержащие присадки обеспечивают значительно более высокую несущую способность смазочного слоя (1235 МПа для ДФ-11) по сравнению с молибденсодержащей присадкой (1038 МПа для ПАФ-4). Это указывает на формирование ими более прочной и износостойкой граничной пленки. В то же время, присадка на основе молибдена продемонстрировала лучшие антифрикционные свойства, показав самый низкий коэффициент трения. Таким образом, исследование показывает различие в функциональном действии присадок: дитиофосфаты цинка выступают как высокоэффективные противоизносные компоненты, повышающие предельную нагрузку, тогда как дитиофосфат молибдена проявляет себя преимущественно как модификатор трения. Полученные результаты важны для целенаправленной разработки рецептур масел для конкретных условий эксплуатации.
Об авторах
Илья Александрович Буяновский
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Email: buyan37@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0691-5095
SPIN-код: 1051-7401
Scopus Author ID: 7003449043
ResearcherId: A-4911-2019
профессор, доктор технических наук
Владимир Дмитриевич Самусенко
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук
Email: samusenkovd@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8093-5372
кандидат технических наук
Андрей Николаевич Большаков
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Email: buyan37@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2523-6565
Юрий Иванович Щербаков
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: buyan37@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-9786-3491
Список литературы
Митин И.В., Татур И.Р. Моторные масла. М.: Изд-во «Проспект». 2025. 432 с. Lubricants and Lubrication / Ed by J. Mang, W. Dressel. NY: John Willey and Son, Ltd: 2018. 944 c. Лашхи В.Л., Чудиновских А.Л. Физико-химические основы химмотологии моторных масел. М.: Издательский дом Недр. 2015. 355 с. Spikes H. The history and mechanisms of ZDDP // Tribology Letters. 2004. Т. 17. № 3. C. 469−489. Spikes H. Mechanisms of ZDDP // Tribology Letters. 2025. Т. 73. № 1. 38 р. Буяновский И.А., Самусенко В.Д. Дитиофосфаты металлов как трибологически активные присадки к смазочным маслам // Сборка в машиностроении, приборостроении. 2024. Т. 25. № 11. С. 501−507. Spikes H. Friction modifier additives // Tribology Letters. 2015. Т. 60. № 1. 5 р. Roache D.C., Devlin M., Li H. Mechanical properties of tribofilms formed by metal dithiophosphates // Tribology International. 2024. Т. 197. 109794 р. Zhang J. Boundary lubrication of ZDDP // Tribology Letters. 2021. Т. 69. 8 р. Sato K., Watanabe S., Sasaki S. High friction mechanism of ZDDP tribofilm based on in situ AFM observation of nanofriction and adhesion properties // Tribology Letters. 2022. Т. 70. № 3. 94 р. Ueda M., Keidrich A., Spikes H. ZDDP tribofilm formation on nonferrous surfaces // Tribology Online. 2020. Т. 15. № 5. 318 р. Chen Y., Renner P., Liang H. A review of current understanding in tribochemical reactions involving lubricant additives // Friction. 2023. Т. 11. № 4. Р. 489−512. Буяновский И.А. Развитие идей М.М. Хрущова о триботехнических испытаниях материалов применительно к изучению противоизносных свойств масел // Трение и износ. Т. 11. № 6. С. 1124−1132. Хрущов М.М. Исследование приработки подшипниковых сплавов и цапф. М.: Изд-во АН СССР. 1946. 160 с. Feng I. A new approach in interpreting the four-ball wear results // Wear. 1962. Т. 5. №. 4. С. 275−288. Большаков А.Н., Щербаков Ю.И. Трибологическое исследование дитиофосфатных присадок по РД 50-531-85 // Трибология: Труды XV Международной научно-технической конференции. М.: ИМАШ РАН, 2024. С. 24−25.
Дополнительные файлы



