Элементы волшебной сказки и мифологии в повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»
- Авторы: Гарькина О.В.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Выпуск: Том 15, № 3 (2025)
- Страницы: 221-228
- Раздел: Социальная и политическая философия
- URL: https://bakhtiniada.ru/2223-0092/article/view/313344
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2025-15-3-221-228
- EDN: https://elibrary.ru/TZEZGV
- ID: 313344
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается взаимосвязь мифа, волшебной сказки и научной фантастики, акцентируется внимание на категории чудесного. Миф создает для волшебной сказки онтологическую основу, определяет базовые нарративные структуры и создает архетипических персонажей. Волшебная сказка в свою очередь перерабатывает и адаптирует мифологический материал к конкретным историческим условиям, сочетая в себе «фантастическое» и «волшебное». Научная фантастика структурно соответствует архетипическим схемам волшебной сказки, однако происходит ремифологизация реальности. Наука и технологические достижения наделяются «чудесным» мотивом, что ранее было характерно для мифа и волшебной сказки. Автор анализирует трансформацию сказочных мотивов и мифологических архетипов в контексте научно-фантастического произведения А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (далее – ПНВС). Целью работы является показать взаимосвязь мифа, волшебной сказки и научной фантастики; выявить и проанализировать функции, персонажей волшебной сказки и мифологии в повести «Понедельник начинается в субботу». Методы: герменевтический анализ текста, позволяющий выявить устойчивые сказочные мотивы и архетипы. Особое внимание уделялось выявлению функций волшебной сказки по В.Я. Проппу. Метод анализа и синтеза, использующейся для систематизации полученных данных и выявления смысловых связей явлений между собой; религиоведческий подход, применяемый для рассмотрения феноменов «чудесное», «фантастическое» и «волшебное», а также при анализе мифологического контекста. Результаты: в ходе анализа было выявлено, что научная фантастика, в частности повесть А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» использует, но трансформирует мифологические и сказочные структуры и архетипы. Чудесное, как ключевая категория, развивается и переходит от сакрального и необъяснимого в мифе, через волшебное в сказке к научно-обоснованному. Повесть для «младших научных сотрудников» «Понедельник начинается в субботу» представляет собой пример ремифологизации. НИИЧАВО, ученые, сотрудники института наделяются волшебными чертами, а научные эксперименты переходят в ранг чудесного. Анализ повести через призму функций волшебной сказки выявляет устойчивые нарративные схемы.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Валерьевна Гарькина
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: lyubolia@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0004-4369-9904
SPIN-код: 6671-3502
ассистент кафедры философии и религиоведения
Россия, ВладимирСписок литературы
- Замащикова Р.А. Элементы волшебной сказки в повести Б. и А. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» // Воропановские чтения: матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (Красноярск, 13 ноября 2021 г.). Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2021. С. 110–113.
- Кайуа Р. В глубь фантастического. Отраженные камни / пер. с фр. Н. Кисловой. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. 277 с.
- Лютаева М.С. Концепт «чудо» в христианской философской теологии: определения и актуальные подходы // Наука, технологии и ценности в неустойчивом мире: сб. науч. ст. IV Конгресса Русского общества истории и философии науки (Москва, 27–29 сентября 2024 г.). М.: Русское общество истории и философии науки, 2024. С. 498–501.
- Малых В.С. Трансформации волшебной сказки в «гибридной» научной фантастике (на материале американской и русской прозы XX века) // Многоязычие в образовательном пространстве. 2020. № 12. С. 99–109.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репр. М.: Восточная литература, 2000. 407 с.
- Милославская В.В. Мифопоэтика и интертекстуальность как способ расширение художественного пространства сказки братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» // Гуманитарные и юридические исследования. 2014. № 1. С. 171–174.
- Назиров Р.Г. Сказочные талисманы невидимости // О мифологии и литературе, или Преодоление смерти: статьи и исследования разных лет. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010. С. 43–60.
- Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. 200 с
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
- Стругацкие А.Н, Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу. М.: АСТ, 2024. 320 с.
- Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / пер. с франц. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 144 с.
- Циркин Ю.Б. Мифы Древнего Рима. М.: Астрель: АСТ, 2000. 560 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010. 251 с.
- Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
- Tuliakova N., Nikitina N. Travelling to the described present: Mago-space in the Strugatskys’ “Monday begins on Saturday” // Studia Rossica Posnaniensia. 2021. Vol. 46. No. 2. Pp. 93–104.
Дополнительные файлы
