Кластер Government Relations (GR) в системе отношений бизнеса и власти в современной России: технологический и процедурный аспекты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В настоящей публикации автор на основе методов кластеризации, анализа дефиниций, case study, исторической ретроспективы, юридической догматики, сравнения и сопоставления предпринимает попытку комплексного раскрытия ведущих GR-технологий и описания процедурного аспекта отношений власти и бизнеса в условиях российского политического порядка. Решая задачи, связанные с изложением ведущих технологий GR-интеракций и характеристикой процессной стороны систематических практик продуманных и планируемых взаимоотношений с органами государственной власти, автор выделяет следующие способы участия делового сообщества в GR-отношениях: структурное давление (подчинение решений публичной власти действиям экономических акторов), в том числе формальная инкорпорация представителей деловых кругов в государственный аппарат, инструментальное давление (заключение разовых формальных и неформальных договоренностей), в том числе «обмен» денежных средств на преференции со стороны заинтересованных должностных лиц, финансовое давление (монополизация значимых активов или имущественных прав в руках крупного бизнеса и/или установление обширного мажоритарного контроля за такими ресурсами), деятельность легальных предпринимательских объединений, союзов, ассоциаций и саморегулируемых организаций, давление через насыщение государственного бюджета. В заключении обозначаются препоны, которые препятствуют или тормозят полноценную институционализацию практик government relations в качестве самостоятельной разновидности менеджмента: отсутствие законодательного разрешения на ведение профессиональной лоббистской деятельности, привычка руководителей крупного звена к так называемому ручному управлению, что подталкивает их к личной вовлеченности в налаживание контактов с государственными служащими, нехватка профессиональных GR-менеджеров с экспертным и аналитическим уклоном.

Об авторах

Вадим Владиславович Зубов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: zubov305@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6446-3221
SPIN-код: 1747-1789
Scopus Author ID: 57211342801

кандидат исторических наук, доцент, департамент политологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций

Россия, г. Москва

Список литературы

  1. Шатилов А.Б., Никитин А.С. GR для эффективного бизнеса. М.: ИНФРА-М, 2024. 143 с.
  2. Bentley A.F. The process of government. A study of social pressures. Chicago: The University of Chicago Press, 1908. 502 p.
  3. Шетов А.А. GR-менеджмент как инструмент управления взаимодействием организации с государством: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2015. 24 с.
  4. Баранников Д.И. Развитие отечественного патриотического предпринимательства и вопрос социальной опоры власти в постсоветской и современной России // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 9. С. 80–86.
  5. Кузьмин А.Е. Тренды мобилизационных технологий: grassroots-технологии и astroturfing // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2015. № 1. С. 88–91.
  6. Лескова Ю.Г. Саморегулируемые организации в системе некоммерческих корпоративных организаций // Юридическая наука. 2011. № 3. С. 39–42.
  7. Матвеев И.А. Крупный бизнес в путинской России: старые и новые источники влияния на власть // Мир России. Социология. Этнология. 2019. № 1. С. 54–74.
  8. Почхуа Н.З. Связи с правительством (GR) – корпоративные коммуникации – лоббизм: проблема соотношения социальных практик // Социология власти. 2011. № 3. С. 150–157.
  9. Тузовский А.С. Комплаенс-контроль в структуре GR-менеджмента компании: на пути к стратегическому мышлению // Вестник ЗабГУ. 2015. № 08 (123). С. 82–87.
  10. Филиппов А.Р. Политическая идеология как разновидность манипулирования // Власть. 2024. № 3. С. 133–139.
  11. Филиппов А.Р., Новиков О.Г. Теоретические подходы к исследованию общественного согласия // Социально-политические науки. 2023. Т. 13. № 5. С. 13–28. doi: 10.33693/2223-0092-2023-13-5-13-28. EDN: XXUJSY.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».