Анализ возможностей совершенствования нишевых продуктов для повышения удовлетворенности потребителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Исследование посвящено изучению особенностей рыночных ниш, а в частности – определению маркетинговых возможностей развития рыночных ниш на основе более глубокого понимания потребителя и оптимизации потребительских свойств нишевого продукта. Проведенный анализ перспектив развития ниши позволяет сделать вывод о важности соотнесения продукта с требованиями нишевых потребителей. В статье проанализированы направления работ по углубленному анализу потребностей и ценностей нишевых потребителей. Обе категории играют важную роль в существовании ниш, органически зависимых от своих потребителей. Показано, что углубление в механизм ценностных оценок потребителей предоставляет хорошие возможности для эффективного развития нишевых продуктов. Понимание ценностных ориентиров позволяет более точно определять целевую аудиторию. В работе проанализирован подход к развитию нишевого продукта за счет оптимизации потребительских свойств продукта, что позволяет расширять его целевую аудиторию. Концепция основана на модели Ч. Ким и Р. Моборн, позволяющей оптимизировать потребительские характеристики. Рассмотрены возможности применения моделей поиска улучшения потребительских свойств Н. Кано, совместного анализа, морфологической матрицы Ф. Цвикки. Изучены возможности улучшения потребительских свойств нишевого продукта на основе анализа потребительского опыта. Показано, что на разных этапах взаимодействия потребителя с нишевым продуктом имеются ресурсы для повышения удовлетворенности потребителя. Обсуждены подходы к поиску таких решений. Показаны способы применения рассмотренных моделей на практике.

Об авторах

Борис Евгеньевич Токарев

Государственный университет управления

Email: tokarevboris@gmail.com
д.э.н., профессор кафедры маркетинга

Список литературы

  1. 1. Аакер Д. Бизнес-стратегия. От изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных стратегий. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2007. – 464 c.
  2. 2. Балахнин И. Маршрут построен! Применение карт путешествия потребителя для повышения продаж и лояльности. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 140 c.
  3. 3. Брилль Д.А. Специфичные рыночные ниши: условия возникновения и перспективы развития // Личные продажи. – 2009. – № 3. – c. 222-227.
  4. 4. Дью Р., Сайрус А. Клиентский опыт: Как вывести бизнес на новый уровень. - М.: Альпина Паблишер, 2020. – 320 c.
  5. 5. Иванов А.Н. Как придумать идею, если вы не Огилви. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 240 c.
  6. 6. Калбах Дж. Путь клиента: создаем ценность продуктов и услуг через карты путей, блупринты и другие инструменты визуализации. / Пер. с англ. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 433 c.
  7. 7. Канеман Д. Думай медленно, решай быстро. / Пер. с англ. - М.: АСТ, 2014. – 635 c.
  8. 8. Ким Ч., Моборн Р. Переход к голубому океану. За пределами конкуренции. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.
  9. 9. Клебанов А.И., Токарев Б.Е. О понятии рыночная ниша // Маркетинг. – 2010. – № 2(111). – c. 19-28.
  10. 10. Котлер Ф., Фернандо Триас де Бес Латеральный маркетинг: Технология поиска революционных идей. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 192 c.
  11. 11. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг-менеджмент. / Экспресс-курс. Пер.с англ. - СПб.: Питер, 2016. – 460 c.
  12. 12. Кристенсен К. Дилемма инноватора. / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 238 c.
  13. 13. О’Генри Короли и капуста. / Пер. с англ. - Санкт-Петербург: Азбука, 1904. – 277 c.
  14. 14. Одрин В.М., Картавов С.С. Морфологический анализ систем. Построение морфологических таблиц. - Киев: Наукова Думка, 1977. – 148 c.
  15. 15. Остервальдер А. Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 312 c.
  16. 16. Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Андреев С.Н. и др. Маркетинг: создание и донесение потребительской ценности. / Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 589 c.
  17. 17. Талер Р. Новая поведенческая экономика. / Пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2015. – 550 c.
  18. 18. Тамберг В.В., Бадьин А.В. Новая рыночная ниша. От идеи к созданию востребованного продукта. - М.: ЭКСМО, 2008. – 256 c.
  19. 19. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 270 c.
  20. 20. Уэлен Дж. Дизайн пользовательского опыта. Как создать продукт, который ждут. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 154 c.
  21. 21. Ферр Н., Джеф Даер, Клейтон К. Кристенсен Создавая инновации. Креативные методы от Netflix, Amazon и Google. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2017. – 304 c.
  22. 22. Хруцкий В.Е. Ниша рынка: что это и как в нее устроиться. Advertology.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.advertology.ru/article30390.htm (дата обращения: 20.02.2023).
  23. 23. Эйбелл Д. Стратегические окна. / В книге: Классика маркетинга. - СПб.: Питер, 2001. – 350-359 c.
  24. 24. Eberle B. Scamper: Games for Imagination Developmen. - Waco, Tex: Prufrock Press Inc, 1996. – 42 p.
  25. 25. Tevfic Dalgic Handbook of niche marketing: principles and practice. - NY: Haworth Press, 2005. – 256 p.
  26. 26. Kano N., Nobuhiku S., Fumio T., Shinichi T. Attractive quality and must-be quality // Journal of the Japanese Society for Quality Control. – 1984. – № 2. – p. 39-48. – doi: 10.20684/quality.14.2_147.
  27. 27. Kelly S., Johnston P., Danheiser S. Value ology: Aligning sales and marketing to shape and deliver profitable customer value propositions. - N.Y.: Palgrave Macmillan, 2017. – 219 p.
  28. 28. Levitt T. The Marketing Imagination. - New York: Free Press, 1983.
  29. 29. Orme B.K. Getting Started with Conjoint Analysis: Strategies for Product Design and Pricing Research. - Madison: Research Publishers, 2010. – 210 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Токарев Б.Е., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».